Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Очная, очная на базе СПО, очно-заочная формы обучения.

Таблица 4

№ темы дисциплины Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права Семинар – коллоквиум: обсуждение различных точек зрения по вопросам предмет и метод отрасли конституционного права. Необходимо соотнести между собой понятия отрасль, наука, учебная дисциплина. 2, 2, 2  
История развития Конституции России Подготовка групповых заданий на сравнительный анализ конституционных норм 2, 2, 1
Теоретические основы конституционализма Решение задач с помощью которых уясняется порядок пересмотра и внесение поправок в Конституцию РФ, конституционно-правовая ответственность 2, 2, 1
5, 6 Демократические основы конституционного строя Российской Федерации Семинар – решение задач в целях уяснения понятия и форму народовластия в России, решение задач на уяснение функционирования институтов непосредственной и представительной демократии   6, 4, 2
Конституционно-правовые основы общества Семинары – решение задач на выявление роли политических партий, общественных объединений, религиозных организаций в жизни общества. 6,6, 2
Конституционно-правовые основы российского государства Семинар – подготовка индивидуальных проектов, направленная на уяснение характеристики РФ как суверенного, федеративного, светского, социального государства с республиканской формой правления. 2, 2, 2
Основы конституционного статуса личности как правовой институт. Семинар – разминка на запоминание и уяснение конституционного статуса гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца. 2, 2, 1
Гражданство в Российской Федерации.   Семинар - решение задач на определение основания и способов приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. 2, 2, 1
Конституционные права и свободы человека и гражданина.   Семинар – решение задач и кейсов в целях уяснения механизмов реализации прав и свобод   8, 8, 4
12, 13 Обязанности личности. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.   Семинар – решение задач с целью уяснения механизмов реализации обязанностей личности, значения гарантий в механизме реализации прав и свобод 2, 2, 2
Конституционно-правовой статус Российской Федерации.     Семинар – подготовка индивидуальных проектов с целью изучения конституционного статуса Российской Федерации, его основных элементов, содержания конституционных принципов федеративного устройства и предметов ведения России. 4, 4, 1
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации   Семинары – подготовка индивидуальных проектов с целью изучения общих и особенных элементов в конституционно-правовом статусе субъектов РФ. 4,4, 1
Система органов государственной власти в Российской Федерации Семинар –"мозговой штурм" в целях запоминания и уяснения понятий, признаков, системы и характеристики органа государственной власти 2,2, -
Избирательное право Российской Федерации Семинары - решение задач Семинар - case-study: на определение законности действий участников выборов на каждой стадии избирательного процесса;   6, 6, 2
Президент Российской Федерации Семинары- решение задач на тему правового статуса Президента РФ и его взаимодействия с органами государственной власти   4, 4, 2
Федеральное Собрание Российской Федерации   Семинар: решение задач; Семинары: ролевая игра "Федеральный законодательный процесс». 6, 6, 2
    Правительство Российской Федерации Семинар -опрос   2, 2, -  
Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации Семинар- работа в малых группах, решение задач на определение статуса органов государственной власти субъектов РФ, а также их конституционно-правовой ответственности. 2, 2, 2
  Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации Семинар – решение задач, анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации, решений судов общей юрисдикции с целью выявления иерархичности судебной системы Российской Федерации. 4, 4, 2
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации Семинар – подготовка индивидуальных проектов на тему форм осуществления местного самоуправления и их фактической реализации на местном уровне. 2, 2, 2
Итого: 70, 68, 32

 



Семинарские занятия.

Заочная ГВД, заочная на базе ВПО, заочная на базе СПО, заочная ГВД на базе СПО формы обучения

Таблица 4

№ темы дисциплины Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
3,4 История развития Конституции России . Теоретические основы конституционализма Подготовка групповых заданий на сравнительный анализ конституционных норм. Решение задач с помощью которых уясняется порядок пересмотра и внесение поправок в Конституцию РФ, конституционно-правовая ответственность 2, -, 2, 2
5, 6, 7, 8 Демократические основы конституционного строя Российской Федерации . Конституционно-правовые основы общества. Конституционно-правовые основы российского государства Семинар – решение задач в целях уяснения понятия и форму народовластия в России, решение задач на уяснение функционирования институтов непосредственной и представительной демократии, на выявление роли политических партий, общественных объединений, религиозных организаций в жизни общества. подготовка индивидуальных проектов, направленная на уяснение характеристики РФ как суверенного, федеративного, светского, социального государства с республиканской формой правления.   2, 2, 2, 2
9,10,11, 12, 13 Основы конституционного статуса личности Семинар – решение задач и кейсов в целях уяснения механизмов реализации прав и свобод   2, 2, 2, 2
18,19,20 Система органов государственной власти в Российской Федерации Семинар работа в малых группах, решение задач 2, -, 2, 2
Итого: 8, 4, 8, 8

Самостоятельная работа.

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины.

 


№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов по формам обучения
Очная Очная на базе СПО Очно-заочная на базе СПО Заочная Заочная на базе ВПО Заочная ГВД Заочная ГВД на базе СПО
Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права              
Конституционное право Российской Федерации как наука и учебный курс  
История развития Конституции Российской Федерации
Теоретические основы конституционализма  
Основы конституционного строя Российской Федерации
Демократические основы конституционного строя Российской Федерации  
Конституционно-правовые основы общества  
Конституционно-правовые основы российского государства
Основы конституционного статуса личности как правовой институт
Гражданство в Российской Федерации
Конституционные права и свободы человека и гражданина
12, 13 Обязанности личности. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина  
Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Система органов государственной власти в Российской Федерации  
Избирательное право Российской Федерации
Президент Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации        
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Итого

5.4.2 Формы самостоятельной работы.

Таблица 6

темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов по формам обучения
Очная Очная на базе СПО Очно-заочная на базе СПО Заочная Заочная на базе ВПО Заочная ГВД Заочная ГВД на базе СПО
1,2 В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. 1: «Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Конституционное право России как наука и учебный курс». Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 1. Ведение словаря конституционных терминов: отрасль конституционного права, предмет, метод отрасли, наука конституционного права, предмет, методология науки, учебная дисциплина, система отрасли. 2. Составить библиографический список ученых-конституционалистов дореволюционного, советского и современного этапов развития науки конституционного права.              
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «История развития Конституции России». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Подготовить выступления по вопросам:«Конституция РСФСР 1918 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1925 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1937 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1978 г.: причины разработки и принятия, основные черты содержания»; «Разработка и обсуждение проекта Конституции РФ».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Теоретические основы конституционализма». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: функции Конституции, сущность Конституции, юридические свойства Конституции, социальные свойства Конституции, пересмотр Конституции и другие. 3. Анализ Федерального закона № 33-ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». 4. Самостоятельная подготовка студентами конспекта с ответами на вопросы темы семинара с последующей проверкой преподавателем. Соотношение категорий: «конституция» и «конституционное право, «конституция» и «международное право», «конституционность» и «конституционный порядок».  
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Понятие и структура основ конституционного строя». 2. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 3. Ведение словаря конституционных терминов: конституционный строй, государственный строй, общественный строй, демократия, правовое государство, государственный суверенитет, политическая партия, общественное объединение, социальное государство, светское государство и другие. 4. Изобразить схематично: разделение властей в Российской Федерации по горизонтали и вертикали.
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Демократические основы конституционного строя Российской Федерации». 1. Изучить концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». 2. Изобразить схематично: непосредственная и представительная демократия в системе народовластия РФ. 3. Анализ Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»,Федерального закона № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федерального закона № 82 –ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».  
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционно-правовые основы общества». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Подготовить доклад на тему: «Местное самоуправление как конституционно-правовая основа общества в Российской Федерации». 3. Соотношение категорий «политическое многообразие» и «идеологическое многообразие». 4. Анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам функционирования политических партий и общественных объединений.  
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционно-правовые основы российского государства». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: «правовое государство», «федеративное государство», «федерализм», «унитарное государство», «конфедерация», «социальное государство», «суверенное государство», «светское государство, «клерикальное государство», «республиканская форма правления». 3. Изобразить схематично: разделение государственной власти в РФ по горизонтали, разделение государственной власти по вертикали.
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Основы конституционного статуса личности как правовой институт». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: правовой статус, конституционно-правовой статус, правовое положение, личность, человек, гражданин, иностранный гражданин, беженец, вынужденный переселенец и другие. 3. Анализ Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона № 4528-I от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», Закона Российской Федерации № 4530-I от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Гражданство в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: гражданство, филиация, натурализация, оптация, двойное гражданство и другие. 3. Анализ Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». 4. Решение задач на определение основания и способов приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционные права и свободы человека и гражданина». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: право, свобода, обязанность, законный интерес, гарантии и другие. 3. Соотношение категорий: право и свобода; права и обязанности; свобода и ответственность. Понятие и соотношение категорий «права человека» и «права гражданина». Охарактеризовать «поколения» прав человека. 4. Провести анализ конкретных конституционных прав и свобод человека и гражданина со ссылкой на нормативные правовые акты. 5. Анализ норм Конституции РФ, закрепляющих обязанности личности. 6. Анализ Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». 7. Решение задач на определение механизма реализации и гарантированности личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод личности. 8. Письменная работа: перечислите внутригосударственные и международные гарантии на примере конкретных прав и свобод личности. 9. Подготовьте доклад на тему: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».  
12, 13 В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. « Обязанности личности». «Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина». 1. Ведение словаря конституционных терминов: «обязанность», «гарантии прав и свобод» 2. Анализ нормативных правовых и судебных актов, согласно списку литературы по теме. 3. Охарактеризовать систему обязанностей личности. 4. Изучить общие и специальные гарантии прав человека, условия реализации прав и свобод личности, механизмы их защиты. Функции федеральных и регионально-республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, прокуратуры в охране прав и свобод человека и гражданина.  
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционно-правовой статус Российской Федерации». 1. Подготовить доклад на тему: «Конституционно-правовая природа Российской Федерации». 2. Ведение словаря конституционных терминов: «симметричная федерация», «асимметричная федерация», «компетенция», «предметы ведения», «полномочия», «административно-территориальное устройство субъекта РФ». 3. Анализ Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»,Федеративных договоров от 31.03.1992 г. 4. Охарактеризовать конституционно-правовые признаки России как федеративного государства.
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Охарактеризовать конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации. 3. Подготовить доклад на тему: «Особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации», «Особенности правового статуса автономной области и автономных округов», «Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения», «Национально-культурная автономия в Российской Федерации». 4. Анализ Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06. 1990 г., Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г.№6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Система органов государственной власти в Российской Федерации». 2. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 3. Ведение словаря конституционных терминов: «орган государственной власти», «государственный орган». 4. Изобразить схематично: виды государственных органов (по характеру выполняемых задач, по порядку осуществления компетенции, по порядку формирования, по территориальному признаку, по срокам полномочий и т.д.).  
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Избирательное право Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: избирательное право, избирательная система, выборы, избирательный процесс и другие. 3. Анализ Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 5. Решение задач по определению законности действий участников выборов на каждой стадии избирательного процесса.
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Президент Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: президент, указ, распоряжение, послание, импичмент и другие. 3. Анализ Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Выборы Президента Российской Федерации».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Федеральное Собрание Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: парламент, Совет Федерации, Государственная Дума, депутатская фракция, законодательный процесс и другие. 3. Анализ Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Федеральный законодательный процесс»
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Правительство Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: правительство, министр, правовые акты правительства, отставка правительства и другие. 3. Анализ Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Заседание Правительства Российской Федерации».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации». 1. Анализ Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 2. Решение задач на определение ответственности (санкций) за нарушение органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции РФ, законодательства, неисполнение судебных решений, неисполнение собственных полномочий. 3. Подготовка доклада по теме: «Организация законодательной (представительной) и исполнительной власти в городе Москве».        
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: суд, судебная система, функции судебной власти, принципы организации судебной власти, принципы правосудия, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, судья и другие. 3. Анализ Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-I«О статусе судей в Российской Федерации». 4. Изобразите схематично: «Судебная система Российской Федерации».
В зависимости от формы обучения: подготовка к семинару или самостоятельное изучение. «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: местное самоуправление, территория муниципального образования, местный референдум, местные выборы, отзыв депутата, сход граждан, публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, собрания граждан, конференция граждан, опрос, обращения граждан и другие. 3. Анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 4. Письменная работа: формы осуществления местного самоуправления в муниципальных районах города Москвы.
Итого

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

К теме 5. Понятие и структура основ конституционного строя.

Следует рассмотреть понятия «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй», «основы конституционного строя».

Охарактеризуйте структуру основ конституционного строя РФ со ссылками на нормы Конституции РФ: гуманистические основы конституционного строя, конституционные основы народовластия, конституционные основы публичной власти, конституционные основы федеративного устройства, конституционные основы экономических отношений, конституционные основы социальных отношений, конституционные основы духовно-культурных отношений.

Проанализируйте особенности юридической силы основ конституционного строя РФ.

Список рекомендуемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: Курс лекций. Ч. 1: Основы теории конституционного права. Ч. 2: Основы конституционного строя. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Под общ. редакцией Витрука Н.В. М., 2010.

4. Нарутто С.В. Основы конституционного строя Российской Федерации в решениях Конституционного Суда РФ // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8.

5. Несмеянова С.В. Основы конституционного строя в решениях Конституционного Суда // Журнал конституционного правосудия. 2008. № 4.

6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.

7. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

К теме 16. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Необходимо проанализировать понятия «орган государственной власти» и «государственный орган», а также указать различия между ними. На основе изученных понятий охарактеризуйте признаки органа государственной власти.

Исходя из норм Конституции РФ, исследуйте принципы построения системы органов государственной власти. Приведите несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

Список рекомендуемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1998.

3. Дмитриев Ю.М., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: Монография. М., 2002.

4. Елисеев Е.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997.

5. Козбаненко В.А. Система органов государственной власти Российской Федерации: Учеб. пособие для студентов. М., 2000.

6. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Под общ. редакцией Витрука Н.В. М., 2010.

7. Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.

К теме 24. Прокуратура Российской Федерации.

В рамках данной темы следует дать понятие прокуратуры РФ, а также определить к какой ветви государственной власти можно отнести прокуратуру РФ. Необходимо проанализировать нормы Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Перечислите задачи и функции органов прокуратуры РФ. Укажите систему и структуру органов прокуратуры РФ, перечислите средства прокурорского реагирования.

Исследуйте процедуру назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Изучите правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности прокуратуры РФ.

Список рекомендуемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

3. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. № 10.

4. Гулягин А.Ю. Цель, задачи и функции органов прокуратуры – основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. 2011. № 3.

5. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Под общ. редакцией Витрука Н.В. М., 2010.

6. Овсепян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. № 12.

7. Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. 2014. № 9.

 

5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля).

Конституционное право Российской Федерации является ведущей отраслью, нормы которого закрепляют и регулируют общественные отношения, которые определяют основы конституционного строя, правового положения личности, федеративного устройства, избирательную систему, систему государственной власти и местного самоуправления.

Освоение дисциплины требует посещения аудиторных занятий (лекций и семинаров), выполнения контрольных заданий и выполнения самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в устной и письменной формах с использованием активных и интерактивных методов обучения. Сверьтесь по тематическому плану, какие темы учебного курса будут даны на лекциях и проработаны на семинарах, какие будут обсуждаться только на семинарах, а какие надо будет изучить самим.

Наиболее распространенными формами лекционных занятий по дисциплине конституционного права являются информационная лекция, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, проблемная лекция и лекция – визуализация. Проблемная лекция начинается с вопросов, на которые лектор вместе со студентами ищет ответы. Диалог лектора и студентов приводит к нахождению юридически грамотных ответов. Лекция - визуализация учит студента преобразовывать устную информацию в визуальную форму, выделяя наиболее значимые и существенные элементы. Четко структурированная лекция позволят студентам уяснить и запомнить больший объем информации.

Цель семинарских занятий – закрепление знаний, полученных студентами на лекциях по дисциплине конституционное право. Обучение на семинарах проходит посредством обсуждения вопросов теории конституционного права, глубокого изучения Конституции Российской Федерации и иных источников конституционного права, прогнозирования конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготовки выступлений по актуальным вопросам конституционного права. На семинаре студент должен принимать активное участие в обсуждении вопросов темы, выступать по своей инициативе или по вызову преподавателя, слушать выступления других студентов и дополнять их, задавать вопросы выступающим и преподавателю. Формами работы на семинарах являются семинар - коллоквиум, работа в малых группах (не более 5-7 человек), case-study (решение задач и анализ реальных проблемных ситуаций), деловая игра, выступления с докладами и последующее их обсуждение.

Особую актуальность имеет выработка у студентов юридических вузов навыков решения юридических задач. Решение задач позволит проверить знание студентами: содержания норм Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных актов, являющихся источниками конституционного права России; решений Конституционного Суда Российской Федерации; определения понятий основных научно-правовых категорий, используемых законодательством и наукой конституционного права.

При решении задачи следует выделить: обстоятельства, имеющие юридическое значение для решения поставленного вопроса; определить нормативные правовые акты, регулирующие данные правовые отношения; найти конкретные правовые нормы, посредством анализа которых можно найти ответ на поставленный вопрос и решить задачу. В решении задачи обязательно должна быть ссылка на статью Конституции или иного нормативного правового акта с указанием его полного наименования, даты принятия, а также изложено собственное толкование смысла заложенного в ней решения анализируемой ситуации.

Решение задач, поиск правильных ответов на тесты и задания позволяет студентам:

- научиться работать с нормативными источниками;

- получить определенный объем знаний по предмету учебного курса «Конституционное право России»;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.