Обратная связь
|
Определение количества рабочих смен Введение
Дорожная климатология – это относительно новая отрасль науки, которая изучает влияние климата и погоды на технологию и организацию дорожных работ, транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, инженерных сооружений и объектов дорожной службы.
Цель курсовой работы – это закрепление теоретических навыков при разработке основных вопросов по учету погодно-климатических факторов, которые учитываются при решении той или иной дорожной задачи.
Дорожное строительство осуществляется в условиях меняющейся погоды. Технология производства работ разрабатывается с учетом климатических особенностей местности, численных значений всех основных климатических характеристик. Погодно-климатические факторы заметно влияют на состояние эксплуатируемых дорог. Дождь, туман, снегопады и метели – ухудшают видимость на автомобильной дороге, снеговые отложения – повышают сопротивление качению автомобиля, а иногда приводят к весьма существенным помехам в выполнении транспортных операций. Увлажнение покрытия и образование гололеда – снижают коэффициент сцепления и создают условия, опасные для движения автомобиля. Под влиянием низких температур происходит промерзание грунта и перераспределение в нем влаги, а высокие температуры – снижают сдвигоустойчивость покрытий, построенных с использованием органических вяжущих материалов. Суточные и сезонные колебания температуры сопровождаются знакопеременными напряжениями, приводящими к образованию трещин, взбугриванию поверхности покрытий и другим негативным проявлениям.
Направление и скорость ветра заметно влияют на микроклимат района и экологическую обстановку на его территории. «Роза ветров» должна учитываться при размещении заводов и производственных баз по отношению к населенным пунктам, она влияет на выбор направления дорожной трассы, расположение снегозащитных и декоративных лесонасаждений.
Курсовая работа включает в себя:
1. Пояснительную записку, состоящую из введения, расчетных климатических показателей района, учета влияния климатических факторов на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
2. Графический материал, состоящий из дорожно-климатического графика (рис. 1) и дорожно-климатического районирования (рис. 2).
Район строительства и продолжительность строительного сезона указывается преподавателем.
Характеристика условий строительства
Климатическая характеристика района строительства
По климатическим условиям район строительства Гомельский относится к
II дорожно-климатической зоне, 2-ой подзоне (согласно дорожно-климатического районирования РБ по РСН 14-85).
Климат района умеренно-континентальный. Среднегодовая температура воздуха 6,6 – 7,4ºС.
Лето теплое, среднемесячная температура июля 18,6ºС. Из общего количества годовых осадков 659 мм в год за летние месяцы выпадает 223 мм. Наибольшее количество в июле – 79 мм. В холодный период общее количество осадков составляет 127 мм.
Зима мягкая, среднемесячная температура –5,3ºС. Самая низкая в январе: - 6,9ºС. Глубокое промерзание грунта достигается в январе и достигает 50-65 см. Число дней со снежным покровом 106 дней. Снежный покров появляется 12 ноября, сходит 21 марта. Наибольшей высоты снежный покров достигает в феврале -59 см.
Господствующее направление ветров – юго-западное.
На основании таблицы 1.1 и таблицы 1.2 и других данных строится дорожно-климатический график, который представлен на рисунке 1.
Таблица 1.1 – Погодно-климатическая характеристика (обязательно давать ссылки на документ, страницы и таблицы).
Месяцы
| Среднемесячная
температура
воздуха, 0С
| Преобладающее
направление ветра
| Средне-месячная скорость ветра, м/с
| Средне-месячное количество осадков, мм
| Число дней с осадками более 5мм
| Средне-декадная высота снежного покрова, мм
| Число дней с грозами
| Число дней с метелями
| Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
| -6,9
-6,3
-1,8
6,3
13,7
16,9
18,6
17,4
12,5
6,4
0,6
-4,3
| Ю, ЮЗ
ЮВ
Ю
ЮВ
СВ, СЗ
СЗ
СЗ
З
З
ЮЗ, З
ЮВ
Ю
| 4,4
4,4
4,1
4,1
3,7
3,4
3,2
3,1
3,3
3,8
4,3
4,3
|
|
| 11,3
15,0
8,7
-
-
-
-
-
-
-
0,7
5,0
| -
0,1
0,1
0,2
0,05
0,02
|
0,7
-
-
-
-
-
0,2
|
Таблица 1.2 – Даты перехода суточных температур
Температура, ◦С
|
|
|
|
| Безморозный
период
| Дата перехода
| 28.03
| 12.04
| 25.04
| 25.04
| 25.04
| 18.11
| 23.10
| 28.09
| 04.09
| 04.10
| Дни
|
|
|
|
|
| При проведении земляных работ учитывают время распутицы. Начало осенней распутицы Zн может быть приурочено к среднемесячной температуре воздуха плюс 3-5ºС, а окончание Zк – к дате перехода через 0ºС.
Начало весенней распутицы Zн и окончание Zк определяется по формулам
Zн = Т1+5/a; (1.1)
Zк = Zн+0,7∙hnр/a, (1.2)
где Т1 - дата перехода среднесуточной температуры через 0ºС, равная 20.03;
a - климатический коэффициент, характеризующий скорость оттаивания грунта, равный для РБ - 2,5 см/сут;
hnр - среднемаксимальная глубина промерзания, равная 59 см (Гомельский район).
Zн = 20.03 + 5/2,5 =22.03;
Zк = 22.03 + 0,7∙59/2,5 = 08.04.
Средняя за зиму (из наибольших декадных) высота снежного покрова составляет 59 см. Эти данные позволяют планировать продолжительность и трудоемкость дорожных работ по снегоочистке, которые потребуются как в период временного содержания дороги до её сдачи в постоянную эксплуатацию, так и в последующий период работы автомобильной дороги.
Для рассматриваемого района зимой преобладают ветры южного и юго-восточного направления. Это необходимо учитывать при проектировании снегозадерживающих мероприятий.
В летний период преобладают ветры западного и северо-западного направления; следовательно, здания линейной службы, а также временные здания и сооружения должны быть по возможности расположены с западной стороны от дороги, а санитарные устройства и котельные - к востоку от них.
За год выпадает около 610 мм осадков преимущественно в виде летних дождей.
Дорожно-климатический график района строительства приведен на рисунке 1.
Количество осадков, мм.
| | Температура воздуха, С°
|
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | | | |
| -2
| | | | | | | | | | | | |
| -4
| | | | | | | | | | | | |
| -6
| | | | | | | | | | | | |
| -8
| | | | | | | | | | | | |
| -10
| | | | | | | | | | | | | | -12
| | | | | | | | | | | | | Месяцы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжительность года
|
| Продолжительность строительного сезона
| | Распутица
| | Дождливые дни
| | | | | | | | | | | | | Сосредоточенные земляные работы
| | Линейные земляные работы
| | Разработка мёрзлого грунта
| |
Рисунок 1. Дорожно-климатический график района строительства
Гидрологические данные
Следует охарактеризовать условия поверхностного стока. Поверхностный сток обеспечен при уклонах местности более 10 ‰. При малых уклонах, в понижениях рельефа и на поймахрек сток затруднен.
Характеризуягидрологию, грунтовые и геологические условия, надо дать уровень залегания грунтовых вод, места выхода их на поверхность, описать заболоченные участки, определить тип местности по увлажнению верхней толщи грунта.По условиям увлажнения различают три типа местности: 1-й - сухие места - поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды залегают глубоко (ниже глубины промерзания на 1 - 2 м); 2-й - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года - поверхностный сток затруднен, грунтовыеводы залегают глубоко; 3-й - мокрые места - поверхностный сток не обеспечен ипосле дождей или снеготаяния вода стоит более 30 суток или имеются постоянно мокрые участки, грунтовые воды в осенне-зимний период залегают высоко.
Надо указать встречающиеся, в основном, грунты и описать геологические условия в районе дороги.
Район строительства Гомельский по характеру и степени увлажнения относится ко второму типу местности, то есть поверхностный сток обеспечен не всегда, глубина залегания грунтовых вод 1-3 м.
Определение количества рабочих смен
Количество рабочих дней определяется по каждому месяцу с учетом простоев из-за метеоусловий, количества праздничных дней и выходных, затрат времени на техническое обслуживание, ремонт и непредвиденный ремонт машины. Все расчеты выполнены исходя из условий односменной и двухсменной работы в летние месяцы. Все расчеты сведены в таблицу 1.2.
ТРС = ( ТКАЛ – ТВЫХ –ТАТМ ) х КСМ,
где: ТКАЛ – количество календарных дней в месяце;
ТВЫХ – количество праздничных и выходных дней в месяце;
ТАТМ – количество дождливых нерабочих дней с учетом праздничных дней, приходящихся на рабочие дни (осадки более 10 мм/сут);
Ксм – коэффициент сменности.
Таблица 1.2 – Ведомость подсчета рабочих дней
Месяц
| ТКАЛ, дни
| ТВЫХ, дни
| ТАТМ, дни
| КСМ
| ТРС
| I
|
|
|
|
|
| II
|
|
|
|
|
| III
|
|
|
|
|
| IV
|
|
|
|
|
| V
|
|
|
|
|
| VI
|
|
|
|
|
| VII
|
|
|
|
|
| VIII
|
|
|
|
|
| IX
|
|
|
|
|
| X
|
|
|
|
|
| XI
|
|
|
|
|
| XII
|
|
|
|
|
| Итого: 250
|
|
|