Сущность организации торгово-технологического процесса Введение
В современной быстроизменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и, не прогнозируя последствий. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций в розничном торговом предприятии и предвосхитить то, что может случиться.[1]
В условиях рыночной экономики успех деятельности торгового предприятия определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения то есть насколько грамотно оно реализует процесс планирования.[23]
Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций невозможно без четкой организации технологического процесса.[5]
Она включает:
1. обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
2. сохранение потребительских свойств товаров и доведение их до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
3. обеспечение высокой культуры обслуживания.
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии и его результативности.
Основные задачи выполнения курсовой работы:
1. Изучить теоретические аспекты торгово-технологического процесса;
2. Привести организационно-экономическую характеристику торгового предприятия;
3.Провести анализ планирования и организации торгово-технологического процесса на торговом предприятии;
4. Сформулировать пути совершенствования торгово-технологического процесса на торговом предприятии;
5. Разработать конкретные мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса и оценить их экономическую эффективность.
Объект исследования курсовой работы – супермаркет «Глобус» №17.
Период исследования – 2012-2014г.г.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: диалектический, дедукции, абстрактно-логический, анализа, синтеза, сравнения, группировки, прогнозирования.
1.Теоретические аспекты планирования и организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.1.Сущность планирования
Планирование является самой важной функцией и присуще всем видам деятельности. Планировать - значит искать различные варианты развития предприятия, сопоставлять их, оценивать, выбирать наилучшие. Планы определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. В процессе разработки плана определяются проблемы, выявляются и используются резервы предприятия. Для розничного торгового предприятия план - это четко сформулированная и количественно выраженная цель. Сущность планирования состоит в обоснованном определении средств ее достижения. Эффективная деятельность торгового предприятия в значительной степени зависит от того, насколько реально можно предвидеть перспективу развития.[21]
Планирование - это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс. Непрерывность планирования предполагает разработку стратегических, текущих и оперативных планов.
Подразделение планов по срокам носит достаточно условный характер. Вместе с тем каждый вид планирования имеет отличие не только в длительности временного периода, но и в количестве показателей, точности расчетов, порядке распределения обязанностей и ответственности исполнителей.[7]
Известно, чем длиннее интервалы планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.
Особую актуальность в современных условиях хозяйствования приобретает стратегическое планирование, которое определяет возможные тенденции в развитии деятельности организации в перспективе.
Текущее планирование охватывает годовой и внутригодовые периоды и представляет собой совокупность планов по видам деятельности и по структурным подразделениям. Текущее планирование имеет своей целью конкретизацию стратегического плана путем определения методов и форм его реализации и служит основой.[6]
Оперативное планирование является основой управления текущей деятельностью торговых организаций и контроля за их развитием.
Оперативное планирование основано на следующих аспектах деятельности торговых организаций:
- изучение динамики ежедневной реализации товаров, как по общему объему, так и в ассортименте;
- контроль за движением товарных запасов в целом и в ассортиментном разрезе;
- оценка эффективности взаимодействия с поставщиками товаров, рациональности товародвижения и товароснабжения организации;
- анализ динамики цен, спроса потребителей и др.
Оперативное планирование позволяет быстро реагировать на изменение внешней и внутренней среды деятельности торговой организации и определять направления повышения её эффективности.[19]
Сущность организации торгово-технологического процесса
Торгово-технологический процесс - это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени.
Торгово-технологический процесс в магазине является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые могут играть активную роль.[4]
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазинов и др.
Важную роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли или в целом на качество обслуживания. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.[13]
В торговой практике сложились три основные схемы торгово-технологического процесса.
Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре - оборудовании и поддонах.
Вторая схема технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал.
В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.
Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже фасовку. Эта схема требует наличие помещений для подготовки товаров к продаже.
Торгово-технологический процесс в магазине можно условно разделить на три части:
- операции с товарами до предложения их покупателям;
- операции непосредственного обслуживания покупателей;
- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.[14]
|