Правовое положение отдельных категорий свободного римского населения
Латины - древнейшие жители Лациума и их потомство
В сфере публичного права все латины не имели права служить в римских легионах или на почетных должностях. В частном праве их правоспособность зависела от категории, к которой они относились. Различались: latini veteres (древнейшие жители Лациума и их потомство); latini coloniarii (жившие за пределами Лациума) и latini juniani (вольноотпущенники).
Latini veteres имели почти те же права, что и римские граждане (как ius conubii, так и ius commercii).
Остальные латины имели только ius commercii. Но и эта правоспособность ограничивалась для латинов-вольноотпущенников. О них говорили, что "они живут как свободные, умирают как рабы", так как они не имели права составлять завещаний, после них не допускалось наследование по закону, а все их имущество (без обременения обязательствами умершего) переходило к господину. Споры латинов решались теми же судами и в том же порядке, что и споры римских граждан. Латины при известных условиях могли перейти из состояния латина в состояние римского гражданства. В I в. до н.э. всем жителям Италийских земель было предоставлено римское гражданство; а с III в. н.э. сохранились ограничения правоспособности только для латинов-вольноотпущенников, но и эта категория была упразднена Юстинианом.
Перегрины
Перегринами назывались все другие подданные Римского государства, не имевшие римского или латинского гражданства. Если в древнейшем Риме неграждане составляли категорию врагов (hostes), лишенных всяких прав, то со временем те неримляне, которым была сохранена свобода, стали называться перегринами. В публичном праве они были лишены каких бы то ни было прав, а в частном подчинены своему национальному праву. С развитием частно-торгового оборота для регулирования отношений между перегринами и римлянами, а также перегринов между собой претор перегринов с помощью юристов постепенно выработал ius gentium. Приобретение римского гражданства для перегринов было затруднено и предоставлялось Римским государством в награду за различные услуги.
Вольноотпущенники (libertini)
По акту об освобождении раб становился вольноотпущенником. Он получал римское гражданство лишь в том случае, если освобождался римским гражданином одним из формальных способов освобождения с соблюдением всех ограничений, установленных законом.
Однако римляне-вольноотпущенники не были уравнены в правах со свободными римскими гражданами. Вольноотпущенники не имели права занимать почетные должности (ius honorum), не имели избирательных прав, имели ограниченный ius connubii (не имели права вступать в брак с сенаторами, а ранее и со свободнорожденными). Они были связаны с бывшим господином (теперь патроном) обязанностями патроната. Вольноотпущенник-клиент должен был оказывать патрону и члену его семьи почтение: подносить подарки, оказывать материальную помощь, выкупать патрона из рабства, но не предъявлять патрону некоторых исков, исполнять для патрона некоторые виды работ, обусловленные актом об освобождении: либо обычные работы по дому, либо сельскохозяйственные работы, работы в ремесленной мастерской и т.п. Имущество вольноотпущенника, не оставившего потомства или завещания, переходило патрону. Патронатные отношения могли быть погашены в исключительных случаях либо по милости императора, либо ввиду неблаговидного поведения патрона.
Латинами становились рабы, отпущенные на волю латином-господином либо римским гражданином без соблюдения формальностей.
Вольноотпущенники-латины получали лишь ius commercium в ограниченном объеме. Они не имели права свободно распорядиться имуществом на случай своей смерти, все их имущество наследовал патрон.
Перегринами становились освобожденные рабы, которые во время рабства были окованы, клеймены и пытаемы, осуждены на гладиаторские бои или борьбу со зверями. Их правовое положение было таким же, в каком находились представители враждебных народов, покоренные вследствие войны. Они обладали ограниченной свободой, не могли проживать в Риме и его окрестностях (100 миль от стен города), не могли достигнуть ни статуса римского гражданина, ни статуса латина. Нарушение запретов каралось возвращением в рабство.
В постклассическом праве были отменены различия в правовом положении вольноотпущенников.
Юстиниан отменил различия между вольноотпущенниками и свободнорожденными, кроме некоторых отношений патроната, соединив всякое освобождение с aureorum anulorum (правом ношения золотого кольца) и natalium restitutio (возврат свободного происхождения).
Колоны
В период империи целый ряд причин (среди которых прекращение завоевательных войн, поставлявших рабов; большая смертность рабов; слабый естественный прирост) сделал невыгодной и неэффективной обработку земли рабами. Труд рабов стал вытесняться колонами, которые брали в аренду мелкие участки земли за натуральный оброк (colonia partiaria), а иногда на условиях барщины. Представляя беднейшие слои населения, колоны попадают вначале в экономическую зависимость от землевладельцев, а затем и в юридическую. Целым рядом императорских конституций они прикрепляются к земле: в кадастрах в числе доходных статей земли стали указываться и жившие на ней колоны; в 322 г. предписывается принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли; в 357 г. запрещается продажа земли без живших на ней колонов; владелец земли может виндицировать колона, оставившего землю (по образцу виндикации раба), мужчину в течение 30, а женщину - 20 лет.
К основаниям возникновения колоната Кодекс Юстиниана относит: рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; соглашение между будущим колоном и землевладельцем; проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях колона; превращение в колонов трудоспособных лиц, занимающихся нищенством. Прекращение колоната происходит по двум основаниям: приобретение колоном занимаемого участка в собственность и возведение колона в епископский сан.
Таким образом, на смену рабству как основной форме эксплуатации в рабовладельческом Риме приходит колонат. Колоны представляли собой прообраз крепостных крестьян в феодальном обществе.
Правовое положение рабов
Рим был рабовладельческим государством на всех этапах своей истории. Собственники рабов - в основном физические лица, но Рим знал и государственных рабов, и рабов отдельных муниципий.
Способы установления рабства:
основной способ - захват пленных на войне;
пиратство и частное порабощение рабов по всему Средиземноморью;
в древнем праве - продажа римского гражданина за долги и частные сделки самозаклада;
присуждение к некоторым видам наказаний за совершение тяжких преступлений (работы в рудниках, борьба с дикими зверями);
вступление свободной женщины в связь с рабом и после нескольких предупреждений не прервавшей с ним связи.
Способы освобождения от рабства
В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя способами:
manumissio vindicta - освобождение путем мнимого процесса о свободе;
manumissio testamento - освобождение по завещанию;
manumissio censu - освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного.
В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей.
Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства:
можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100;
нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет;
господин не может быть моложе 20 лет;
если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора.
В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора.
Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.
Правовое положение рабов в разное время истории Рима было различным. Если в Древнем Риме хозяин имел в отношении своего раба право жизни и смерти, т.е. мог даже убить его, то в христианскую эпоху, безусловно, запрещалось убивать своих рабов даже за совершение тяжких преступлений. Рабы пользовались правом убежища в храме, церкви, монастыре. Излишняя жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом, и господин принуждался продать такого раба.
Убийство чужого раба наказывалось по Закону Аквилия уплатой его наивысшей стоимости в течение последнего года. За вред, причиненный рабом, отвечал его хозяин по ноксальному иску: он должен был сам возместить вред или выдать раба "головой" для обработки долга потерпевшему.
Вместе с тем положение рабов при патриархальном рабстве было менее тяжелым, чем во времена классического рабства. Раб был членом семьи (familia) хозяина, и работа в натуральном хозяйстве не была столь обременительной, как в последующие века на плантациях.
Государство жестоко расправлялось с рабами, восстававшими против своих хозяев из-за непереносимо тяжких условий жизни.
Несмотря на полное правовое бесправие рабов, они пользовались некоторым признанием своей человеческой личности. Хозяин обязан был похоронить раба после его смерти, и место погребения считалось священным (locus religiosa). Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие семейно-брачных связей, родительских отношений. Вместе с тем правовых отношений из этих фактических связей не возникало, хотя некоторые правовые последствия признавались.
Так, брак рабов (conturbenium) влек за собой два последствия:
кровное родство, проистекавшее из таких связей (cognatio servilis), было препятствием для заключения брака и после освобождения раба;
нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным господам (separatio dura).
С развитием хозяйственного оборота Римского государства возникла необходимость правового урегулирования некоторых отношений с участием рабов. Раб мог заключать отдельные сделки, ответственность по которым нес хозяин раба, однако лишь в определенных пределах: если господин сам уполномочил раба на совершение сделок в качестве управляющего, приказчика и т.п., то он полностью отвечал по таким сделкам.
Практиковалось выделение в управление рабу обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства (пекулий). Пекулий оставался собственностью господина, он отвечал по сделкам раба в объеме пекулия, но после смерти господина пекулий подлежал специальному наследственному регулированию, а в случае освобождения раба закреплялся за ним.
Опека и попечительство
Опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними и женщинами; попечительство (cura) - над безумными, расточителями, лицами, не достигшими 25 лет.
Различие между опекой и попечительством состояло в том, что опекун придавал юридическую силу сделкам подопечного формальным актом до совершения такой сделки. Попечитель выражал свое согласие неформально иногда и после совершения сделки.
Опека и попечительство устанавливались только над лицами sui iurris, т.е. не находившимися ни в чьей власти.
Опекунами и попечителями не могли быть неграждане, женщины (кроме матери и бабушки при известных условиях), немые, глухие, неполнолетние, лица духовного звания, солдаты, муж в отношении жены, кредиторы и должники подопечного, лица заинтересованные и враждебные, расточители и др.
Опека (попечительство) прекращалась с отпаданием оснований ее установления, в связи со смертью или ограничением правоспособности опекуна. Опекун мог быть устранен вследствие недоверия (обман, расточительство, недобросовестность и т.д. опекуна), что влекло infamia (умаление чести) опекуна. Деликатный иск к опекуну влек уплату растраченного в двойном размере. Этот иск был не только штрафным, но и популярным - его могло заявить любое заинтересованное лицо.
Опекун мог отказаться от исполнения обязанностей только в исключительных случаях (например, больные, старше 70 лет и др.).
Опека над несовершеннолетними (tutela impuberum)
Эта опека прекращалась для мужчин достижением совершеннолетия, а над женщинами она была пожизненной.
Римскому праву было известно три типа опеки:
законная опека (tutela legitima);
опека по завещанию (tutela testamentaria);
опека, назначенная магистратом (tutela dativa).
В отношении имущества подопечного опекун выступает вместо собственника. Он может приобретать за подопечного права собственности и владения, но не другие права, ведет процесс от имени подопечного.
При управлении имуществом он должен быть добросовестным, обязан сделать опись имущества и обеспечить его сохранность. Он может отчуждать только вещи ненужные и подверженные порче. Не вправе отчуждать земельные участки и другое ценное имущество. Вступая в должность, он должен предоставить обеспечение, а в постклассическое время вводится генеральная ипотека (залог) подопечного на имущество опекуна. Растрата имущества опекуном считалась преступлением. Опекун обязан был возместить подопечному убытки, вызванные умыслом и нерадивостью; в свою очередь, он был вправе требовать возмещения своих расходов на подопечного.
Опека над женщинами не прекращалась совершеннолетием женщин. Опекун не имел права ни над личностью женщины, ни над ее имуществом. Его власть требовалась только в отношении некоторых ответственных юридических действий, например для совершения формальных цивильных сделок манципации, манумиссии, составления завещания и др. Упадок опеки женщин начался уже при ранней республике, а при поздней опека сводилась к чистой формальности. К концу классического периода эта опека прекратилась вовсе.
Попечительство (cura) назначалось над безумными (curra furiosi) и над расточителями (с. prodigi). Это древнейшие формы, предусмотренные Законом XII Таблиц, а еще ранее обычаями предков. Cura - означает заботу. Попечитель обязан управлять имуществом вверенного лица, вести за него процессы.
Намного позже сложилось попечительство над лицами, не достигшими 25 лет (puberes minores). Вначале это попечительство устанавливалось только по просьбе этого лица. Попечитель давал согласие на совершение сделок своим подопечным.
Попечительство могло назначаться лицам, которые в силу своего физического недостатка или постоянной болезни не могут сами вести дела: для глухих, немых и др.
Кроме того, магистрат мог установить попечительство исключительно в целях управления имуществом: отсутствующего лица; в интересах неродившегося ребенка; непринятого наследства и др.
Юридические лица
Еще со времен Законов XII Таблиц в имущественных отношениях наряду с физическими лицами участвовали и организации (объединения), определенным образом организованные и располагавшие обособленным имуществом, по современной терминологии - юридические лица. Термин был неизвестен римскому праву. Постглоссаторы ввели в оборот понятие persona fictiva. Римляне использовали целый ряд наименований: collegia, societas, universitas, муниципии и т.п.
Не создали римские юристы и законченной теории юридических лиц, так как в то время юридические лица только зарождались и мало участвовали в товарообороте. Признание юридической личности организации складывалось постепенно.
Первыми юридическими лицами были, по-видимому, муниципии, городские общины, которым государство предоставляло самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Претор признавал за муниципиями право искать и отвечать в суде через особых представителей (actores), назначавшихся для каждого дела декретом муниципального совета. Вслед за муниципиями и по их образцу были признаны субъектами права и частные корпорации. Ряд государственных учреждений, латинские и перегринские общины, храмы, коллегии жрецов, коллегии государственных служащих осуществляли функции за счет своего имущества. Законы XII Таблиц (VIII, 27) предоставляли коллегиям (сообществам) право заключать любые соглашения, лишь бы они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Создавались в это время коллегии свободно. В классическом праве возникли крупные и многочисленные корпорации эквесторов (всадников), публиканов (откупщиков), аргентариев (банкиров) и т.д. Юридические лица, кроме религиозных и некоторых привилегированных (например, похоронных), стали создаваться с разрешения Сената и санкции императора.
В кодификации Юстиниана были четко разделены universitates personarum и universitates rerum. Появился новый вид: принудительные объединения.
Первые (среди них collegia, corpora, sodalitates, societas) являлись юридическими лицами либо c хозяйственной, либо с религиозной (и т.д.) целью, обладали собственным имуществом и имели в своем составе отдельных членов. Члены имели право голоса на собраниях, могли избираться в управление объединения.
Вторые (causae piae, фонды, именные фонды) не имели отдельного членства. К ним относились, например, сиротские дома, дома для престарелых, больницы, церкви и т.д. В постклассическом праве появились принудительные юридические лица. При их основании преобладало административное принуждение, членство было постоянным и длилось до самой смерти. Это профессиональные корпорации ремесленников, работников и торговцев. Членскими билетами в них были клейма, нанесенные на тела их членов (С. 11.10.3).
Прекращалась деятельность юридических лиц с достижением цели либо с распадением личного состава (по классическому праву минимальное число членов - три), если их деятельность принимала противозаконный характер.
Относительно содержания категории юридического лица (совокупности - universitas) положения римского права можно свести к следующим:
Юридические лица могут рассматриваться в сфере частного права как физические лица, т.е. являются наряду с физическими лицами субъектами частного права.
Юридическое лицо не прекращается выходом отдельных членов из его состава. Ульпиан пишет, что для советов муниципий и других совокупностей не имеет значения, все ли члены этой совокупности остаются, или остается часть, или весь состав переменился (Д. 3.4.7.2).
Юрист Алфен приводил сравнение с кораблем. Время от времени на корабле приходится менять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же (Д. 5.1.7б).
Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.
От имени юридического лица действует не любой, а тот, кто уполномочен на это законом или решением самого юридического лица (Д. 3.4.3; 3.4.7.2; 3.4.9).
Юридическое лицо обладает имуществом, на которое его члены не имеют права. Марциан пишет, что театры, стадионы и т.п. принадлежат общине как совокупности, как целому, а не отдельным ее членам. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности (Д. 1.8.6.1).
Юридическое лицо само отвечает по своим долгам своим имуществом. Члены юридического лица не отвечают по его долгам, так же как и юридическое лицо не отвечает по долгам своих членов. Ульпиан пишет, что если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельных лиц (Д. 3.4.7.1).
Правоспособность юридических лиц включала в себя права патроната (в отношениях со своими вольноотпущенниками). За немногими исключениями юридические лица не имели права наследовать после граждан.
Таким образом, как справедливо считают ученые, хотя римское право не знало термина "юридическое лицо" и не выработало законченной теории юридического лица, основная мысль о юридическом лице (совокупности - universitas) как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. В римском обществе юридические лица только зарождались и существовали в форме муниципий, религиозных организаций, профессиональных союзов ремесленников, работников, торговцев, благотворительных организаций и т.п.
|