Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 18. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Философия науки.

2. Философия техники.

Этот раздел философского знания формируется в XIX веке и на современном этапе представляет собой разветвленную совокупность представлений о строении, основаниям и функциях науки и техники. Непрерывный рост масштабов научной и технической деятельности, качественные изменения в самом содержании научного и техничес­кого знания, новые формы организации научно-технических исследо­ваний - все это и многое другое привело к обострению внимания к предельно общим и узловым, т.е. философски, проблемам науки и техники, необходимости их "оправдания" в связи с нарастающим кризисом культуры и цивилизации.

Занятия философией науки и техники помогут студенту не толь­ко усвоить их социальные функции, но и решать проблемы, связан­ные со своей специальностью, вырабатывать целостное видение своей профессиональной деятельности, получить пищу для новых размышлений. В то же время, изучая философские проблемы науки и техники, необходимо помнить о том, что их изучение тесно свя­зано со знанием истории науки и техники, а также истории мате­матики. Только такое единение истории научного знания и его сов­ременного содержания обеспечивает полноту усвоения и понимания изучаемого материала.

Науку обычно определяют как часть социального бытия, отрасль культуры, сферу человеческой деятельности, связанную с выработ­кой и теоретической систематизацией объективных знаний о мире. Научное знание в корне отличается не только от мнения и веры, но и от других видов достоверного знания. В общем виде это отли­чие - в высокой степени объективной (доказательность, всеобщ­ность, необходимость) я субъективной (уверенность и убежденность) достаточности. В научном знании наиболее точно фиксируется исти­на, т.е. соответствие мысли действительности, понятия своему предмету. Единицами научного знания являются законы и теории, т.е. логически организованные понятия и суждения, которые используют­ся как средство для получения нового знания.



Будучи по-преимуществу объективно-истинным, научное знание дает силу над внешним миром, позволяет человеку властвовать над природой. Оно дает ему свободу от предрассудков и суеверий, раз­личных форм зависимости. Оно раскрывает перед человеком многослойность бытия, дает возможность ему увидеть за кажемостью нечто подлинное, дополнить чувственную картину мира принципиально иной - основанной на разуме.

Однако, наука при всех своих достоинствах и достижениях не является монополистом познания. Достоверные, правильные, истин­ные знания добываются и другими формами социального сознания и деятельности (повседневной жизнью, практикой, искусством). Поэ­тому позиция сциентизма, который считает науку наивысшей и дос­таточной для ориентации человека в мире ценностью, является уз­кой и чрезмерно претенциозной. Надо учитывать сложную системную организацию общественной жизни, в которой другие сферы культуры так же необходимы, как и наука.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни иссле­дования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и экс­перимента. Теоретическое исследование связано о обобщением идей, формулировкой гипотез, законов, принципов, программ. Дан­ные эмпирического исследования фиксируются в виде единичного или частного высказывания. Теоретического - в виде общего. Разли­чаются эмпирические и теоретические суждения и способом провер­ки их истинностного значения: эмпирические проверяются путем верификации (подтверждение физическим экспериментом), теорети­ческие - путем фальсификации (опровержение мысленным экспериментом).

Теоретический и эмпирический уровни функционируют в факти­ческом и логическом единстве и друг без друга не составляют науки, а только ее возможность.

Студенту следует подробнее рассмотреть основные методы науч­ного познания, знать их общую характеристику. Помня о единстве эмпирии и теории рассмотрим вкратце формы эмпирического исследо­вания - наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это специально организованное и целенаправлен­ное изучение внешнего мира и отыскание смысла в событиях. В за­висимости от положения наблюдателя различают внешнее наблюдение, когда события регистрируются во стороны, и внутреннее (включенное) наблюдение, когда события рассматриваются "изнутри". С развитием на­уки и ее инструментальной базы наблюдение становится все более сложным и опосредованным, зачастую переходящим в эксперимент. Но, в отличие от эксперимента, результаты наблюдения в большей степени зависят от субъективной стороны познания - уровня опыта и квалификации наблюдателя, его положительной или отрицательной установки на восприятие или интерпретацию факта,

Влияние субъективности чаще всего возникает в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где итоги наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя и его отношения к наблюдаемому. Частным случаем наблюдения является самонаблюдение, которое используется как один из методов иссле­дования в психологии.

Эксперимент - это качественно иной тип наблюдения, в кото­ром планомерно используются изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Эксперимент в современном смысле является со времен Галилея и Бэкона одним из важнейших средств исследования.

В зависимости от областей бытия выделяют эксперименты физи­ческие, социальные, психофизиологические и др. Важным направле­нием экспериментирования является использование моделей, которые могут иметь использование физической, математической или какой-либо иной природы.

Цель модельного экспериментирования - глубокое изучение свойств оригинала и всех вариантов его функционирования в реаль­ной обстановке. Изучение теоретического уровня научного познания рекомендуется начинать с усвоения смысла научных абстракций и идеализированных объектов. Научная абстракция - это отвлечение от единичного, случайного, несущественного и выделение общего, необходимого и существенного, чтобы достигнуть научного объектив­ного познания. Идеализация есть мысленно сконструированное понятие об объектах, процессах и явлениях в их предельном проявлении. Идеа­лизированные объекты (точка, окружность, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.) в реальной действительности не существуют. Но они, являясь предметом научного исследования, дают возможность получать обобщенное "чистое" знание, что неизмеримо повышает эффективность познавательной деятельности.

Абстрагирование, моделирование, идеализация - интеллектуальная основа научной теории, средство объяснения и предвидения. Они ' находятся в неразрывном единстве и определяются друг через друга. Возьмем, например, реальные газы и абстракцию идеальный газ . Идеальный газ - это идеализация, т.е. понятие о вымышленном объекте, созданном абстрагированием. В то же время "идеальный газ - это модель газа вообще, отражение его свойств в качестве "вещи в себе", вне деформирующих влияний внутренней структуры м внеш­них условий.

Аккумулятором всего ценного в науке является теория» которая представляет собой развернутую систему знаний, взглядов и мышления. Всякая теория - это совокупность взаимосвязанных высказываний, объединенных отношением выводимости. Начальное положение - это основа, начало теории, а другие - следствие. Этих следствий ищет быть сколько угодно много. Чем больше следствий, выводов, тем выше эффективность теории.

Высказывания научной теории представляют собой законы различ­ной степени общности, выраженные научным языком, в т.ч. языком математики. Если рассмотреть, к примеру, современную теория небес­ной механики, то мы увидим, что законы Эйнштейна включают в себя законы Ньютона, а законы Ньютона включают в себя законы Кеплера. Законы - главная ценность теории. Между ними существуют различные отношения: некоторые из них независимы и равноправны, т.е. их Нельзя вывести друг из друга; другие выводимы из более общих за­конов .

Образом научной теории может служить многоэтажная пирамида, на вершине которой - самые общие, невыводимые законы (постулаты), потом идут законы меньшей степени общности, а на нижнем этапе - след­ствие, т.е. знание о событиях и объектах.

Главное отличие теории как системы последовательно выводимых суждений от эмпирических измерений, наблюдений, описаний состоит в том, что теория объясняет и предсказывает. С точки зрения логи­ки объяснение и предсказание идентичны: они есть последовательное выведение одних положений теории из других. Отличие их в том, что научное объяснение относится к известным явлениям в прошлом, а научное предсказание - к неизвестному в будущем. Однако теорети­ческий порядок, лежащий в основе рассуждений в прошлом (объяснение) и будущем (предсказание) одинаков. Он опирается на объективные законы, правила логики и цели ученого. Студенту следует обратить особое внимание на усвоение специфики отражения действительности в законах науки, разобраться в том, что такое гносеологический статус теории.

В отличие от других форм познания законы науки более объектив­на и общезначимы. Они не зависят от восприятия. Высокая степень абстрагирования дает возможность выражать законы науки в символи­ческом, условном языке (система математических символов), между которым и действительности нет чувственного подобия. Модели от­ражают свойства, а законы - связи, но не всякие, а устойчивые, постоянные, общие. Действие ни одного закона механики, например, нельзя наблюдать в жизни, т.к. нет идеальных условий. Законы нау­ки - это отвлечение от ряда условий, они относятся не к первичным, чувственно воспринимаемым объектам, а к объектам идеализованным, так называемым абсолютам. Например, импульс системы тел соединяет­ся при ее полной изоляции от внешнего воздействия. Планеты движут­ся по законам Кеплера лишь в идеальной солнечной системе, когда на них не действуют ни тела, ни энергия. Но в материальном мире нет абсолютного. Объекты законов науки - лишь модели материальных тел и процессов. Эти модели отражают наиболее существенное в объек­тах, постоянные связи в идеализированных модельных объектах.

Исходя из этого, можно сказать, что законы науки не могут применяться к реальной действительности изолированно, а лишь в связи друг с другом. Например, первый закон механики может описы­вать взаимодействие реальных объектов лишь в связи с законом тре­ния". Это относится ко всем законам: они работают только в единст­ве с другими. Сила науки - во взаимосвязи ее законов. Поэтому можно сказать, что система законов и есть научная теория. Одновре­менно законы науки можно рассматривать как знаковые модели дейст­вительности. К примеру, законы Кеплера - это математическая модель идеальной планетарной системы.

В логическом плане законы науки рассматриваются как предложе­ние, утверждающее или отрицающее нечто о связях, причем в опосре­дованной форме, через модели. Законы применимы лишь к модельным объектам и отражают необходимость и устойчивость связи, которая есть только в мире моделей. Научные законы осуществляют две функции: 1) гносеологическую - они отражают необходимые и существен­ные связи; 2) логическую - они есть форма для выведения других законов или следствий.

Гносеологический статус науки, т.е. в каком смысле научные законы являются отражением объективной действительности, нераз­рывно связан с понятием структуры теории. В чистом виде структура научной теории состоит из трех компонентов: система объектов - модель объектов - научные законы. Здесь надо обратить внимание на то, что всякая теория есть единство содержания и структуры, гносеологического и логического. Содержание теории отражает объек­ты. Структура теории - не есть копия структуры объектов: одна теория может быть реализована в разных структурах (формулах), а несколько теорий иметь одну структуру. К примеру, со стороны структуры теории идеального газа и упругих тел одинаковы, у них одна формализованная модель.

В целом научная теория не только представляет объекты, но и отражает приемы и субъекты мышления, а также выражает логику науч­ного познания.

Наука о структуре самой теории, о путях теоретического мыш­ления есть метатеория, которая излагается на метаязыке. В целом

строение научного знания можно выразить следующим образом. Первая группа компонентов - объекты и модели объектов. Это область конк­ретной науки. Вторая группа - теории, модели теорий, метатеории. Это область логики и методологии науки.

Надо различать теоретический и эмпирический смысл теории. Научная теория имеет отношение к миру при условии, что она обладает теоре­тическим смыслом и эмпирическим значением. Это стороны теории раскрываются путем теоретической и эмпирической интерпретации, за которыми идет практическая проверка и затем возможная корректиров­ка эксперимента или теории.

Эффективность науки определяется не только внутренним ростом обоснованного и доказательного знания, но и влиянием вненаучных и не­научных факторов, которые могут направить использование науки в русло добра или зла. Возникает вопрос о единстве науки и нравст­венности, о системе ценностей, на которые опирается наука, об эти­ке ученого. Высокий уровень нравственных требований - необходи­мое условие функционирования науки в интересах человека. Назначе­ние науки - не просто в усилении господства человека над силами природу, а, главным образом, - в саморазвитии человека, совершенст­вовании его интеллекта и внутреннего мира в целом.

В современной духовной культуре в сложном отношении сосущест­вуют три картины мира - религиозно-мифологическая, философская и научная. Наблюдается тенденция к их синтезу, к созданию целостной картины мира.

Создание синтетической картины мира связано с выявлением об­щих закономерностей возникновения и развития науки. Здесь следу­ет усвоить разницу между фактологическим описанием и теоретичес­ким объяснением, осознать узость евроцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождение науки.

В то же время необходимо ознакомиться с современными общими моделями развития науки: неопозитивистская модель, концепция научного знания К.Поппера, идея смены парадигм Т.Куна, концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса, эволюционистская модель и др.

Студенту под силу самостоятельно освоить и такие закономернос­ти в развитии науки, как соотношение традиций, стилей мышления и творчества; проблема преемственности и соотношение теорий в научном познании. Особое внимание следует обратить на революции в науке, которые представляют собой коренные преобразования ос­новных научных понятий, концепций, теорий, программ. В то же вре­мя научные революции вызываются нетолько дифференциацией и интег­рацией наук, неравномерностью развития различных научных областей я дисциплин, ко и самыми разнообразными социальными сдвигами.

Современная философия науки сконцентрирует внимание на аксиологических проблемах. На первый план выходят идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследо­ваний, которые рассматриваются в сочетании с гражданской ответст­венностью ученых.

Техника - это совокупность искусственно созданных средств деятельности, которые по своему суждению являются овеществлением, материализацией эмпирических или теоретических знаний человека. В то же время техника, как и наука, - часть культуры, такое дина­мически растущее множество артефактов, которое непосредственно связано с духовной и материальной историей человечества и являет­ся способом к существованию.

Техника в своем развитии прошла несколько этапов. В доиндустриальных обществах техника выступает в виде совокупности разнооб­разных орудий труда, как искусное ремесло. Основой орудийной тех­ники является накопленный поколениями эмпирический опыт, уменье, навыки.

Начиная с промышленной революции ХУШ века техника вступает в машинный этап развития. В основе машины лежит уже научное знание, что дает возможность заменить многие физические усилия человека и животных и осуществлять технологические функции человеческой руки с помощью специальных устройств.

В середине XX века начался новый этап в развитии техники - поя­вились и стали быстро распространяться автоматы, т.е. технические средства, заменяющие некоторые технологические функции интеллекта. Наиболее динамичным и перспективным направлением автоматизирован­ного труда и быта является компьютерная техника, положившая нача­ло новой компьютерной революции в технологической стороне общественной жизни. С ее помощью происходит быстрое освоение в практи­ческих целях всех форм движения материи, всех сторон научно-тех­нического процесса.

К традиционным философским вопросам техники относятся вопросы о соотношении естественного и искусственного в жизни человека, о взаимоотношении техники и науки, о предмете технических наук, о соотношении техники, технологии, организации и др. На современ­ном этапе ведущим направлением философского анализа техники явля­ется ценностный подход к ней по всему фронту существующих проблем. По-новому начинает осознаваться рациональность технической дея­тельности. Она дополняется гуманистическими идеалами и социокультурными параметрами. Такой подход требует переосмысления истории науки и техники в контексте истории общества, выработки на этой основе реальное знание о научно-техническом прогрессе.

К третьему тысячелетию нашей эры человечество достигло глобаль­ного технологического могущества, но опираясь при этом на традиции технической цивилизации европейского типа, зашло в тупик. С одной стороны, созданы предпосылки ноосферы и последующей ее эволюции в космосферу жизни. С другой - вышедшие из-под контроля общества гонка вооружений и планетарный экологический кризис подвели Вселен­ную к катастрофе, вероятность которой стремительно растет. Об этом предупреждали ведающиеся мыслители конца XIX - начала XX веков. Исторически сложившиеся идеалы, нормы и средства технического пре­образования природы утратили реальную ценность и их ошибочность становится все явственнее. И хотя общество и сегодня еще не располагает адекватной теорией научно-технического прогресса, практически общепризнано, что центральное место в ней должно принадлежать принципам гуманизации и экологизации сознания и деятельности людей.

На пути к новой философии техники надо пересмотреть некоторые классические философские проблемы. Это, прежде всего, проблема со­отношения материальной и духовной культуры. Знания в данной области сегодня оказываются недостаточными для обоснования новых мето­дов практической деятельности. Здесь не хватает философски обос­нованных предложений о возможных целях, границах и условиях антропогенного изменения природных процессов. Следствием этого является узкий прагматизм в постановке задач и определении средств технологического развития.

Важной является проблема взаимодействия и теоретической интер­претации истории общества, его культуры, науки, техники и природы как целостного всемирно-исторического процесса. Познание стабильных во времени внутренних и внешних факторов развития техники, ее ло­гики и истории является инструментом ее целенаправленного изменения.

И наконец, нарастает проблема корректировки ценностей, идеалов и вытекающих из них целей и норм технической деятельности. Здесь необходимо более полное осознание людьми общности интересов, своей принадлежности единому человеческому сообществу. Этого требует и динамика научно-технических изменений, которая настолько усилилась, что социально-культурное освоение этих перемен уже за ней не пос­певает. Распадаются общественные структуры и представления о куль­турных нормах. Прежде всего это относится к разладу между техническими возможностями и не изменившимися нормами, представлениями, поведением.

В этой ситуации нужны новые рациональные способы оценки техни­ки, которые повлияют на поиск технических решений. Оценка техники должна стать объединяющим инструментом, противостоящим бесконтроль­ному ее развитию. Сознательный учет альтернативных возможностей и оценка ожидаемых последствий в свете ценностных критериев (инте­ресов, потребностей, приоритетов, предпочтений) - основные состав­ляющие оценки техники и единственный путь к рациональному решению проблемы.

Новая рациональная модель техники должна включать в себя норма­тивный аспект, выделять в качестве целей определенные состояния, к достижению которых и надо стремиться. Дело в том, что естественные и технические науки "отвечают" на вопрос, что мы можем делать, но что мы должны делать, они объясняют возможное положение вещей, но не каши цели. Поэтому появляется новый вопрос о механизме управле­ния и контроля за техническим потоком. Неотъемлемыми моментами такого механизма являются этический, гуманистический, экологический, военный аспекты. Но сами по себе, без учета условий, этический и другие постулаты не могут быть реализованы. Их внедрение в пове­дение определяется направлениями научной деятельности, финансовой политикой, экономическими предпочтениями, средствами массовой инфор­мации. Решающую роль в формировании новой этики техники принадлежат последним. Через них к нам поступает большая часть того, что мы зна­ем и думаем о мире, они существенно формируют общественное мнение.

Поэтому при оценке техники и при синтезе этики и теории техни­ческого развития роль СМИ как регулятора согласованных решений ста­новится доминирующей.

В современной философии техники все чаще отправной точной и целью размышлений становится человек. Осмысление развития техники затраги­вает как научные, так и духовно-культурные аспекты. При анализе об­щественной и индивидуальной значимости научно-технического развития все больше стремятся исходить из следующих соображений. Социальному прогрессу как основе для свободного развития личности нужен как контроль над формированием окружающей среды, так и контроль над техникой. Решение социальных задач с помощью техники должно опи­раться на сопоставление с возможным ущербом при безусловном прио­ритете гуманитарных целей. Техническое развитие в качестве состав­ной части должно включать вопрос о том, насколько то, что возможно с научно-технической точки зрения, является социально, экономически и гуманистически доступным.

Человеческий облик научно-технического развития (т.е. его ориен­тации на критерии гуманизма) все в большей степени способствует ин­теграции не только естественных, социальных и технических наук, но и всего знания в целом. Разработаны первые программы демократизации, гуманизации и экологизации инженерно-технического мышления.

Принцип демократизации требует учета противоположных подходов к оценке техники от полного ликования до абсолютного скептицизма, знания всех альтернативных решений.

Предпосылкой реальной демократизации в сфере технической поли­тики является синтез двух культур, технической и гуманитарной рациональностей. Для гуманитарной культуры характерен широкий спектр оценок существующего положения вещей. Однако технические позиции и критерии в решении технических проблем до сих пор являются опре­деляющими. Преодоление раскола культур связано не с отрицанием техники, а с новыми техническими решениями, полностью отвечающим гуманистическим критериям.

На вершине иерархии ценностей должен стоять гуманизм, т.е. вклад техники в развитие и создание таких форм бытия, которые позволили бы раскрыться способностям человека и обеспечить дальнейшее разви­тие общественной и индивидуальной свободы, социальную защищенность и достойное существование.

Человечество только тогда сможет овладеть современным и буду­щим развитием техники в интересах своего дальнейшего существования, когда будет действовать сознательно, гуманно (ориентируясь на расширение свободы личности), солидарно (как сообщество, сознающее свою ответственность), в сотрудничестве (несмотря на различие в общественном строе, интересах, мировоззрениях).

Таким образом, изучение философии науки и техники дает возмож­ность студенту дополнить изучение своей специальности нетехничес­ким подходом, что неизбежно приводит к формированию критического, творческого понимания исторического опыта, выработке способности к общественному восприятию. Философия науки и техники предполагает осмысление самих науки и техники как продукта человеческой циви­лизации во всемирно-историческом масштабе процессов культуры. Все значительнее философские учения о человеке, принадлежащие нашей эпоха, внесли в анализ хода и последствий научно-технического прог­ресса свой особый вклад. Они, опираясь на гуманитарную основу, по­казали, что индивид, межличностное общение, мораль, культура -наиболее важный элемент выживания человечества в эпоху научно-тех­нической цивилизации. В условиях широкого внедрения информационной и компьютерной техники вопросы, касающиеся человека, его будущего, будущего культуры, все более заостряются. Возникают новые формы за­висимости человека от науки и техники, что требует от него самого усилий для направленного развития в сторону гуманизма.

 

 

Библиографический список

1. Алексеев П., Панин А. Философия. – М.: Проспект, 2009.

2. Миронов В.В. Философия. – М.: Проспект, 2007.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009.

4. Философия/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2009.

5. Западная философия ХХ века. – М: Проспект, 1998.

6. История философии: Запад – Россия – Восток (Книга первая: философия древности и Средневековья). – М., 1995.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. /В.А. Канке –М., 1997.

8. Барулин В. Социальная философия. / В. Барулин – М., 1999.

9. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. I - IV. Античность. – СПб. – 1994 -1996.

10. Щукин Ю.М. Философия. / Ю.М. Щукин – Тула, 2001.

11. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М., 2000.

12. Дильтей В. Сущность философии. – М., 2001.

13. Никифоров А.Л. Природа философии. – М., 2001.

14. Конфуций. Суждения и беседы. – СПб., 2001.

15. Пролеев. История античной философии. – М., 2001.

16. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М., 2001.

17. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2001.

18. Виндельбанд В. Философия XIX века (Кант и Гете) // Фауст и Заратустра. – СПб, 2001.

19. Юнгер Ф. Ницше. – М., 2001

20. Философия ХХ века. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 2000.

21. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. – М., 2001.

22. Гуссерль Э. Идеи феноменологии // Фауст и Заратустра. – СПб., 2001.

23. Мантанова Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 242 с.

24. Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии . (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. - 30 с.

25. Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 139 с.

26. Троепольский А.Н. Материалы к лекциям по курсу "Онтология и теория познания". Часть II: Онтология и метафизика. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 57 с.

27. Петров Г.В. Философия смысла жизни. - Псков: ПГПИ, 2002.

28. Журнал «Вопросы философии»

29. Журнал «Философские науки»

 


1 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с. 773.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.