Стратегическое управление организацией На рис. 2 представим схему контроля, действующую в ООО «Мактекс» как функция управления:
Стратегический контроль
|
| Тактический
контроль
|
| Оперативный
контроль
|
Предварительный
|
| Текущий
|
| Заключительный
|
Рис. 2 - Виды контроля, существующие в ООО «Мактекс»
Объекты контроля по функциональным подсистемам в ООО «Мактекс» представим в таблице 10.
Таблица 10
Функциональная
подсистема
| Перечень объектов контроля
| Производство
Финансы и учет
Персонал
Маркетинг
| Качество
Затраты времени на единицу продукции
Удельные издержки
Мощность оборудования и уровень ее использования
Прибыль и ее распределение
Расходы на покупку оборудования
Капитальные вложения по источникам поступления
Ликвидность
Запасы
Издержки
Денежная наличность
Потери времени из-за трудовых споров
Прогулы
Потери времени из-за болезней
Заработная плата
Безопасность
Социальные выплаты
Объем продаж
Торговые издержки
Продажи в кредит
Затраты на рекламу
Удовлетворенность потребителей
|
В ООО «Мактекс» процесс контроля включает в себя следующие этапы:
1 этап
Установка стандартов
Выработка показателей результативности
2 этап
Сравнение достигнутых результатов со стандартами
Установка масштаба отклонений
Использование принципа исключения
Измерение результатов
3 этап
Выбор подходящей линии поведения
Устранение отклонений
Пересмотр стандартов
Условиями эффективного контроля в ООО «Мактекс» служат:
1) стратегическая направленность;
2) объективность и доброжелательность;
3) своевременность;
4) гибкость;
5) простота;
6) экономичность;
7) контроль является обязанностью руководителя.
Система морального и материального стимулирования повышения контроля качества продукции в ООО «Мактекс»:
1. Основными параметрами, подлежащими воздействию системы оплаты труда, являются: производительность труда, качество продукции, экономия сырьевых ресурсов, трудовая дисциплина. Как показывает практика предприятия, применяемые метода стимулирования не являются эффективными: качество продукции характеризуется большим количеством брака (несмотря на вычеты из заработной платы); качество работы характеризуется как неудовлетворительное: работники не заинтересованы в результатах своего труда, что проявляется в недобросовестном выполнении своих обязанностей, халатном небрежном отношении к возложенным на них задачам. Это имеет отношение не только к работникам, но и руководителям среднего звена (мастерам – не достаточно контролируют, не ведут надлежащим образом производственные журналы и т.д.). Требуется строгий и постоянный контроль за действиями не только рабочих, но и мастеров для достижения успешных результатов деятельности. Работу коллектива можно охарактеризовать словами: «делаем больше и как получится».
2. Моральное стимулирование отсутствует, поэтому его необходимо возобновить (например, Доски Почета).
3. Имеет место напряженный социально-психологический климат коллектива, что проявляется в конфликтах, отсутствии дисциплины, халатности к своим обязанностям. Основные причины: плохие условия труда, низкая, по – мнению работников, заработная плата, нежелание, боязнь перемен и нежелание ответственности.
Оценка системе управления качеством продукции предприятия в целом: стратегии в области качества предприятие не имеет. На заводе за качество выпускаемой продукции фактически отвечает только служба качества (лаборатория), в функции которой входит контроль качества, выпускаемой продукции. В связи с содержанием должностных инструкций, в соответствии с которыми, часть функций по качеству производственного процесса возлагается на мастеров (но нет точных указаний), возникает дублирование, что ведет к отсутствию ответственности. Существующий контроль не является эффективным. Непосредственно работники, мастера не несут никакой ответственности за качество сделанной продукции, отсутствуют методы стимулирования работников (в основном стимулируется по объему выпуска, а другие рычаги оказываются малодейственными), отсутствует обратная связь. Сказываются плохие условия труда и недостаток рабочих. Все это приводит к ухудшению и выпуску продукции низкого качества.
Нарушение качества имеет место на всех стадиях производственного сырья: на стадии закупки сырья, на стадии технологического процесса (нарушения в закладке сырья, технологических параметров и режимов, некачественное выполнение работ рабочими; на стадии хранения готовой продукции и т.д.). Это говорит о необходимости пересмотра сегодняшней ситуации и выработки мероприятий по совершенствованию управления качеством на предприятии, т.к. качество продукции является здесь сегодня одной из самых больших и важных проблем.
Для совершенствования контроля за качеством продукции в ООО «Мактекс» необходимы следующие мероприятия:
1. Закупка новых технологических линий.
2. Повышение квалификации кадров: работников отдела технического контроля, контролеров, технологов производства.
3. Моральное и материальное стимулирование за результаты контроля за качеством продукции: повышение процентное заработной платы, вывеска фотографий на доску почета лучших контролеров.
При обсуждении вопросов проектирования информационно-управляющих систем контроля в ООО «Мактекс» отмечались некоторые из требований к повышению их эффективности, например, требование, чтобы тип выдаваемой информации соответствовал потребностям управляющего для принятия им решения.
К сожалению, множество потенциальных проблем не позволяет эффективно работать даже такой ИУС, которая на первый взгляд и хорошо спроектирована. Возможно, потенциальные пользователи не поймут преимуществ системы или будут испытывать перед ней страх и не захотят ею пользоваться. Может также оказаться, что система получилась слишком дорогой. Ниже можно предложить несколько советов, как разрешить эти и другие проблемы, чтобы новая ИУС на предприятии оказалась эффективной не только на бумаге, но и на практике.
Сложные компьютеризованные информационные системы обычно проектируются группой специалистов с помощью сторонних консультантов. Чтобы проектируемая ИУС была эффективной на практике, этим специалистам чрезвычайно важно привлечь к процессу проектирования тех управляющих, которые впоследствии будут ею пользоваться. Эти пользователи лучше других знают, какие решения являются главными и какая информация нужна для их принятия.
Кроме того, если те руководители, которые будут пользоваться информацией, не примут определенного участия в процессе разработки, может оказаться, что система не будет давать им необходимой информации или будет перегружать их бесполезной информацией. Как станет видно при рассмотрении изменений в процессе управления, привлечение к проектированию людей, ответственных за внедрение, обычно уменьшает сопротивление изменениям
Управление персоналом
Проведем анализ динамики численности и квалификационного состава работников ООО «Мактекс» за 3 года.
Таблица 11
Анализ кадрового состава.
Должность
| Численность работников, чел
| Абсол. Изменен.
| Абсол. Изменен.
|
|
| Чел.в 2008 по
| Чел.в 2008 по
|
| На
| На
| На
| Сравнен.
| Сравнен.
|
| 1.01.2006
| 1.01.2007
| 1.01.2008
| С 2006г,
| С 2007г,
|
|
|
|
| D1 чел
| D2 чел
| 1) Генеральный директор
|
|
|
|
|
| 2 )Коммерческий директор
|
|
|
|
|
| 3) Директор сети магазинов
|
|
|
|
|
| 4) Бухгалтер
|
|
|
|
|
| 5) Механик- энергетик
|
|
|
|
|
| 6) 3ав. Магазином ООО «Электрон»
|
|
|
|
|
| 7) Зав. магазином ООО «Электрика»
|
|
|
|
|
| 8) Зав. магазином ООО «Кабель»
|
|
|
|
|
| 9) Продавцы- кассиры
|
|
|
|
|
| 10) Электрик- водитель
|
|
|
|
|
| 11)Продавцы
|
|
|
| +1
| +1
| 12) Маркетолог
|
|
|
|
|
| 13) Вспомогательный рабочий
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
| +1
| +1
|
Как видно из таблицы 11 в 2008 году по сравнению с 2006 г. (на 1 января) численность работников выросла на 1 человека, а по сравнению с 2007г выросла также на 1 чел.
Рост численности работников в 2008г по сравнению с 2006г произошёл в результате расширения торговой площади в магазине «Кабель» в результате чего на работу дополнительно был взят один продавец. Из 30 работающих человек 16 имеют стаж более 5 лет в торговле, 11 человек имеют высшее образование. Коммерческий директор магазина прошел подготовку на курсах торгового дела в Стокгольмской школе экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 2002.
2. Аниськова О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг -2003-№3.
3. Астоков В.В. Нематериальные активы, М, 2003.
4. Атременко В.Т., Беллендир М.В. Финансовый анализ, Учебное пособие, Дис, МГАЭУ, 2007.
5. Баканов И.М., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, Учебное пособие, М, «Финансы и статистика», 2004.
6. Волдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций, М, Филинов, 2007.
7. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика, М, Инфра-М, 2005.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ, М, «Финансы и статистика», 2007.
9. Козырев А.Н. Оценка статистики интеллектуальной собственности, 2004.
10. Кондроков Н.П. Основы финансового анализа, М, Информ-М, 2004.
11. Организация и методы оценки предприятия, Учебник, М, «Экмос», 2002.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Учебник, Минск, 2005.
13. Статистический сборник Госкомстата России, 2000.
14. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. /Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. М.: «ИНФРА-М», 2000.
15. Черняк В.З. Оценка бизнеса, М, «Финансы и статистика», 2006.
16. Экономический анализ, под редакцией проф. Баканов М.И. и проф. Шеремета А.Д., Москва «Финансы и статистика», 2002. с английского М, 2004.
|