ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 1. Понятие социального. Общество и общественные явления.
2. Базисные элементы социальной жизни. Социальное действие, социальная связь.
3. Общество и индивид.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Понятие общество как социальная система является одной из ключевых проблем в социологии. Поскольку общество обладает невероятным многообразием, то следует рассмотреть различные подходы и определения общества. Следует обратить внимание на достижения системного подхода в рамках которого общество и рассматривается как одна из разновидностей систем, а именно - система социальная. Общество следует рассматривать прежде всего как систему отношений. Далее следует рассмотреть социальную систему изнутри, со стороны ее строения, структуры, т. е. выявить базисные элементы общества и показать их взаимную связь и взаимодействие. Особо следует рассмотреть проблему соотношения общества и индивида и отношения между индивидами. Ведь общество не просто состоит из индивидов, а выражает их взаимоотношения.
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие социальной структуры.
2. Теория социальной стратификации и мобильности.
3. Сущность и развитие социальных институтов. Социальные организации.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Понятия социальной структуры и социального института являются уже более конкретными по сравнению с понятием "общество как социальная система". Здесь необходимо показать из каких элементов состоит любое общество. К ним относятся прежде всего сами индивиды, роли-Функции в обществе, социальные общности, территориальные, этнические, слои, группы и т.д. Особое внимание нужно уделить месту, роли и значению такого явления как "класс". Далее необходимо остановиться на более конкретном рассмотрении социальной структуры. Здесь вводятся понятия "социальной стратификации" и "социальной мобильности". Нужно подчеркнуть, что понятие "стратификации" включает в себя более широкий набор характеристик и определений базисных элементов. Понятие "социальная мобильность" раскрывает движение элементов внутри социальной системы. Затем необходимо рассмотреть понятие социального института, обратить внимание, что это прежде всего форма, способ упорядочивания, организации и стандартизации общественных связей и отношений. В заключение следует рассмотреть современное состояние социальной структуры в России, внутреннюю дифференциацию общества, социальную мобильность.
ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
1. Понятие социальной структуры и социального неравенства.
2. Социальные общности, их многообразие.
3. Виды социальных групп.
4. Этнические общности.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
В данной теме следует более подробно остановиться на таких элементах социальной системы как "социальные общности". Необходимо подчеркнуть, что данное понятие является теоретической абстракцией а реально существует, эмпирически Фиксируемой совокупностью индивидов. Данная общность выступает субъектом социальной деятельности. Необходимо показать, что социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и социально- обусловлены видов и форм. Например, по количественному составу они варьируют от двух индивидов до международных организаций и движений, насчитывающих согни миллионов человек. Далее необходимо рассмотреть такую разновидность общностей как "социальная группа", дать их характеристику и классификацию. Затем следует рассмотреть этнические особенности, их генезис, этапы развития, основные признаки, особо следует остановиться на развитии этносов в России.
ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ЭТНО-СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
1. Семья как социальный институт: функции, структура, эволюции.
2. Этно-социальные группы. Понятие этноса.
3. Этно-национальные процессы в современном мире.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Необходимо показать, что семья является классическим примером социального института. Следует различать такие понятия как "семья", "брак", т.к. они очень близки, но не тождественны, т.к. семья - это более сложное социальное явление. Необходимо рассмотреть структуру, состав семьи, функции, которые она выполняет в обществе. Особо следует показать как развивалась, эволюционировала семья в ходе исторического развития человечества, каково ее состояние в современных условиях, и какова тенденция развития, перспективы.
Затем следует рассмотреть, как протекают этнические и национальные процессы. В чем их особенности, Факторы изменения. В чем проблема национальных ценностей и их отношение к общечеловеческим ценностям. В заключение нужно дать характеристику этническим процессам в современной России, рассмотреть межнациональные конфликты в мире, на территории СНГ и внутри самой России.
ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
1. Проблема конфликта в социологической теории.
2. Виды конфликтов.
3. Движущие силы, мотивация и этапы протекания конфликта.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
В первом вопросе плана необходимо рассмотреть проблематику теории конфликта в социологии М.Вебера Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, Н. Смелзера, К. Маркса. Во втором вопросе необходимо остановиться на аналитической схеме исследования конфликтов. Какие бывают конфликты, чем они определяются и сформулируйте понятийные характеристики движущих сил и мотивации конфликта. Необходимо отметить, что в обществе всегда возникали и проявлялись разного рода конфликты: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Познание конфликтов необходимо для управления ими и разрешения сложившихся противоречий.
ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Основные проблемы социологии личности.
2. Личность в системе социальных связей: статус, роль, функции.
3. Социализация личности.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
В первом вопросе контрольной работы необходимо проанализировать и раскрыть научные концепции формирования человеческой личности. Разобрать в чем их основной смысл и различия. Также необходимо сказать, что социологический подход в изучении личности выделяет в ней социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана процессом Формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением связи личности и общества, регуляции и саморегуляции сознательного поведения личности.
Во втором вопросе плана нужно сформулировать понятие социального статуса и социальной роли и обосновать, как они связаны между собой. Следует показать, что понимается в социологии под ролевым поведением и чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли.
В третьем вопросе контрольной работы необходимо раскрыть, какими факторами обусловлена успешная социализация. Какие теории развития личности участвуют в социализации?
|