Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.

Наукой обычно называют систему проверенных и обоснованных знаний, лежащих в основе научной картины мира. Термином «наука» обозначают также отдельные отрасли научного знания. Но наука — это также и сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Следует различать информацию —сведения о чем-либо и знание результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно и благодаря системности инструментально. Только в таком понимании знание становится основой эффективной деятельности человека, компонентом его мировоззрения (в том числе — профессионального мировоззрения).

Принято выделять следующие признаки науки: 1) она возникает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой предмет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориального аппарата; 4) у каждой науки имеются свои методы исследования; 5) наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы, общества, человека и его сознания.

Охарактеризуем по этим признакам систему психолого-педагогических научных дисциплин.

Потребность в психолого-педагогическом знании появилась вместе с необходимостью воспитания подрастающих поколений. Первоначально такое знание оформлялось в устном народном творчестве (сказках, мифах, легендах, преданиях и т.д.), затем — в философских учениях.

В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась в XVII в., когда в период роста мануфактурного производства появилась потребность быстро и хорошо обучить работе на станках большое количество людей. Научное знание позволяло технологизировать (сделать результативным и эффективным) процесс обучения. За последующие почти четыре столетия педагогика стала, по сути, системой наук, которые имеют общий объект (образование), но разные предметы исследования (аспекты его рассмотрения).



Например, дидактика рассматривает такую составляющую образования, как обучение. Эта педагогическая наука исследует содержание, методы и организационные формы обучения. Это знание детализируется применительно к различным учебным дисциплинам в методиках преподавания: русского и иностранных языков, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных предметов. Хотя дидактика и методики на разных уровнях и в разных аспектах изучают процесс обучения, каждая методика имеет собственный предмет исследования, обусловленный особенностями содержания учебной дисциплины. Теория воспитания изучает и обосновывает способы включения человека в жизнь путем применения особых методов, связанных, например, с формированием ценностных ориентации школьников, их эмоций, чувств, отношений.

Кроме того, выделяются для изучения отдельные аспекты, или стили, педагогической деятельности, что находит в теории свое отражение в таких названиях, как педагогика риска, педагогика идентификации, педагогика игры, педагогика личностно ориентированного образования, педагогика ненасилия, толерантная педагогика и т.д.

Понятие «психология» появилось в научном употреблении на рубеже XVI—-XVIIвв.; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. В научно-философский язык это понятие впервые ввел немецкий ученый Х.Вольф в XVIII в. Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, благодаря идеям экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание. Датой рождения психологии как самостоятельной научной дисциплины считается 1879 г., когда В. Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а затем и первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться во многих странах мира. Так стала складываться академическая психология, т.е. психология научно-исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи применения психологических знаний в различных областях практики — в педагогике, медицине, в трудовой деятельности. Так появилась прикладная психология, предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. В начале XX в. стала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попа-в-шим в затруднительные или тяжелые жизненные ситуации, — психологическая практика, объединяющая области психологии через приложение результатов академических знаний и экспериментального опыта в различных сферах человеческой жизни.

Академическая, прикладная и практическая составляющие сегодня обозначают три связанные между собой основные сферы, которые и включены в целостное понятие «психология».

В настоящее время в психологии выделяется группа отраслей, в соответствии с запросами различных областей практики имеющих свои специфические проблемы. Эти проблемы обычно носят комплексный характер и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований продуктивно лишь в том случае, если она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. В контактах с другими науками психология также обогащается новыми идеями и подходами.

В частности, одной из отраслей психологии является особо значимая для психолого-педагогических исследований педагогическая психология,изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует: 1) психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; 2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; 3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся и воспитанников; 4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; 5) психологические вопросы самой педагогической деятельности.

В практической психологии образования можно выделить следующие уровни актуальных задач (В. И. Бачков, И.Б.Гриншпун, Н. С. Пряжников):

- научно-исследовательские задачи, связанные с изучением закономерностей развития личности, разработкой методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательных условиях;

- прикладные задачи, диктуемые необходимостью психологического обеспечения работы образовательного учреждения: составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий, разработка рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;

- практические задачи, определяемые конкретными ситуациями профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении (диагностика, коррекция, развитие, просвещение, консультирование, терапия).

Таким образом, как педагогика, так и психология представляют собой систему наук, каждая из которых имеет свой собственный предмет в рамках единого объекта. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии позволяет рассматривать их как единую систему психолого-педагогических наук и именовать условно психолого-педагогической наукой.

Объект науки.

Разделы одной науки объединены общим объектом, различные науки имеют разные объекты исследования. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука. При этом следует различать категории «реальность» (эмоционально-чувственный образ окружающего мира; действительно существующий, не воображаемый мир, данный человеку в его восприятии, в том числе — субъективная реальность, т.е. явления сознания) и «действительность» (объективный мир во всем многообразии и конкретности его связей, бытие, окружающая обстановка). Такое различение предполагает по крайней мере следующие критерии выделения объекта исследования и науки в целом:

- объектом науки может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов;

- эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку;

- исследование существующих в ней причинно-следственных связей вызвано потребностями человеческой жизнедеятельности, социального развития, духовными запросами людей.

Объект педагогикиобразование как способ приобщения человека к жизни в обществе, выявления и развития «человеческого в человеке».

Объект психологиимир субъективной реальности, психических явлений в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний, образов.

Исходя из этого, можно определить объекты педагогической и психологической наук, а также линии их взаимосвязи.

Хотя психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, и постараться обнаружить и исследовать ее. Отметим, что психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений, а с другой — присутствуют своеобразные объекты: личность (группа) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое. При этом следует учитывать, что психология не может сделать психику объектом непосредственного исследования; приходится искать для этого другие объекты-посредники, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой.

Нетрудно увидеть то, что связывает объекты педагогики и психологии: это образование, процесс, который опирается на особенности отражения субъектом (в виде образов) объективной реальности. Отражение, в свою очередь, происходит благодаря механизмам и возможностям организации внутреннего мира психических явлений индивида.

В современной науке идут поиски интеграции психологического и педагогического знания в единую теорию образования. Появился даже термин «психопедагогика». Э. Стоуне в 1979 г. выпустил в Лондоне книгу «Психопедагогика», переведенную в 1984 г. на русский язык (во втором издании она называется «Psychology of Education. A pedagogical approach» — «Психология образования. Педагогический подход»). В 1996 г. в издательстве «Новая школа» вышла книга С. Д. Полякова «Психопедагогика воспитания», а в 2004 г. — «Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной психологии». О выделении новой, промежуточной между педагогической психологией и педагогикой области научных исследований говорит известный отечественный психолог Л.М.Фридман в книге «Психопедагогика общего образования» (М., 1997). С. Д. Поляков предлагает в качестве предмета психопедагогики изучение педагогических форм психологических фактов и закономерностей воспитания и обучения.

Предмет науки.

Предмет исследованияв педагогике и психологии неоднозначен. Однако можно сформулировать общее определение для каждой из наук и выявить их взаимосвязь, основываясь на том, что предмет всякой науки — выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы или общества.

Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный — значит осуществляющийся на основе закона.

Понятие «закон» родственно понятию «сущность». Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы (например, философский закон перехода количественных изменений в качественные). Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Показателями закономерности какой-либо связи является ее всеобщность, устойчивость и причинно-следственный характер.

Предмет педагогики — это закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе.

Отношением называют связь между людьми, возникающую при общении, контактах. Отношение включает в себя восприятие, переживание, реакцию. Специфической человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, является деятельность. Поэтому предмет педагогической науки определяется еще как закономерности педагогической деятельности.

Этот общий предмет педагогики уточняется и конкретизируется в ее разделах, теориях и отдельных исследованиях.

Предмет психологии — основные закономерности (механизмы) порождения и функционирования психической реальности, которая может быть представлена психикой, сознанием, бессознательным, личностью, поведением и деятельностью.

С точки зрения теории деятельности предмет психологии — это законы порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Другими словами, предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение в качестве предмета психологии ориентировочного аспекта деятельности, т.е. системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Наличие так называемого «вторичного объекта» определяет закономерности отношений в образовательном процессе: с одной стороны, эти отношения являются одним из тех самых посредников в исследовании общих закономерностей психики, а с другой — результаты анализа этих отношений в психологии возвращаются в педагогику как основание для построения конструктивных взаимодействий в системе образования. Таким образом, существует потребность во взаимовыгодном сотрудничестве между педагогикой и психологией.

Психология, по выражению В. В. Краевского, — непременный и постоянный спутник педагогики.

1) Психологическое знание служит важным источником развития педагогической науки — предпосылкой для выявления и формулирования педагогических закономерностей. Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики человеческой деятельности, учесть механизмы развития личности.

2) Психологическое знание о механизмах восприятия, их особенностях на разных возрастных этапах позволило педагогам решить широкий спектр проблем, связанных с применением словесных и наглядных методов обучения (в частности разработать правила и приемы проведения лекции, дидактической беседы, применения различных видов наглядности и т.д.).

3) Результаты исследований психологов в области мотивации послужили одним из источников педагогического поиска, посвященного проблеме формирования познавательного интереса. Знание особенностей мышления, понимания, запоминания позволяет педагогам обосновать выводы и рекомендации, касающиеся учебной деятельности учащихся.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.