Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.

Однако при этом сохраняется специфика предметов обеих наук. Психология изучает механизмы психических процессов. Педагогикаможет дать рекомендации по их формированию или развитию. Тем не менее две эти самостоятельные науки, исследуя один и тот же объект (образование), все более сближаются. Сформировалось общее психолого-педагогическое «терминологическое поле»: такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «развивающее обучение» и др., активно используются в психологии, а изначально психологические понятия «личность», «развитие», «эмоции» и др. — в педагогике. Что касается методов, то и здесь наблюдается взаимопроникновение: методы опроса первоначально разрабатывались в психологии, а затем были адаптированы для решения задач педагогического исследования; метод тренинга, широко применяемый в прикладной и практической психологии, разработан с учетом педагогических закономерностей.

Категориальный аппарат науки.

Становление любой области научного знания, в том числе и педагогики, обусловлено развитием понятий, которые устанавливают связи данной области знаний с другими и определяют ее специфику. Система понятий составляет категориальный аппарат педагогической науки (его называют также понятийным, или терминологическим).

Говоря о категориальном аппарате науки, следует различать значение слов «термин» и «понятие».

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

В отличие от термина понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием, иначе говоря, понятие — это термин в определенном понимании, синтез термина и его определения. Однако несмотря на это смысловое различие слова «термин» и «понятие» часто используются как синонимы.



Среди терминов особое место занимает категория (от греч. katego-ria — высказывание, определение; признак) — наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющее характер научно-теоретического мышления.

При характеристике категориального аппарата науки часто используют также термин «тезаурус». Тезаурус (от греч. thesauros — сокровище, сокровищница) — множество смысловыражающих единиц некоторого языка (в данном случае психолого-педагогического) с заданной системой отношений понятий. Отношения понятий могут определяться, например, распределением их по тематическим рубрикам («воспитание», «обучение» и т.д.). Возможны и другие системы соподчинений. Таким образом, главная характеристика тезауруса — системность.

Категориальный аппарат науки (система понятий) включает в себя, наряду со специфическими научными понятиями, общеупотребительные слова естественного языка. Но попадая в систему научных терминов, они приобретают такое качество, как однозначность,которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы. Требование однозначности включено в число показателей научности психолого-педагогического исследования и изложения его результатов. Стремление заменить в научной работе строгое научное изложение популярным, образным приводит к «размытости» знания и, как следствие, к непрофессионализму в исследовательской деятельности.

Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.

В педагогике к числу важнейших можно отнести следующие термины: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный (педагогический) процесс.

Даже наиболее распространенные категории «воспитание», «образование», «обучение» не имеют в педагогике однозначного толкования: многие ученые настаивают на использовании для обозначения объекта педагогической науки слова «воспитание». В законе РФ «Об образовании» ведущим оказывается термин «образование», обозначающий единство соподчиненных ему понятий «воспитание» и «обучение». Словесная путаница нередко приводит к недоразумениям и пустой трате времени. От того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете — эффективность всей научной работы.

В психологии категориальный аппарат строится по так называемому объяснительному принципу, который предлагается той или иной научной школой. В соответствии с этим можно выделить следующие термины: сознание, бессознательное, образ, человек, личность, индивид, психика, эмоции, чувства, поведение, способности, ценности, идентификация, гештальт, самоактуализация, самореализация, творчество, темперамент, характер, развитие, деятельность, мотивы, потребности, отношения, общение и др. Основными научными категориями многие авторы определяют: образ, действие, мотивация, общение, индивид, личность. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, которые выступают в виде отдельных отраслей, нередко приобретая самостоятельный статус.

Упрощенность восприятия систем и моделей, пренебрежение согласованными нормами и значениями терминов, абсолютизация индивидуального чувственного опыта и оценочных суждений — все это признаки утраты научности в изучении, проектировании, анализе и реализации образовательных явлений, процессов и деятельности.

Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным, потому что термин — как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной работы, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятными словами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны, поскольку для этого пришлось бы вместо краткой фразы писать целую книгу, а точнее, переписывать, так как книги, на основании которых принят этот термин, уже написаны (В. В. Краевский).

Приступая к изучению того или иного объекта, явления, процесса, исследователь сам отбирает систему понятий, которые необходимы для решения задач проводимого им исследования. Более подробно эти вопросы рассматриваются в гл. 7.

Методы исследования.

Методы исследования в науке — это система приемов и процедур деятельности, направленной на выполнение определенной исследовательской задачи. Всякая наука использует наряду с общенаучными специфические методы исследования.

Для достижения цели в конкретном исследовании применяется система методов, правильный выбор которых оптимизирует исследование и повышает его результативность.

Теоретические методы психолого-педагогического исследованияопосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных образовательных процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование).

Эмпирические методынаправлены на диагностику и изменение состояния исследуемого объекта.

Методы количественного и качественного анализапозволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.

В сфере гуманитарного познания, к которой относится педагогика, все большее распространение получают качественные методы исследования, предшествующие выбору и применению математических и статистических методов. Они помогают избежать односторонности в получении научного знания, нивелирования индивидуальности воспитанников, а также обеспечить целостное восприятие их различий как объективный факт и норму. Соблюдение баланса между количественным и качественным в конкретном исследовании позволяет достичь подлинной научности.

При качественном анализе человек представляет для исследователя интерес не только как объект изучения и источник информации, но и как особый мир образов и переживаний.

В. В. Краевский выделяет некоторые наиболее характерные особенности качественных методов исследования:

- инструменты измерения разрабатываются и проверяются в ходе самой научной работы, часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход;

- исследовательские процедуры на качественном уровне дублируются редко;

- анализ осуществляется путем обобщения идей из собранных эмпирических данных; организация данных направлена на получение целостной картины.

Психологическая и педагогическая науки предназначены для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности.

Выбор методов конкретного исследования — задача исследователя, способы решения которой рассматриваются в след. лекциях..






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.