Обратная связь
|
Шкала прямой и косвенной агрессии (Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)
Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.
Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.
Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.
Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________
Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.
0 – никогда
1 – редко
2 – иногда
3 – довольно часто
4 – очень редко
| Бьет одноклассников
|
|
|
|
|
|
| Не принимает в свою компанию
|
|
|
|
|
|
| Кричит на товарища или спорит с ним
|
|
|
|
|
|
| Из мести заводит дружбу с другими детьми
|
|
|
|
|
|
| Пинает (бьет ногой) другого человека
|
|
|
|
|
|
| Не обращает на товарища внимание
|
|
|
|
|
|
| Оскорбляет других
|
|
|
|
|
|
| Сплетничает о том, на кого сердится
|
|
|
|
|
|
| Ставит подножки
|
|
|
|
|
|
| Наговаривает на других, рассказывает о них гадости
|
|
|
|
|
|
| Говорит, что собирается кого-то обидеть
|
|
|
|
|
|
| Замышляет потихоньку кому-то навредить
|
|
|
|
|
|
| Пихается
|
|
|
|
|
|
| Говорит плохо о товарище за его спиной
|
|
|
|
|
|
| Обзывается
|
|
|
|
|
|
| Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить»
|
|
|
|
|
|
| Отбирает что-нибудь у одноклассников
|
|
|
|
|
|
| Выдает чужие секреты
|
|
|
|
|
|
| Дразнится
|
|
|
|
|
|
| Пишет оскорбительные записки
|
|
|
|
|
|
| Валит других на пол
|
|
|
|
|
|
| Ругает прическу или одежду товарищей
|
|
|
|
|
|
| Дергает за волосы или одежду
|
|
|
|
|
|
| Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится
|
|
|
|
|
|
Ключ:
Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23
Вербальная агрессия– пункты 3. 7, 11, 15, 19
Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24
Графическая методика «Кактус»
(М. Памфилова)
(Источник:Памфилова М. Графическая методика«Кактус» // Обруч.
2000. №5. С. 12- 13)
ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет), выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного
размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей
восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
ИНСТРУКЦИЯ:«На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)?
При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того¸ учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:
Ø Агрессивность– наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.
Ø Импульсивность– отрывистость линий, сильный нажим.
Ø Эгоцентризм, стремление к лидерству– крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Ø Неуверенность в себе, зависимость– маленький рисунок, расположенный в низу листа.
Ø Демонстративность, открытость– наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Ø Скрытность, осторожность– расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Ø Оптимизм– использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.
Ø Тревожность –использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Ø Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Ø Экстравертность –наличие на рисунке других кактусов и цветов.
Ø Интровертность –на рисунке изображен один кактус.
Ø Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Ø Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества– дикорастущие, пустынные кактусы.
Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:
|
| Мальчик 7 лет. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите.
| Мальчик 8 лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; Отсутствие стремления к домашней защите.
|
|
| Мальчик 7 лет. Агрессивно – испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.
| Девочка 8 лет. Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.
|
|
| Мальчик 7 лет. Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и к домашней защите.
| Девочка 9 лет. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.
|
|
|