Культура позднего средневековья Литература:
«Кодекс куманикус» - памятник литературы кипчакского языка с образцами тюркского фольклора. Устная народная литература в 13в - 14в была на кипчакском языке. В 14в - 15в из кипчако-ногайской подгруппы кипчакской группы тюркских языков выделился казахский язык (в этой подгруппе еще ногайский и каракалпакский языки).
Деньги:
В середине 13в возобновил работу после монгольского нашествия монетный двор Отрара и начал выпускать все 3 типа монет: динары (основная монета), дирхемы (чеканилась 13 лет, с эпитетом «менгу хани», мелкая торговля) и фельсы (мелкая разменная монета). Во 2 половине 13в деньги выпускали еще Кенджед и Дженд. Серебряные монеты 14в выпускали: Отрар, Тараз, Испиджаб, Сыгнак и Сарайчик. Монеты Тимура – «эмир». Новые «Медные динары» стали чеканиться в 1428г Улугбеком сразу во многих городах Средней Азии, после обмена старых на новые только Бухара выпускала монеты до 15в.
Хозяйство:
Основное занятие – кочевое скотоводство. В жилье суфа (приподнятая отапливаемая часть) стала занимать всю площадь. Новый тип очага – тандыр с дымоходом – универсальный тип очага.
Искусство:
Мавзолей Дауд-бека (14в, Тараз) – самый ранний памятнкик. Мавзолеи Алаш-хана и Джучи (центр К) относятся к 14в – 15в. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (Туркестан) – самая грандиозная постройка рубежа 14в – 15в. Бани – тоже архитектурные памятники. Вместо терракотовых облицовок – поливные изразцы.
Определения:
Сойургал – удельная земля феодала. Тархан – землевладелец. Тарханный дар – освобождение от налогов. Богара – с/х земли без полива. Жырау – народный певец.
6. Казахское ханство. Возникновение Казахского ханства Керей хан Джанибек хан Бурундук хан Касым хан Мамаш хан Тахир хан Хакк Назар хан Шигай хан Тауекель хан Есиме хан Жангир хан Тауке хан Культура в Казахском ханстве Общество в Казахском ханстве Города Казахского ханства История Казахского ханства Деньги Казахского ханства Хозяйство Казахского ханства Искусство Казахского ханства Великие люди Казахского ханства Религия Казахского ханства Древние слова Казахского ханства Отношения с джунгарами (ойратами)
Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочевка из В. Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Джанибек и Керей возглавили племена, уходившие из Ханства Абулхаира на запад Могулистана (200т человек). Казахское ханство сначала занимало Западное Семиречье, долины Чу, Таласа и Козы-Баши. Когда в 1462г Есенбуга умер, и в Могулистане воцарилась анархия, возникло Казахское ханство. Мухаммед Хайдар дуглат относит время образования КХ к 1465г – 1466г (он вообще пишет о КХ). После смерти шайбанида Абулхаира казахские ханы сразу вступили в борьбу за власть в степи. Главные противники – его наследники: Шайх-Хайдар (сын), Мухаммад Шайбани, Махмуд-султан (внуки). Союзники – Ахмад-хан (потомок Тимура), шайбанид Ибак-хан и ногайские мирзы. После гибели Шайх-Хайдара, внуки бежали в Туркестан к тимуридскому наместнику Мухаммеду Мазидтархану. Здесь и происходят главные события конца 15в. В 70-е годы проходят несколько крупных сражений (победы были у каждой из сторон). Присырдарьинские города и пастбища были важнейшей целью противостояния. Туркестан и Сыгнак переходили из рук в руки. Сыновья Джанибека: Махмуд-султан (другой) – правитель Сузака, погиб в сражении; Иренчи – занимал Сауран. Сын Керея – Бурундук. Итог борьбы к концу 15в – получение городов Сузак, Сыгнак, Сауран; в ханство вошли Западное Семиречье, район Каратау, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье, Центр. К. Мухаммад Шайбани удержал Отрар, Туркестан, Узгенд, Аркук. Тесный союз с ногайцами.
Керей – первый хан Джанибек – второй хан Бурундук-хан (Мурындык, сын Керея) – 1480г – 1511г
Касым-хан (1512г – 1521г).
«Собиратель казахских земель». Сын Джанибека. Власть переходит к потомкам Джанибека. При нем Казахское ханство достигает наибольшего могущества. В 1510г Мухаммед Шайбани вновь пришел к Сыгнаку – и потерпел сокрушительное поражение от султана Касыма, в конце года он погиб в Хорасане в битве с иранцами. В 1513г осажденный в Сайраме Катта-бек (наместник тимурида Бабура) позвал на помощь Касым-хана и они успешно выступили против шайбанида Суюндж-ходжи – победа над Шайбанидами. Касым дружил с ханом Могулистана Саидом. В 1514г Саид ушел в Восточный Туркестан, что укрепило власть Касыма в Семиречье. Прикочевали группы племен из Ногайской Орды, где был кризис. Границы ханства достигли Яика, Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш. Впервые после монгольского нашествия были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных оценивалось в 1 миллион человек, а численность войска в 300т. Начались посольские контакты с Московским государством (Василий 3). В 1511г принял первый свод законов «Каска жолы» («Светлая дорога»). Казахи стали известны в Западной Европе.
В 20-х годах после смерти Касыма (в 23г в Сарайчике) междоусобицы Джучидов ослабили ханство. Против ханства сложился союз узбекских и могульских правителей. Потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет у Шайбанида Убайдаллаха.
Мамаш-хан – сын Касыма
Хан Тахир (1523г - 1533г) – ханство в упадке, безуспешно боролся с Ногайской Ордой, пытался отвоевать сырдарьинские города. Из-за распрей бежал в Семиречье и вступил в союз с киргизами против Саида.
Хакк-Назар-хан (1538г - 1580г) – боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана Кучума. Пытался восстановить прежние территории, что было невыполнимо. Приблизилось Русское государство (завоевало Казанское, Астраханское и Сибирское ханства). На Сырдарье появились каракалпаки. До конца 16в Сыгнак, Отрар и Туркестан были в составе Шайбанидов Мавераннахра. Привлек на свою сторону ногайских мурз. Направления внешней политике: юго-восток (с киргизами воевали против могулов и ойратов), запад и север (ногайцы, башкиры, татары). «Хан казахов и ногайцев». Был убит агентом правителя Ташкента, выступая против противника Абдаллаха Баба-султана.
Шигай-хан (1580г – 1582г, потомок Джанибека) – участвовал в походе узбекского хана Абдаллаха через Туркестан. Казахам достались земли в Средней Азии.
Тауекель (Таваккул, в переводе «надежда, упование», сын Шигая) (1586г - 1598г) – В 1586г захватил города в Туркестане. Противостоял конкурентам во власти (др. султаны, сыновья Хакк-Назара). В 1594г посылает в Москву первое посольство во главе с Кул-Мухаммедом. Посол должен был освободить своего племянника, который был аманатом (заложником), а также наладить отношения с Москвой (хан с ней хотел идти против узбеков). В том же 1594г часть ойратов попала под его власть, и он называл себя ханом казахов и калмыков («хан казахов и ойратов»). В 1595г с Тауекелем ведет переговоры Степанов. В 1598г – новый поход в Среднюю Азию. Разорвал союз с Шайбанидами. Успешно завершает борьбу за сырдарьинские города. Умер в Ташкенте от ранения, полученного при осаде Бухары.
Есиме (1598г - 1628г) – сын Шигая, искусный дипломат. В 1598г заключил мир с Бухарой. Завершил длительную борьбу за территории. Теперь у казахов туркестанские города, Ташкент (на 200 лет), Фергана, отказался от Самарканда и Бухары. Свод законов «Есим салган ески жол» - «Есима исконный путь» - получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. «Бийская революция» - хан ограничивал аристократию и опирался на биев. Появился 2-ой хан – Турсун в Ташкенте.
Жангир (1635г – 1652г) В 17в внутренняя жизнь ханства была очень нестабильной. Южные города переживали упадок. Ханство дробилось, усиливались феодальные распри, начались набеги джунгар.
Тауке-хан (1680г - 1718г) – укрепление при нем Казахского ханства и союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили натиск джунгар. Тауке старался сплотить страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан. Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь установлений») в 1690г. В 86г - 93г отправил в Россию 5 посольств. В 1716г – переговоры с Россией о военном содействии.
Стабильность в государстве в период середина 15в – начало 17в, позже упадок. С середины 15в до начала 18в Казахское ханство было относительно цельным политическим образованием. Тауке-хан был последним ханом, чья власть признавалась во всем государстве. После его смерти в каждом жузе появились свои правители. Попытки ханов создать централизованное государство был безуспешны из-за: отсутствия экономических связей между жузами, междоусобиц феодалов, нападений с юга среднеазиатских ханств, опасность со стороны Джунгарии.
Культура казахов
Общество:
Общественные отношения – патриархально-феодальные (феодализм больше на юге, а патриархальность больше у кочевников), поэтому не сложилось централизованное государство. Государственность – феодальная. Сыгнак – столица в начальный период. Столица ханства в 17в - г. Туркестан. Все ханство принадлежит правящему роду Чингизидов. Хан – распределяет земли и не относится ни к каким племенам, избирается из султанов. Ханство делилось на улусы во главе с султанами. Султаны освобождались от повинностей в пользу хана и имели судебно-административную власть. Улус = 10т семей. Род или племя составляли определенное количество колен.
Высшее сословие – ак-суйек (белая кость): Торе (правящая группа Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи (нет обязанностей)) и Кожа (мусульманское духовенство – потомки проповедников). Низшее сословие – кара-суйек (черная кость): все остальные независимо от имущественного положения. Бий – управитель рода.
Каждый кочевник считался воином и должен был всегда быть готовым к походам. Воинская доблесть – высшее достоинство кочевника. Любой мог стать батыром (прославленным воином), которые играли существенную роль в обществе. При хане – совет улусных султанов и вождей кочевых племен – ежегодный курултай. Система госуправления основана на обычном праве – адат, кроме которого были нормы мусульманского права (позже адат при Тауке-хане стал «Жеты-Жаргы», который составляли все жузы). В 15в - 17в главный закон - о мести («кровь за кровь»), приговор суда исполнял весь род.
«Жеты-Жаргы»: Убийство мужчины – 1т голов скота, женщины - 500. Особо наказывались за изнасилование. Если ответчик не мог платить штраф – платила община. Убийство султана – кун за 7 человек (классовое неравенство). Кража скота и имущества – тяжкое преступление – били плетьми.
Города:
Сыгнак – «торговая гавань»; столица первых казахских правителей; некрополь Шайбанидов Туркестан (Яссы) – крупный торговый пункт, центр земледельческого округа; на рубеже 16в – 17в стал столицей; религиозный центр Сауран – система оборонительных сооружений Сайрам (Испиджаб) – хорошо укрепленная крепость, крупный торгово-ремесленный центр юга на стыке торговый и военных путей; административный центр вилайета Сузак – главный город севера Каратау, главная стратегическая опора казахских правителей, хорошая крепость; торгово-ремесленный центр, выдвинутый в степь Отрар – крупный торгово-ремесленный центр юга; в 16в здесь были наместники Шайбанидов; памятник городской культуры 15в; единственный спецквартал - «квартал гончаров»
История:
По «Тарихи Рашиди» казахами называлось все население подвластное Джанибеку и Керею. Источники упоминают всего о 20 городах. По свидетельству Исфахани в начале 16в в КХ было около 10 улусов. Рузбихан говорит о «30 крепостях», из которых лишь 5-6 были крупными культурно-экономическими центрами. Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье, Южный К назывались Туркестаном. В городах Туркестана 15в – 16в – фортификационная система. В 15в - 17в – арабская графика. Начало формирование казахской народности – 2т–1т\д, этот процесс завершился к 15в - 16в. С древнетюркского «казах» переводится как «вольный, независимый». Этнооснову казахов составили многочисленные племена разных эпох. Термин«Казахстан» («Страна казахов») появилось в 16в.
Деньги:
К середине 16в приток среднеазиатских медных денег резко сокращается: на рынке появляются монеты Ташкента и Яссы (Туркестан), а также Отрара. Серебряных монет в городах мало, они нужны для крупных сделок и транзитной торговли. Особенность денег 17в – «не вполне монетные» формы – кусочки меди. Выпуск собственных монет имел политическое значение. Зооморфные сюжеты связаны с родоплеменной символикой. Упадок торговли и денежного обращения – 17в.
Хозяйство:
Жуз – это историко-хозяйственный регион. Отличительный признак – единый тип хозяйства.
Младший: Адай, Каракесек, Джагалбайлы, Шана, Серкеш (Западный К, Приаралье) Средний: Найман, Кипчак, Аргын, Кереи, Конырат (Центр, Вост, Северный К) Старший: Дулат, Албан, Джалаир, Канлы, Уйсун (Семиречье, Южный К)
Жузы образовались в 16в. Ядро Старшего жуза составляли древние усуньские племена. Раннее название Младшего жуза – Алшын.
Кочевое скотоводство в силу природно – климатических условий. Скот – в частной и семейной собственности – главная мера богатства. В степи – общинная форма землепользования. Культура – просо. «Неприхотливая культура» - рис. Пастбища присваиваются аристократией.
Сойургал, икта, мильк, вакф – формы феодального землевладения. Сойургал – земельный надел, господство кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф – земли и водные системы с налогами у духовенства. Мильк – частная собственность на землю у духовенства. Шаруа (кочевники-скотоводы), жатаки (землевладельцы, егиншы) и простые горожане (торговцы, ремесленники) составляли единое податное сословие – райаты, и платили налоги: скотоводы – зякет (основной по шариату хану, 1/20 приплода), согум, сыбага и бийлык; земледельцы и ремесленники – ушур (основной, 1/10 урожая, собирал мулла), тагар, бадж и харадж.
Скотоводство кочевое и полукочевое. В основном – овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот в местах оседлого хозяйства. Каждый род (обычно десятки-сотни аулов) кочевал на своих землях. Пастбища: весной – коктеу, летом – жайляу, осенью – куздеу, зимой – кыстау. Средняя протяженность кочевания – 50 - 100 км, а у отдельных племен до 1000-2500 км. Хозяйство – натуральное, но был обмен товарами между городом и степью – эта была важная экономическая взаимосвязь жизни казахского общества. Выделяются 4 типа жилищ.
Искусство:
Мавзолеи Джанибека и Касыма – в Сарайчике, Казангапа – в Улутау. «Сауранская башня» - минарет.
Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники Семиречья – из белого известняка.
Люди:
Третьяк Чебуков – один из первых русских послов в К, направленный в 1573г.
Асан-Кайгы - «печальный кочевой философ», жырау Жиембет – жырау – военачальник, правитель племени; жил при Есим-хане Жырау: 14в - Сыпыр, Кодан-Тайши 15в - Шалкииз, Асан-Кайгы, 16в - Казтуган, Доспамбет, 17в - Жиембет. Усман Кухистани - «Тарих Абулхаир-хани» Кадыргали Джалайри (Жалаири) - «Жылнамалар жаниги» и «Жамигат тауарих» («Джами ат-таварих») Первый важный памятник казахской исторической литературы 17в (посвящен Годунову). Мухаммед Хайдар Дулати (из рода Дуглат) - «Тарих-и-Рашиди» (история Могулистана и КХ)
Религия:
Туркестан (Яссы) – религиозный центр. Глубоко укоренился ислам (аристократия), но в низах больше распространены старые культы. В сырдарьинских городах большую роль играло мусульманское духовенство. От-ана (огонь) – покровитель очага. Покровители: коровы – Зенги, овцы и козы – Шопан, коня – Камбар, верблюда – Ойсыл. Ночью светит звезда Жеты каракшы (Большая Медведица). Марс называют «Кызыл жулдыз» (Красная звезда), Юпитер – «истребляющий ослов», Близнецы – «двойная звезда». Отпен аластау – обычай изгнания злого духа огнем. «Если появится Сириус», то нельзя купаться.
Знай:
Стороны света определяли глядя на солнце. Зеркало жизни казахов – устное народное творчество. В 15в Шелковый Путь перестал функционировать в связи с освоением морских путей. Из камыша изготавливают свирель.
Определения:
Юрт – территория улуса Айтыс – состязание акынв-импровизаторов Саун – отработка - отдача скота на выпас рядовым кочевникам Бии – предводители родов и племен (позднее судьи) Баи – любые богатые люди (позднее самый крупный класс феодалов) Аулбасы – глава аула Рубасы – глава рода Аксакал – старейшина Консы – обедневшие зависимые родственники Кедей – безродный крестьянин-бедняк Кун – имущественное возмещение за убийство («Жеты-Жаргы) Кулы – рабы Тюленгуты – ханская гвардия Есепчи – вычислители, метеорологи Жатаки – обедневшие шаруа, занимались земледелием Алыпсатар – перекупщик Колено – несколько семей Рисоля – цеховой устав Мазар – культовое сооружение над гробницами святых Кюй – инструментальная пьеса (обычно на домбре) Терме – песенное искусство Ташнау – устройство для слива грязной воды Мардикар - привлечение на общественные работы Коналга – принять войско на постой Камшат борык – девичья бобровая шапка Саукеле – свадебный головной убор Желек – головной убор спустя год замужества Кимешек – головной убор после рождения детей Шекпен – мужской плащ Шубат – целебный напиток из верблюжьего молока Джамага – принять на постой знатных людей Кокпар – скачки с тушей козы Жамбы ату – игра, где надо луком сбить слитки Сут акы – подарок матери невесты (отцу – той мал, братьям-сестрам – тарту, родстведнникам – каде) Беташар – открытие лица невесты Жар-жар – свадебная песня Куйме – подвижное жилище на колесиках Шанырак – деревянный круг вверху юрты Жилу – право обращаться за помощью к своим родственникам во время джута и других стихийных бедствий Асар – обычай помощи в сезонных работах Барымта – угон скота Инджу – собственность хана Саят – охота с ловчими птицами Джут – массовый падеж скота из-за промерзания снега Уран – боевой клич Шариат – мусульманское право Этнос - народ, народность, нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими внешними чертами, стабильными особенностями культуры, включая язык, психику.
|