Ограничения права собственности
Ограничения собственности может устанавливать только законодатель. Частные лица не вправе вмешиваться в чужое право собственности.
Еще в древние времена римское право устанавливало границы власти отдельных собственников с тем, чтобы не мешать другим таким же собственникам и дать возможность им сосуществовать, тем самым обеспечивая общественные интересы. Законы XII Таблиц устанавливали конкретные ограничения прав собственника земельных участков в отношении соседей. Классическое право решает проблему уже приниципиально, запретив какое-то ни было злоупотребление правом (Гай, 1.5.3).
По Законам XII Таблиц собственник участка обязан был допускать на свой участок через день соседа для собирания плодов, упавших с соседнего участка, мог срезать ветви, свисающие от соседа до 15 футов, или срубить дерево, пустившее корни на его участок; не обязан терпеть надстройку соседа над границей своего участка, выпячивание стены более чем на полфута; обязан допускать за определенное вознаграждение проход через свой участок к оказавшимся на нем местам погребения и др.
В классическом праве ограничения древнего права в основном сохраняются, но вводятся и новые, обусловленные развитием общественных отношений. Нобелем запрещалось иметь корабли вместимостью сверх 300 амфор; свободные средства предписывалось вкладывать в землю; ограничивались права рабовладельцев на рабов и т.д.
В постклассическом праве запрещалось разрушать дом ради продажи строительных материалов; горнякам разрешалось открывать рудник на любом участке, где обнаруживалась руда; владельцы необработанных сельскохозяйственных участков теряли их в пользу тех, кто их обрабатывал, и т.д.
Виды права собственности
Самым древним видом права собственности была квиритская собственность (dominium ex iure Quiritium). Квиритскими собственниками могли быть наряду с Римским государством и римскими юридическими лицами только римские граждане. В сравнении с другими появившимися позднее видами это была "наилучшая" (optimo) собственность. Для приобретения этой собственности на манципируемые вещи требовался особый обряд манципации или уступка права в ходе процесса - in iure cessio. Квиритскую собственность можно было приобрести по давности правильного юридического владения (usucapio). Эта собственность защищалась с помощью двух основных исков: виндикационного и негаторного.
Преторская, или бонитарная, собственность была введена и защищалась претором. Бонитарными собственниками становились: покупатель, купивший манципируемую вещь у квиритского собственника без обряда манципации; преторский наследник и др.
Создавалось раздвоение собственности, на одну и ту же вещь могло существовать два права собственности: голое квиритское право у квиритского собственника и преторское право у преторского.
Преторский собственник мог стать квиритским по давности владения. В случае утраты вещи он имел особое средство защиты - Публицианов иск. Против квиритского собственника претор давал ему возражение (эксцепцию о продаже и передаче этих вещей - e. rei venditae et traditae или эксцепцию о злом умысле - e. doli). В классическом праве квиритская и бонитарная собственность существовали параллельно.
Собственность перегринов
Неримские граждане - перегрины подчинялись праву своей родины. Jus gentium открыло перегринам доступ к квиритской собственности в интересах прежде всего самих римских граждан путем совершения сделок ius gentium. Права перегринов по таким сделкам защищались перегринским претором исками по аналогии и исками с фикцией, где за истцом-перегрином признавалось свойство римского гражданина (фикция).
Провинциальная собственность
Земли в провинциях не входили в группу манципируемых вещей и не могли быть объектом ни квиритской, ни бонитарной собственности. Собственность на землю в провинциях принадлежала народу или Сенату либо императору. Часть провинциальных земель предоставлялась прежним владельцам для пользования согласно их национальным законам и обычаям. Права отдельных граждан в провинциях обозначались как право владения, узуфрукт, как право иметь, владеть, пользоваться и извлекать плоды, но не право собственности, хотя по содержанию это право было идентично праву собственности и лишь право распоряжения несколько ограничивалось. Собственники провинциальных земель платили в пользу казны особые платежи. В сфере частного оборота провинциальные собственники могли пользоваться только предписаниями ius gentium (но не ius civile). Все это упрощало оборот недвижимости и способствовало его развитию. Защита осуществлялась с помощью эксцепции и модифицированного Публицианова иска.
Собственность в праве Юстиниана
В постклассическом праве постепенно сглаживается противоположность между цивильным правом и преторским, между цивильным и правом народов. Была признана возможность переносить право собственности на манципируемые вещи простой передачей, исчезает различие между манципируемыми и неманципируемыми вещами. Законодательство Юстиниана в интересах прежде всего рабов и землевладельцев отменяет дуализм квиритской и бонитарной собственности, на италийские земли распространяется земельный налог, который ранее существовал лишь на провинциальные земли, вводится публичная регистрация сделок с недвижимостью. Все это сглаживает различие в правовом положении италийских и провинциальных земель.
В законодательстве Юстиниана устанавливается единый вид собственности - частное право абстрактной личности.
Все это позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу написать: "Римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений".
Историки римского права утверждают, что "внутреннюю историю Рима до эпохи Августа можно свести целиком к борьбе мелкой земельной собственности, с крупной, разумеется в той специфической видоизмененной форме, которая обусловлена рабством.
Общая собственность (communio) - это право собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Она могла возникнуть у товарищей по договору товарищества, у сонаследников, у легатариев, при соединении вещей. Каждый из сособственников является субъектом идеальной доли в праве на вещь, а не на материальную часть вещи. Каждый из собственников мог независимо от других отчуждать свою долю, обременять ее узуфруктом, закладывать, нес расходы на содержание вещи и имел право на ее плоды в соответствии со своей долей, нес соответственно доле ущерб, связанный с общей вещью, и т.д. В некоторых случаях требовалось согласие остальных сособственников: например для установления сервитута, отпущения на волю общего раба. В классическую эпоху каждый из сособственников имел право воспрещения (ius prohibendi) в отношении действий сособственников, при этом большинство не имело преимущества над меньшинством. Право общей собственности защищалось против третьих лиц виндикационным и негаторным иском. Сособственники имели иск о разделе общей собственности (actio communi dividundo).
|