Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Доказательства по делам об административных правонарушениях.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Средствами установления доказательств являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмот­ренные КоАП; объяснения лица, в отношении которого ведется про­изводство: показания потерпевшего, свидетелей, заключениями экс­перта, иными документами, а также показаниями специальных тех­нических средств, вещественными доказательствами.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведе­ния, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лица­ми в устной или письменной форме. Они отражаются в протоколе об административном правонарушении, о применении меры обес­печения производства по делу, а в случае необходимости записы­ваются и приобщаются к делу.

Экспертиза назначается в случае возникшей необходимости в использовании специальных познаний в науке, технике, искусст­ве или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего име­ни. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обо­снованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сде­ланы выводы.

Вещественными доказательствами по делу являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе сохранившие на себе его следы. Эти доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. О их наличии де­лается запись в протоколе об административном правонарушении или об обеспечении производства по делу и др.



Документы признаются доказательствами, если сведения, из­ложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу. Они могут содержать сведения, зафиксиро­ванные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены различные носители информации фото- и киносъемки, Звуко- и видеозаписи и др.

Если документы, позволяющие отнести их к орудиям или пред­метам административного правонарушения, либо сохранили на себе его следы, то такие документы являются вещественными доказа­тельствами.

Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением закона.

Субъекты административной юрисдикции, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внут­реннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объ­ективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Возбуждение дела.

КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об админи­стративных правонарушениях, дифференцирует их с учетом осо­бенностей юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.

Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное пра­вонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение дол­жностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указы­вающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.

Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделе­ны на две подгруппы: а) которые исключают возможность возбуж­дения дела за указанные в КоАП РФ административные правона­рушения. Так, сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации не могут быть поводами к воз­буждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному на­казанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомер­ные действия при банкротстве и др.; б) дополнительные к общим поводы: сообщения и заявления собственника унитарного предпри­ятия, органов управления юридического лица, арбитражного управ­ляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (ко­митета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим управленческие функции в организации сделок, вы­ходящих за пределы его полномочий и др.

Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть воз­буждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и до­статочных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.

Моментом возбуждения дела признается составление первого протокола об административном правонарушении о применении мер обеспечения производства по делу или вынесение прокурором по­становления о возбуждении дела об административном правонару­шении; вынесение определения о возбуждении дела при необходи­мости проведения административного расследования в установлен­ных случаях; оформления предупреждения или с момента наложе­ния (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется.

Важнейшим процессуальным документом, оформляющим воз­буждение дела, является протокол об административном правона­рушении, составляемый уполномоченными должностными лицами, перечень которых закреплен в КоАП РФ. Протокол дол­жен содержать обязательные, предусмотренные КоАП РФ реквизиты. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, долж­на быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию про­токола, которые к нему прилагаются.

Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на осно­вании определения, вынесенного должностным лицом, уполномочен­ным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ ад­министративные правонарушения: монопольного, валютного зако­нодательства, законодательства о защите прав потребителей, охра­ны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движе­ния и на транспорте и др.

Административное расследование проводится, если осуществ­ляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выяв­ления административного правонарушения. Его срок не может пре­вышать один месяц с момента возбуждения дела об административ­ном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одно­го месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об админис­тративном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составле­ния (вынесения).

Протокол не составляется в случае, когда назначается наказа­ние в виде предупреждения или административного штрафа в раз­мере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превыша­ющем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие собы­тия административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, состав­ляется протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дела.

Рассмотрение дела по существу начинается с момента получе­ния субъектом административной юрисдикции протокола об адми­нистративном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.

Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правона­рушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правиль­но ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект админис­тративной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назначении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, которые могут быть участниками производства по делу; об истребовании необхо­димых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направив­шему их органу или должностному лицу, представившему матери­алы, либо о передаче их по подведомственности. При необходи­мости по этим вопросам выносится определение.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ве­дется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жи­тельства. Дело рассматривается также: а) при проведении админи­стративного расследования по месту нахождения органа, проводив­шего расследование; б) в отношении несовершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате примиренческой процедуры, об увольне­нии работников в связи с коллективным трудовым спором и объяв­лением забастовки, о вовлечении несовершеннолетнего в употреб­ление спиртных напитков или одурманивающих веществ, появле­нии в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потребление ими в таких местах спир­тосодержащей продукции, наркотических средств и других одур­манивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонару­шении, влекущем лишение права управления транспортным сред­ством, может быть рассмотрено также по месту учета транспорт­ного средства.

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцати­дневный срок со дня получения субъектом административной юрис­дикции, правомочным рассматривать дело, протокола об админис­тративном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству уча­стников производства либо в случае необходимости в дополнитель­ном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрис­дикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмот­рения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматри­вает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участво­вать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанно­сти. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится опреде­ление о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также при передаче дела по подведом­ственности.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходи­мости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определен­ной последовательности: лиц, в отношении которых ведется произ­водство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивает­ся его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол с соблюдением требований к нему. Рассмотрение дела завершается вынесением по­становления либо определения в зависимости от их оснований.

Постановления могут быть двух видов: а) о назначении нака­зания и б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производ­ство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дозна­ния, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступ­ления.

Определение выносится: а) о передаче дела органу админист­ративной юрисдикции, уполномоченному назначать административ­ные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о переда­че дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, в частно­сти, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическо­му лицу или его законному представителю, или законному предста­вителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении при­чин административного правонарушения и условий, способствовав­ших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устра­нению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту адми­нистративной юрисдикции, внесшему его.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.