Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
1) увлекшисьматематикой
| 3) играющим в футбол
| 2) в строящееся здание
| 4) вызвав к доске
|
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Зимой 1921 года я жил в Одессе и работал в газете «Моряк». (2)В то тяжёлое время в ней начинало работать немало молодых писателей, в том числе Катаев, Бабель, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных писателей часто заходил в редакцию только Андрей Соболь – милый, неусидчивый человек.
(4)Однажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все, кто читал рассказ, говорили в один голос, что печатать его в таком небрежном виде нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)Мы все сидели и думали: что делать? (8)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты «Русское слово».
– (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нельзя, чтобы она пропала.
– (12)Что тут поделаешь! – с сожалением ответил я.
– (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.
– (17)А что же вы сделаете?
– (18)А вот увидите.
(19)Благов вынул из кармана огарок толстой свечи из церкви, зажег его, сел на мой потрепанный чемодан с исчерченной крышкой и склонился над рукописью.
(20)Благов закончил работу только к утру. (21)Я прочел рассказ и онемел. (22)Это была прозрачная, литая проза. (23)Все стало выпуклым, ясным. (24)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (25)При этом действительно не оказалось выброшенным или прибавленным ни одно словечко.
– (26)Это чудо! – сказал я. – (27)Как вы это сделали?
– (28)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (29)У Соболя с ними форменный кавардак. (30)Особенно тщательно я расставил точки. (31)И абзацы. (32)Знаки препинания – это великая вещь, мой милый. (33)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное звучание. (34)Знаки препинания что нотные знаки. (35)Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(36)Рассказ был напечатан. (37)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь.
– (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу.
– (39)Никто не трогал, – ответил я. – (40)Можете проверить текст.
– (41)Ложь! – крикнул Соболь. – (42)Все равно узнаю, кто трогал.
(43)Запахло скандалом. (44)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты. (45)Тогда Благов сказал спокойным и унылым голосом:
– (46)Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я.
(47)И тут Соболь бросился в Благову, и охватил его руки, и крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его, а нам оставалось только онеметь от удивления.
– (48)Спасибо! – сказал взволнованно Соболь. – (49)Вы дали мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
(52)Вечером Соболь достал где-то пачку чая, чёрного хлеба, солёную селёдку и принес всё это богатство в редакцию. (53)Позвав Благова и Багрицкого, мы устроили пир во славу литературы и знаков препинания.
(54)После этого я, начинающий писатель, окончательно убедился, с какой пронзительной силой действует на читателя знак, поставленный в нужном месте.
(По К. Паустовскому)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — русский советский писатель, писавший в жанре романтизма, современному читателю более всего известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.
13 В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказ Соболя необходимо было напечатать?»
1) (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нельзя, чтобы она пропала.
2) (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.
3) (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу.
4) (49)Вы дали мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 27-35?
1) описание
2) рассуждение
| 3) повествование и описание
4) повествование
|
Укажите правильную морфологическую характеристику слова «напечатан» из 36 предложения текста.
1) наречие
2) деепричастие
| 3) причастие
4) прилагательное
|
16 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 43: «Запахло скандалом».
1) эпитет
2) метафора
3) фразеологический оборот
4) антитеза
Ответы к заданиям запишите цифрами.
17 Среди предложений 48-52 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
18 Среди предложений 51-54 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Какой «чудесный урок» получили герои данного рассказа К. Паустовского?»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 3
Часть 1
А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на диван
2) их дети
3) пять блюдец
4) больше пятьдесят рублей
А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) бл..годенствие, пол..гаться
2) мот..вировать, благосл..вение
3) оз..боченный, р..сточек
4) заб..левание, возг..рание
А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..рассудный, вo..становить
2) сверх...нтересная, по..ск
3) пр..влекательность, пр..подавать
4) н..стольный, в..круг
А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква О?
1) вкусный крыж…вник, настоящий обж…ра
2) камыш…вые заросли, точный расч…т
3) было свеж…, банка сгущ..нки
4) ч…рствый хлеб, с детским врач…м
А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой А.
1) пряч..щийся на чердаке
2) вяж..щий привкус
3) хлопоч..щий о детях
4) держ..щий наготове
А6 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
1)Тихое озеро всё засыпа..о семенами цветущих деревьев и трав.
2)Старший лесник, дли..ый и неуклюжий, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
3) В старину делали деревя…ые коньки и украшали завитком в виде головы лошади.
4) Любимым блюдом Петра I была запече..ая рыба.
А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.
3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
|