Обратная связь
|
Главное правило - Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования. Методика обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
План.
- Понятие декоративное рисование. Понятие декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, его особенности.
- Задачи обучения детей декоративному рисованию.
- Направления в работе с детьми по мотивам народного искусства.
- Принципы обучения детей декоративному рисованию.
- Принципы отбора произведений русского декоративно-прикладного искусства.
- Методы и приёмы обучения декоративному рисованию. Особенности работы в разных возрастных группах.
- Последовательность обучения детей рисованию по мотивам народного искусства.
- Примерная тематика занятий по декоративному рисованию.
Домашнее задание.Сделать сравнительный анализ программных задач по разделу «Рисование. Декоративное рисование». Оформить записи в таблице.
Вопрос.
Давайте с вами вспомним.
Декоративное рисование – деятельность по мотивам народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на обучение детей составлению композиции узора, ритмическое сочетание элементов какой-либо росписи.
Поэтому необходимо записать основные искусствоведческие понятия.
Декоративное искусство – это вид пластических искусств.
Выделяют виды декоративного искусства:
1. Монументально – декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на стенах и др.).
2. Декоративно – прикладное искусство (бытовые художественные изделия).
3. Оформительское искусство.
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью(посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п.
Примеры традиционных художественных промыслов:
- роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина);
- роспись по фарфору (Гжель);
- глиняная игрушка (Дымка, Филимоново, Каргополь);
- матрешка (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан);
- подносы (Жостово);
- лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй) и др.
В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные (стилизованное изображение птиц, животных) и орнаментальные.
Узор - более широкое понятие, чем орнамент.
Узорможет быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле.
Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются.
Основным свойством орнамента является ритм.
Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).
По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т.е. ограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).
Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).
В дошкольной педагогике прикладное народное творчество давно признано незаменимым средством для воспитания эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему и развитию элементарных навыков рукоделия.
Е. А. Флерина, А.П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. А. Шпикалова, Б. М. Неменский проповедуют главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном, того края, где живёт человек. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру человека другой национальности.
Искусствоведы доказали, что народное искусство как проявление творчества народа, являясь первоосновой профессионального искусства в силу своих художественных возможностей близко, доступно и понятно ребёнку.
1.Декоративное народное искусство близко по мотивам к природе (но окружающая действительность изображается обобщённо, стилизованно).
2. В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, оно просто и выразительно.
3. Красочность, яркость произведений (насыщенные, контрастные цветовые сочетания характерны для большинства народных росписей). В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии.
4. Ритмичность узора, соответствие его общей композиции и форме предмета.
По утверждению Сакулиной Н. П., именно народное искусство даёт богатую пищу художественному восприятию ребёнка, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, у них возникает стремление научиться самим создавать прекрасное.
Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.
Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи.
Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно- эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что народное искусство многофункционально, высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.
Вопрос.
Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:
1. Развитие у детей уважения к своей Родине, народу.
2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:
-освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи;
-умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;
-воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.
Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.
Первая, вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла.
Третья, четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества.
Сделайте анализ программных задач по декоративному рисованию в разных возрастных группах.
Декоративное рисование вводится со средней группы.
Возрастная группа
| Ознакомление с искусством
| Декоративное рисование
| 1 младшая группа
| 1. Знакомить детей с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, имеющими региональную специфику и соответствующими возрасту детей.
2. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление, выделять некоторые элементы узора (кружок, колечко, пятнышко).
|
| 2 младшая группа
| 1.Развивать интерес к произведениям народного искусства
2. Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки), одежде детей.
| 1. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
|
Средняя группа
| 1. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
2. Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
3. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
4. Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества.
| 1. Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам узоров дымковских, филимоновских игрушек. 2. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и их силуэты, вырезанные из бумаги).
3. Познакомить детей с городецкими изделиями.
4. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
| Старшая группа
| 1. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
3. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).
4. Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
| 1. Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения.
2. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
3.Познакомить с росписью Полхов-Майдана.
4. Включать Городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.
5. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
6. Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани.
7. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
8. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
| Подготови-тельная к школе группа
| 1. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
2. Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство.
3. Формировать положительное отношение к искусству.
4.Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
| 1. Продолжать развивать декоративное творчество детей.
2. Формировать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).
3. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
4. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
5. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
|
Вопрос
Исходя из поставленных задач, методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Оба направления (блока) тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.
Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений.
Направление.
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому важно, чтобы педагог сам знал это искусство, чувствовал его и мог выразить свои чувства внешне.
Какие формы и методы можно использовать? Хорошо, если можно организовать экскурсию на соответствующее производство (художественный цех, мастерские и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение её детьми дошкольных учреждений. Цель экскурсии – активизация детских чувств. А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении, особенностях, своеобразии узоров, технологическом процессе изготовления. Очень хорошо, если детей встретит добрая волшебница Марья-искуссница, в лице воспитателя группы, которая покажет им чудо превращения какого-либо материала (деревянной заготовки) в изделие искусства (вазу, матрёшку), а затем поведёт их в мир декоративного творчества.
Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным.
Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной форме историю промысла, будет полезен старшим детям. Пример № 1.
После накопления знаний надо привести беседу обобщающего характера. Пример №2.
Направление.
Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с нею, т.к. именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности. Поэтому использование методов и приёмов обучения должно быть системным.
Одной из проблем методики обучения декоративному рисованию – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно чётко определены элементы, которые дети могут освоить (это преимущественно дымковская роспись). В старшей группе – городецкая роспись. В подготовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ даётся точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно.
Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата.
Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности (мотивов, целей, комплекса действий). Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества.
В системе работы используется сочетание разных типов занятий.
Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.
Вопрос
Исследователями были выделены основные принципы обучения детей декоративному рисованию:
1. Обучение декоративному рисованию по мотивам народного искусства (приемы декоративной деятельности достойны для подражания).
2. Обучение детей декоративно- художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.
3. Обучение декоративному рисованию необходимо вести с применением подлинных предметов – образцов.
4. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
5. Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность).
Вопрос
Исследователями были разработаны принципы отбора произведений русского декоративно-прикладного искусства для детей старшего дошкольного возраста:
1. Соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления.
2. Яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей русского народного декоративного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края.
3. Разнообразие видов русского декоративного искусства и материалов, в которых они выполнены. Обязательным условием должно быть наличие произведений местного края.
4. Виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.
Вопрос
Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения.
Методы обучениядекоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.
В процессе ознакомления детей с народным искусством используются разные методы:
1. Метод предварительного наблюдения за природой помогает детям понять истоки народного творчества (стилизация).
2. Метод обследования, рассматривания образцов народного творчества.
Последовательность обследования единая:
- целостное восприятие.
- анализ: выделяются главные элементы, их цвет, величина, месторасположение. Выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции), их цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью. Элементы узора можно выделять сухой кистью, демонстрируя изобразительное движение.
Главное правило - Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.
Содержание анализа (обследование) может быть разным в зависимости от поставленных задач: например, если главной задачей является освоение цвета, можно рассмотреть несколько узоров, (фиксируя внимание только на этой особенности) или можно ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре) и т.д.
- целостное восприятие
Целесообразно использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения.
3. Большое место в обучении детей декоративному рисованию занимает образецвоспитателя.
Образец нужен, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия, а в образце можно наглядно продемонстрировать приёмы выполнения декоративного узора. Образец должен быть выполнен в той или иной декоративной росписи, размер его в 1,5 – 2 раза больше, чем детская работа.
Виды образцов:
- образец для прямого следования (узор или элемент для подражания, если дети впервые начинают осваивать роспись) – информационно-рецептивный метод;
- неоконченный образец (например,: узор в квадрате – в середине ромашка, детям предлагается воспроизвести середину узора, а остальное придумать самим) – эвристический (частично-поисковый);
- примерный ( вариативный) образец (например, на 2 – 3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге: элементы и композиция одинаковые, а цвет и сочетание элементов разные – детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов в той же композиции, что на образцах, а цветовое сочетание по своему); в вариативном образце может быть представлено композиционное решение (элементы, цвет – одинаковые, а композиция разные); вариант применения разных элементов при одинаковой композиции и цвета – репродуктивный метод;
- образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора (при освоении детьми сложных композиций) – репродуктивный метод.
Общее требование к применению всех стилизованных образцов – это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и их анализа.
4. Эффективно использование фланелеграфов, на которых можно выкладывать узоры из форм – элементов той или иной росписи.
5. Хороши самодельные настольные игры – выкладывание узоров росписи (до рисования и после него).
6.Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин, посещение «выставок народного искусства» и др.), что повышает интерес к занятиям.
7. Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяется в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. показ изображения новых элементов для детей 4—5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5—7 лет.
8. Упражнения в начале занятия с детьми 5—7 лет при изображении новых или сложных элементов после рассматривания; впоследствии лист для упражнений дети используют по желанию.
9. Сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива.
10. Называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования, аппликации («завиток вверх, теперь вниз»).
11. Связь рассматривания с последующими занятиями по изобразительной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке.
12. Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.
Все эти методы и приёмы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.
Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изумительные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выполнять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что игрушки, расписанные таким образом, шире представлены в продаже, а значит, более доступны для использования в непосредственной работе с детьми.
Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изодеятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.
Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обращается внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог возвращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит усвоить, на колорите или композиции.
В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.
При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.
Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соответствия композиции форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).
Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение стилизованных образцов, выполненных воспитателем. В этом случае дети воспринимают их осмысленно и эмоционально.
Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого следования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. После анализа образца на его основе дается показ способа изображения нового элемента. Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости - совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм. В средней группе очень эффективны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освоения композиции совсем не важно, какие элементы узора используются. Они необязательно должны быть столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. Это могут быть и цветы городецких узоров. В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположении однородных элементов, цветовых пятен.
При анализе выполненных детских работ в этой группе обязательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художественной деятельности - украшение предметов. Поэтому дымковские козлики и кони как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые выбирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенцами можно украсить интерьеры кукольных уголков. Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произведений искусства, можно объединить настоящую дымковскую игрушку с детскими рисунками - получится яркое живописное пятно, радующее глаз.
После такого занятия и анализа работ непременно нужно положить тот же материал (бумагу, гуашь) в зону самостоятельной изобразительной деятельности. Если дети были увлечены интересным занятием, они непременно присядут к столу, подойдут к мольберту с незаконченной работой.
Цикл занятий включает: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети упражняются в освоении элементов, композиций, применении и сочетании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соответствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.
Постепенно дети становятся все более самостоятельными в восприятии и анализе простейших узоров на изделиях и на стилизованных образцах воспитателя; в замысливании декоративного узора: как украсить изделие (силуэтное) - что нарисовать, где, каким цветом, в какой последовательности, когда промывать кисть, какие элементы рисовать всей кистью, какие - концом. Полной самостоятельности на занятии может и не быть, вопросы, воспитателя организуют процесс замысливания детей. Однако движение, становление деятельности в таком направлении и комплексном развитии всех действий должно продолжаться и в последующих возрастных группах.
В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач - освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна.
При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известными, и вписывать в новую композицию.
Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы. Например, если дети на занятии (на фланелеграфе или в аппликации) предварительно опробовали новую композицию, то композиционная задача в рисовании может быть усложнена. Поэтому опора на зону актуального развития детей, предвидение зоны ближайшего развития и опробование ее вне занятий подскажут педагогу, какие задачи поставить на занятии и какими методами их решать, чтобы дети испытывали некоторое затруднени
|
|