Раздел 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА НА ТЕРРИТОРИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие положения
8.1.1 Объектами нормирования комплексного благоустройства на территориях производственного назначения являются общественные пространства и озелененные территории санитарно-защитных зон, которые формируются на участках и зонах производственной застройки. При проектировании комплексного благоустройства территорий производственного назначения следует руководствоваться Разделом 6
МГСН 1.01, СНиП II-89, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031. Приемы благоустройства и озеленения в зависимости от отраслевой направленности производства рекомендуется применять в соответствии с Приложением Ж.
Общественные пространства
8.2.1 Общественные пространства на территориях производственного назначения включают: предзаводскую площадь, пешеходные коммуникации, площадки отдыха и стоянок, объекты рекреации. Общественные пространства необходимо максимально изолировать от мест производства работ защитными насаждениями, носителями звуко- свето-цветовой информации, предупреждающей об опасности, а также - постоянными или временными ограждениями различных видов.
8.2.2 Предзаводская площадь - свободное пространство для проведения общественных мероприятий производственного предприятия - может размещаться у административного, основного производственного здания или у главных проходных как внутри границ территорий производственного назначения, так и на прилегающих к ним общественных территориях города. Ее следует проектировать в соответствии со СНиП II-89, определять величину из расчета 0,6-0,9 га на 1 тыс. работающих. Под озеленение и размещение элементов благоустройства следует отводить 40-50 % территории площади.
8.2.3 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории предзаводской площади включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, озеленение, скамьи, урны и малые контейнеры для мусора, флагштоки, осветительное оборудование, носители информационного оформления предприятия.
8.2.3.1 Рекомендуется предусматривать виды покрытия в виде плиточного мощения, размещение элементов декоративно-прикладного оформления, водных устройств, оборудование архитектурно-декоративного освещения. Озеленение площади рекомендуется проектировать как партерное или формировать в виде сквера, активно используя цветочное оформление и мобильные формы озеленения (вазоны, цветочницы).
8.2.3.2 Допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений, уличного технического оборудования, средств наружной рекламы и информации. Размещение некапитальных сооружений и технического оборудования, связанного с продажей продуктов питания, следует согласовывать с органами санитарно- эпидемиологического надзора.
8.2.4 Минимальную ширину основных пешеходных коммуникаций следует принимать 2,25 м, второстепенных - 1,5 м, расчетную ширину - исходя из мощности пешеходных потоков (не более 800 чел./час на 1 м ширины дороги).
8.2.4.1 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории пешеходных коммуникаций включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, мобильные приемы озеленения (вазоны, контейнеры), урны
и контейнеры для мусора, осветительное оборудование.
8.2.4.2 Рекомендуется проектировать озеленение вдоль пешеходных коммуникаций (с одной или с двух сторон) в виде газонов и цветников, рядовых посадок деревьев и кустарников.
8.2.4.3 Допускается размещение средств наружной рекламы и информации предприятия.
8.2.5 Размеры площадок отдыха на территории участков и зон производственной застройки следует определять по норме 1,0-1,2 кв.м на место (количество мест - 10-15
% от работающих в наиболее многочисленную смену). Сумма расстояний от рабочего места до столовой и от столовой до площадок отдыха должна составлять не более 300 м. При шумном характере производства должны преобладать формы тихого отдыха и спокойные по цвету и форме элементы благоустройства, при однообразном, монотонном характере производства - активные формы отдыха и разнообразные элементы благоустройства яркой окраски.
8.2.5.1 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на площадках отдыха включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, озеленение, скамьи, столы для игр, урны, осветительное оборудование.
8.2.6 Площадки для стоянки легковых автомобилей, велосипедов, мотоциклов следует размещать в стороне от основных транспортных и пешеходных потоков, при размещении обеспечивать условия хорошей маневренности. Площадки для стоянки легковых автомобилей следует рассчитывать по таблице 9.3.2 МГСН 1.01. Размеры площадки для стоянки велосипедов и мотоциклов определяются их количеством на смену (5-7 %) и нормой: на велосипед - не более 0,6 кв.м при опоре на одно колесо и не более 0,9 кв.м при опоре на два колеса; на мотоцикл или мотороллер - 3 кв.м.
8.2.6.1 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на площадках - стоянках включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, оборудование для установки или подвески велосипедов, разметка, осветительное оборудование. Допускается устройство ограждения.
8.2.7 Объекты рекреации участков и зон производственной застройки следует формировать, как правило, в виде скверов для кратковременного отдыха перед сменой или после нее. Сквер следует размещать на территории, максимально защищенной от неблагоприятных воздействий деятельности производства. Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства сквера на производственных территориях следует принимать согласно 7.5.2.
Озелененные территории санитарно-защитных зон
8.3.1. Площадь озеленения санитарно-защитных зон (СЗЗ) территорий производственного назначения должна определяться проектным решением в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031. Выбор растений следует производить с учетом СНиП II-89, Подраздела 4.2.
8.3.2 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства озелененных территорий СЗЗ включает: элементы сопряжения озелененного участка с прилегающими территориями (бортовой камень, подпорные стенки, др.), элементы защиты насаждений и участков озеленения.
8.3.2.1 Озеленение рекомендуется формировать в виде живописных композиций,
исключающих однообразие и монотонность.
Раздел 9. ОБЪЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАНСПОРТНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА
Общие положения
9.1.1 Объектами, нормирования комплексного благоустройства на территориях
транспортных коммуникаций города является улично-дорожная сеть (УДС) города в границах красных линий, пешеходные, переходы различных типов. Проектирование комплексного благоустройства возможно производить на сеть улиц определенной категории, отдельную улицу или площадь, часть улицы или площади, транспортное сооружение. При этом в границы проекта необходимо включать застройку вдоль улицы, либо - территорию и застройку (при отступе линии застройки от красной линии), проектируя территорию от внешнего края дорожного полотна до застройки как единое общественное пространство согласно 6.3.6.3.
9.1.2 Объектами нормирования комплексного благоустройства на территориях инженерных коммуникаций являются технические зоны метрополитена, магистральных сетей инженерных коммуникаций.
9.1.3 Проектирование комплексного благоустройства на территориях транспортных и инженерных коммуникаций города следует вести с учетом разделов 9 и 10 МГСН
1.01, МГСН 2.06, СНиП 35-01, СНиП 2.05.02, ГОСТ 23457, ГОСТ 10807, ГОСТ Р 51256, обеспечивая условия безопасности населения и защиту прилегающих территорий от воздействия транспорта и инженерных коммуникаций. Размещение подземных инженерных сетей города в границах УДС рекомендуется вести преимущественно в проходных коллекторах.
Улицы и дороги
9.2.1 Улицы и дороги на территории города в соответствии с МГСН 1.01 по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения.
9.2.2. Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
9.2.2.1 Виды и конструкции дорожного покрытия следует проектировать с учетом категории улицы и действующих на момент проектирования нормативных документов (СНиП 2.05.02, ВСН 197-91 и др.). Покрытие магистральных улиц с непрерывным движением рекомендуется проектировать максимально светлым для повышения отражающих свойств и обеспечения безопасности движения (применение асфальтобетонных смесей со светлым щебнем). Рекомендуемые материалы для покрытий улиц и дорог приведены в Приложении И.
9.2.2.2 При проектировании озеленения улиц и дорог минимальные расстояния от посадок до сетей подземных коммуникаций и прочих сооружений улично-дорожной сети следует принимать согласно таблице 7.6 МГСН 1.01. Размещение деревьев в мощении допускается в условиях Центрального ядра города и исторической застройки. Размещение зеленых насаждений у поворотов и остановок при нерегулируемом движении следует проектировать согласно 9.4.2. Рекомендуется предусматривать увеличение буферных зон между краем проезжей части и ближайшим рядом деревьев - за пределами зоны риска следует высаживать специально выращиваемые для таких объектов растения (таблица 9.1).
Таблица 9.1. Рекомендуемые расстояния посадки деревьев в зависимости от категории улицы
В метрах
Категория улиц и дорог
| Расстояние от проезжей части до ствола
| Магистральные улицы общегородского значения
| 5-7
| Магистральные улицы районного значения
| 3-4
| Улицы и дороги местного значения
| 2-3
| Проезды
| 1,5-2
| Категория улиц и дорог Расстояние от проезжей части до ствола
Примечание - наиболее пригодные виды для посадок: липа голландская, тополь канадский, тополь китайский пирамидальный, тополь берлинский, клен татарский, клен ясенелистый, ясень пенсильванский, ива ломкая шаровидная, вяз гладкий, боярышники, акация желтая.
9.2.2.3 Ограждения на территории транспортных коммуникаций предназначены для организации безопасности передвижения транспортных средств и пешеходов. Ограждения улично-дорожной сети и искусственных сооружений (эстакады, путепроводы, мосты, др.) следует проектировать в соответствии с ГОСТ 23457, ГОСТ
26804 и Раздела 9 МГСН 1.01.
9.2.2.4 Конструкции опор осветительного оборудования должны приниматься согласно МГСН 2.06, ВСН 22-75 и Подразделу 4.8. Для освещения магистральных улиц на участках между пересечениями, на эстакадах, мостах и путепроводах опоры светильников рекомендуется располагать с двухсторонней расстановкой (симметрично или в шахматном порядке), по оси разделительной полосы, то же - с подвеской светильников между высокими опорами на тросах. Расстояние между опорами необходимо устанавливать в зависимости от типа светильников, источников света и высоты их установки, но не более 50 м. Допускается размещение оборудования декоративно-художественного (праздничного) освещения.
9.2.2.5 Условия размещения дорожных знаков и информации, их форму, размеры, изображения, места их установки следует проектировать в соответствии с ГОСТ 10807 на дорожные знаки. Расстояние в плане от края проезжей части до ближайшего к ней знака должно составлять от 0,5 до 2,0 м. Дорожную разметку следует проектировать в соответствии с ГОСТ Р 51256.
9.2.2.6 Размещение светофоров следует проектировать в соответствии с ГОСТ 23457,
в частности:
- светофоры на стойках или кронштейнах следует располагать на высоте 2,0-3,0 м от поверхности тротуара до нижней линзы светофора, размещать - в пределах 0,5-2,0 м от края проезжей части;
- высоту установки светофора на подвесках следует принимать 5,0-6,0 м от поверхности проезжей части до днища корпуса светофора;
- основной светофор на стойке или кронштейне должен располагаться на расстоянии
1,0-2,0 м перед пешеходным переходом, размещение светофорных стоек на переходе не допускается, дублирующий светофор должен располагаться на островке безопасности, либо (при его отсутствии) - совмещаться со светофором для встречного направления.
На улицах регулируемого движения, как минимум, один светофор на три перехода следует оборудовать звуковой сигнализацией.
9.2.2.7 Размещение средств наружной рекламы и информации на территории УДС и прилегающих территориях должно обеспечивать требования безопасности дорожного движения в соответствии с Правилами размещения средств наружной рекламы и информации, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 22.01.22 №
41.
Площади
9.3.1 По функциональному назначению площади подразделяются на: главные (у зданий органов власти, общественных организаций), приобъектные (у театров, памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др.), общественно-транспортные (у вокзалов, станций метрополитена, на въездах в город), мемориальные (у памятных объектов или мест), площади транспортных развязок. При проектировании комплексного благоустройства следует обеспечивать максимально возможное разделение пешеходного и транспортного движения, основных и местных транспортных потоков.
9.3.2 Территории площади, как правило, включают: проезжую часть, пешеходную
часть, участки и территории озеленения. При многоуровневой организации пространства площади пешеходную часть рекомендуется частично или полностью совмещать с дневной поверхностью, а в подземном уровне в зоне внеуличных пешеходных переходов размещать остановки и станции городского массового транспорта, места для парковки легковых автомобилей, инженерное оборудование и коммуникации, погрузочно-разгрузочные площадки, туалеты, площадки с контейнерами для сбора мусора.
9.3.3 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории площади следует принимать в соответствии с 9.2.2. В зависимости от функционального назначения площади рекомендуется размещать следующие дополнительные элементы благоустройства:
- на главных, приобъектных, мемориальных площадях - произведения декоративно-
прикладного искусства, водные устройства (фонтаны);
- на общественно-транспортных площадях - остановочные павильоны, некапитальные нестационарные сооружения мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания, средства наружной рекламы и информации.
9.3.3.1 Виды покрытия пешеходной части площади должны предусматривать возможность проезда автомобилей специального назначения (пожарных, аварийных, уборочных и др.), временной парковки легковых автомобилей.
9.3.3.2 Места возможного проезда и временной парковки автомобилей на пешеходной части площади следует выделять цветом или фактурой покрытия, мобильным озеленением (контейнеры, вазоны), переносными ограждениями. При этом ширина прохода должна обеспечивать пропуск пешеходного потока (Приложение К).
9.3.3.3 При озеленении площади рекомендуется использовать периметральное озеленение, насаждения в центре площади (сквер или островок безопасности), а также совмещение этих приемов. В условиях исторической среды города или сложившейся застройки рекомендуется применение компактных и (или) мобильных приемов озеленения. Озеленение островка безопасности в центре площади рекомендуется осуществлять в виде партерного озеленения или высоких насаждений с учетом необходимого угла видимости для водителей согласно 9.4.2.
Пешеходные переходы
9.4.1 Пешеходные переходы следует размещать в местах пересечения основных пешеходных коммуникаций с городскими улицами и дорогами. Пешеходные переходы проектируются в одном уровне с проезжей частью улицы (наземные), либо вне уровня проезжей части улицы - внеуличные (надземные и подземные). Условия размещения наземных пешеходных переходов следует проектировать в соответствии с требованиями Раздела 9 МГСН 1.01.
9.4.2 При размещении наземного пешеходного перехода на улицах нерегулируемого движения следует обеспечивать треугольник видимости, в зоне которого не допускается размещение строений, некапитальных нестационарных сооружений, рекламных щитов, зеленых насаждений высотой более 0,5 м. Стороны треугольника следует принимать: 8×40 м при разрешенной скорости движения транспорта 40 км/ч;
10×50 м - при скорости 60 км/ч.
9.4.3 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства наземных пешеходных переходов включает: дорожную разметку, пандусы для съезда с уровня тротуара на уровень проезжей части, осветительное оборудование.
9.4.3.1 Если в составе наземного пешеходного перехода расположен «островок безопасности», приподнятый над уровнем дорожного полотна, в нем необходимо предусматривать проезд шириной не менее 0,9 м в уровне транспортного полотна для беспрепятственного передвижения колясок (детских, инвалидных, хозяйственных).
регулируемого движения следует оборудовать согласно ГОСТ 23457.
9.4.4 Ширину внеуличных переходов следует проектировать с учетом величины ожидаемого пешеходного потока, но не менее 3 м.
9.4.5 Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства внеуличного пешеходного перехода включает: твердые виды покрытия пола, элементы сопряжения поверхностей (лестницы, пандусы), осветительное оборудование, урны и малые контейнеры для мусора.
9.4.5.1 Покрытие пола рекомендуется выполнять из естественного камня типа базальта или гранита толщиной не менее 40 мм или цветной тротуарной плитки из высококачественного пескобетона. Для облицовки внутренних поверхностей подземного пешеходного перехода рекомендуется применение естественного камня, допускается использование высококачественных искусственных материалов морозостойкостью не менее F 300.
9.4.5.2 Минимальную ширину двухсторонних лестниц и сопровождающих их пандусов следует принимать 2,25 м (лестница) и 1,8 м (пандус).
9.4.5.3 В подземном пешеходном переходе продольный уклон пола тоннеля следует принимать не более 40 ‰, поперечный уклон - не более 10 ‰. При заглублении подземных пешеходных переходов более 5 м следует предусматривать устройство эскалаторов. При длине пешеходного тоннеля более 150 м рекомендуется устройство движущихся тротуаров
9.4.6 В переходах-распределителях транспортно-пересадочных узлов следует обеспечивать минимальное пересечение пешеходных потоков, применяя разграничение встречных потоков разметкой, мощением и т.п. элементами. Рекомендуется применять полы из разноцветных естественных и искусственных материалов.
|