Традиционно система работа может быть представлена в следующей модели. Модель последовательности работы по обучению декоративному рисованию
Вопрос.
Примерная тематика занятий
Старшая группа
III ЦИКЛ
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Знакомство с искусством — рассматривание дымковских игрушек.
2. Рисование. «Дымковский конь».
3. Рисование и аппликация. «Кони на лугу» (коллективная работа).
4. Рисование элементов дымковской росписи — колец в сочетании с кругами, точками, штрихами.
5. Рисование. «Козлик и баран».
6. Рисование и аппликация. «Стадо козликов и баранов».
7. Рассматривание дымковских кукол. Рисование. «Ткань на юбку дымковской кукле».
8. Рисование. «Фартук для дымковской куклы».
9. Рисование. «Дымковская кукла».
10. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Веселая ярмарка» (коллективная работа).
В цикле:
6 занятий по рисованию,
3 занятия по рисованию и аппликации,
1 занятие — знакомство с искусством.
ЗАДАЧИ III ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
- Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
- Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
- Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
- Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
- Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
- Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).
Примерная тематика занятий
Старшая группа
VII ЦИКЛ
Городецкая роспись
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Знакомство с искусством — рассматривание предметов с городецкой росписью.
2. Дидактические игры: «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает?»
3. Рисование. «Узор на полосе из бутонов и листьев».
4. Рисование. «Кружка, украшенная цветочной гирляндой».
5. Рисование. «Узор для городецкого панно или шкатулки».
6. Рисование. «Узоры на кухонных досках».
7. Рисование. «Городецкий конь-качалка».
8. Рисование. «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).
В цикле:
6 занятий по рисованию,
1 занятие — знакомство с искусством,
1 занятие — дидактические игры.
ЗАДАЧИ VII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства — городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.
Примерная тематика занятий
Подготовительная к школе группа.
IV ЦИКЛ
Дымковские игрушки
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Знакомство с искусством — народная игрушка.
2. Лепка. «Дымковские животные».
3. Лепка. «Дымковский индюк».
4. Рисование. «Расписные птицы».
5. Лепка. «Барыня, няня (водоноска)».
6. Рисование. «Дымковские барыни-франтихи» (полуобъемные игрушки).
7. Рисование и конструирование. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра».
В цикле:
4 занятия по рисованию,
3 занятия по лепке,
1 занятие — знакомство с искусством.
ЗАДАЧИ IV ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
1. Сформировать у детей представление о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек.
2. Продолжить знакомство с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковскими игрушками, с характерными особенностями дымковской росписи, ее элементами и их сочетанием, композицией и цветосочетанием.
3. Формировать представление о том, как дымковские мастера творчески преображают реальные образы в декоративные, сказочные.
4. Помочь освоить при росписи силуэтных дымковских игрушек более сложные (по сравнению со старшей группой) композиции узоров: чередование вертикальных рядов, клетчатый узор, сетчатое (шахматное) расположение крупных элементов в узоре, симметричную композицию, вписанную в круг, с выделением центра и каймы (на груди и хвосте птицы).
5. Учить использовать при лепке дымковских игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный (лепка животных).
6. Учить детей использовать знания и умения, полученные на занятиях, для изготовления полуобъемных персонажей для игр и настольного театра.
Примерная тематика занятий
|