Контрольно-обучающие и профессиональные задачи. 7.1. В препарате видна двуядерная клетка. Какова наименьшая плоидность каждого ядра и всей клетки в целом?
7.2. Чем отличается митотическое деление у высших цветковых растений от деления животных клеток?
7.3. В препарате видны ядра следующих видов: а) плотное ядро с крупными глыбками хроматина, б) сетевидное ядро с заметными глыбками хроматина, в) светлое с крупными ядрышками. Расположите клетки в соответствии с убыванием их функциональной активности.
7.4. Как выглядит клетка в метафазе митоза, в зависимости от направления среза?
7.5. Контролируются ли организмом способности клеток делиться?
8. Тестовые задания для самоконтроля
8.1. Ядерная оболочка состоит из
1. двухслойной мембраны;
2. двух мембран;
3. трех мембран;
4. трехслойной мембраны;
5. перинуклеарного пространства.
8.2. Основной функцией ядрышка является
1. образование центриолей;
2. образование рибосом;
3. образование веретена деления;
4. регуляция синтеза липидов;
5. регуляция синтеза углеводов.
8.3. Удвоение хромосом в митотическом цикле клетки происходит в
1. метафазе;
2. пресинтетическом периоде;
3. синтетическом периоде;
4. профазе;
5. анафазе.
8.4. Расхождение хромосом к полюсам в ходе митоза происходит в
1. метафазе;
2. профазе;
3. интерфазе;
4. анафазе;
5. телофазе.
8.5. Апоптоз – это разновидность
1. деления клетки;
2. гибели клетки;
3. регенерации клетки;
4. сокращения клетки;
5. питания клетки.
Контрольная работа.
На данном занятии в соответствии с учебным планом проводится контрольная работа по разделу «Цитология». Для подготовки к контрольной работе необходимо повторить весь пройденный теоретический материал, изучить вопросы тестового контроля в сборнике «Тестовые задания по цитологии и эмбриологии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов» и повторить все изученные на занятиях электронограммы.
9.1. Вопросы для подготовки к контрольной работе:
· Дать определение клетки и ее производных.
· Строение животной клетки и ее свойства.
· Симпласт (дать определение, привести примеры).
· Межклеточное вещество (дать общую характеристику).
· Синцитий (дать определение, привести примеры).
· Мембраны цитоплазмы, строение и свойства.
· Органеллы клетки (дать определение, привести классификации, перечислить).
· Митохондрии, строение, положение в клетке. Методы выявления, функция.
· Дать характеристику различным формам эндоплазматической сети. Значение рибосом.
· Дать характеристику пластинчатому комплексу (сетчатому аппарату Гольджи).
· Дать характеристику клеточному центру (его части, строение и функции). Микротрубочки.
· Дать характеристику лизосомам (строение, характерные признаки, функции).
· Фибриллярные компоненты цитоплазмы (микротрубочки, микрофибриллы, микрофиламенты).
· Цитолемма и примембранные структуры. Производные цитолеммы, функции цитолеммы.
· Способы проникновения вещества в клетку. Изменение цитолеммы при фагоцитозе и пиноцитозе.
· Последовательные фазы фагоцитоза и пиноцитоза (завершенного и незавершенного).
· Гиалоплазма. Физико-химическая характеристика и значение.
· Включения. Дать определение включениям и привести их классификацию.
· Трофические включения. Их химический состав, способы фиксации и окраски.
· Секреторные и экскреторные включения. Их сходство и различия (химический состав, функция).
· Пигментные включения. Классификация и значение.
· Строение ядра на светооптическом уровне. Химический состав его частей.
· Субмикроскопическое строение ядра. Ядерная оболочка.
· Субмикроскопическое строение ядра. Гетерохроматин, эухроматин, ядрышко.
· Понятие о плоидности. Классификация ядер по содержанию ДНК.
· Виды клеточных делений. Их различия.
· Митоз. Общая характеристика фаз митоза, положение хромосом и нитей веретена деления (хромосомы и митотический аппарат).
· Клеточный цикл. Характеристика интерфазного содержания ДНК.
· Митоз. Морфологическая характеристика хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.
· Основные положения клеточной теории.
· Основные этапы приготовления гистологического препарата.
· Понятие о базофилии и оксифилии.
· Микроскопирование как вид исследования. Способы микроскопирования. Разрешающая способность светооптического и электронного микроскопов.
9.2. Список электронограмм для подготовки к контрольной работе:
· Эндоплазматическая сеть
· Диктиосома комплекса Гольджи
· Лизосомы и митохондрии
· Пиноцитоз
· Фагоцитоз
· Митохондрии
· Ресничка (жгутик)
· Микроворсинки
· Остаточное тельце
· Ядро и ядрышко
· Апоптоз
Раздел «ЭМБРИОЛОГИЯ»
Тема занятия № 5: Основы эмбриологии
Мотивация
Зародышевый период жизни организма отличается динамизмом формообразовательных процессов, их строгой последовательностью и взаимозависимостью.
Изучение закономерностей эмбриологии в рамках медицинского образования позволяет лучше понимать свойства тканей, их изменений при повреждениях, в условиях регенерации, воспалении, опухолевой метаплазии. Знание периодов эмбриогенеза необходимо для понимания становления системы «мать – плод»у человека, понимания механизмов возникновения аномалий развития плода и профилактики аномалий развития, обусловленных влиянием внешних или внутренних факторов (алкоголь, курение, наркотики, профессиональные вредности, заболевания и др.)
Современные достижения медицинской эмбриологии позволяют раскрыть и ликвидировать причины бесплодия, проводить искусственное осеменение и экстракорпоральное оплодотворение, использовать эмбриональный материал для получения стволовых клеток.
Цели занятия
Общая цель
В соответствии с программой предмета преподавание эмбриологии
на кафедре гистологии осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2семестр) изучаются основы общей эмбриологии,с акцентом на особенности развития человека, для чего отводится одна лекция и одно лабораторное занятие. Знание этого материала необходимо для последующего изучения предмета прежде всего, общей гистологии. Развитие человека, провизорные органы, систему «мать-плод» студенты изучают в конце 3-го семестра.
3.2.Конкретные цели.
Знать
3.1.1. Строение половых клеток.
3.1.2. Основные этапы эмбриогенеза и суть каждого из них.
3.1.3. Типы яйцеклеток по содержанию и распределению желтка.
3.1.4. Характеристики дробления зиготы, строение бластулы человека и других хордовых.
3.1.5. Имплантацию и способ (механизмы) 1-й фазы гаструляции у человека.
3.1.6. Суть 2-й фазы гаструляции.
3.1.7. Дифференцировку мезодермы.
3.1.8. Основные источники развития тканей и органов (проспективное значение зародышевых листков и зачатков).
3.1.9. Основные критические периоды развития человека.
| Уметь
3.1.10. Дифференцировать половые клетки и основные детали их строения на светооптическом уровне.
3.1.11. Различать детали субмикроскопического строения яйцеклетки и сперматозоида.
3.1.12. На тотальном препарате зародыша курицы определять зародышевый щиток, первичную полоску и первичный узелок.
3.1.13. На поперечном срезе первичной полоски различать эпибласт, гипобласт и мезодерму, образующуюся способом иммиграции из материала первичной полоски.
3.1.14. Различать осевые органы и зародышевые листки.
|
Необходимый уровень знаний.
4.1. Из цитологии: общий план строения клетки; органеллы и включения; деление клеток.
4.2. Из биологии: основные этапы онтогенеза; мейоз и его стадии.
Новый материал.
5.1. Знание элементарных компонентов эмбрионального развития.
5.2. Представление о механизмах взаимодействия зачатков, эмбриональной индукции, критических периодах развития и факторах, нарушающих эмбриогенез.
5.3. Понятия и терминология по периодизации эмбриогенеза.
5.4. Предэмбриональный период. Строение гамет, процесс оплодотворения у человека.
5.5. Динамика формообразующих процессов, начиная от зиготы до зародыша на стадии осевых органов и зародышевых листков. Для об-
легчения понимания некоторых механизмов развития человека использовать данные сравнительной эмбриологии хордовых.
5.6. Местоположение зачатков (источник развития) тканей и органов. В дальнейшем эти сведения позволят перейти к непосредственному изучению гистогенеза и органогенезе.
Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава V.
|