Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Существует ли экстрасенсорное восприятие? 6 глава

Бессмертие — это символ нашей агонии перед неподатливым мирозданием и наше надежда на будущее освобождение,


это упорное нежелание встретить жестокую конечность нашего бытия, зависимость и ненадежность, часто трагичность, человеческой жизни. Те, кто верит в бессмертие, верят также, что как-нибудь и кто-нибудь поможет нам найти выход из наших несчастий, сколько бы нам ни пришлось этого ждать; что это море слез можно преодолеть; и что в итоге, несмотря на наши нынешние страдания, мы снова встретимся с теми, кого мы любили и кто уже ушел от нас. Бессмертие предлагает терапевтическое утешение. В прошлом, когда болезни были слишком широко распространены, а жизнь большинства людей была так коротка, это еще имело смысл. Жизнь часто была «отвратительной, жестокой и короткой», а тридцать три года — не нормой, а исключением. Таким образом, миф о бессмертии служил своего рода транквилизатором. Сегодня доминирует другое отношение к жизни. Имея на вооружении современную медицину и технологии, мы можем бороться со смертью другими способами. Мы стремимся продлить жизнь и сделать ее обильной и полной радости, насколько мы можем это сделать, т.е. до тех пор, пока не начнется естественный процесс умирания. В этих принципиально иных условиях жизни многие хотят поторопить смерть, если при этом испытывают боль, и принять неизбежность со стоическим смирением.

Таким образом, экзистенциальное мужество — это ключевая гуманистическая добродетель. Мужество жить настолько важно, как это показали Кьеркегор и Тиллих, что без него жизнь становится сложной и невыносимой. Для гуманиста недостаточно овладеть мужеством жить, т.е. просто выжить перед лицом несчастья; скорее надо культивировать в себе мужество стать, становиться. Другими словами, проблема для каждого из нас состоит в том, чтобы постоянно переделывать нашу жизнь, несмотря на все силы природы и общества, которые стремятся нас побороть.



Гуманист считает, что верящий в бессмертие снимает с себя моральную ответственность, так как не желает взять свою судьбу в собственные руки. Конечно, есть некоторые границы человеческой деятельности и независимости. Мы должны, как это делали стоики, отличать то, что нам иод силу, от того, что для нас невозможно, но в том, что нам иод силу, мы можем бросить


502

уверенный вызов обстоятельствам и сделать в жизни как можно больше, созидать ее вновь, придавать ей все новый смысл, расширять границы человеческих сил и возможностей.

Здесь свобода выбора и действия человека — основной вопрос. Гуманисту не достаточно просто открыть и принять в акте веры мироздание как оно есть; гуманист стремится изменить его. Целью жизни не является открытие и понимание некоторой стационарной человеческой природы (дана ли она нам Богом или нет). Цель жизни в том, чтобы превзойти нашу природу. Именно так человек создает культуру. Мы, как некогда Прометей, укравший огонь и искусства у богов, постоянно искушаемы и мы беспрерывно переделываем наши судьбы.

Ключевое возражение, которое выдвигает гуманист против тех, кто цепляется за доктрину бессмертия, это то, что она подрывает этику. Человек не может быть полностью ответственен за себя и за других, не может быть созидательным, независимым, изобретательным и свободным, если он верит в то, что мораль имеет внечеловеческий источник. Рефлективное, скептическое, исследующее моральное сознание слишком жизненно важно для нас, чтобы его можно было относить к области трансцендентного. Мы в ответе за то, какие мы есть; и мы можем достичь счастливой жизни здесь и сейчас, если мы будем усердно работать и добиваться этого из сострадания к другим людям и из нашего желания достичь справедливости. Не надежда на спасение и не страх проклятия заставляют нас искать лучшего мира для нас самих и для других людей, но истинный моральный интерес, безотносительно к награде или наказанию. Нравственность — это область человеческой автономии, свободы и выбора.

С точки зрения гуманиста, верующие совершают печальную ошибку: они обесценивают и теряют большую часть своей жизни. Жизнь коротка, но она богата возможностями, она может быть прожита с подъемом и в изобилии. Болезненные, напуганные, робкие, не желающие воспользоваться своими шансами, они часто не могут сполна испытать щедрые радости жизни.

Обычно те, кто верят в бессмертие, полны предчувствий; их переполняет чувство вины и греховности. Слишком часто телесные наслаждение, секс и любовь подавляются, отрицается


многообразие возможностей для новых наслаждений. Таким образом, многие люди променяли эту жизнь на будущую; но если обещание бессмертия обманет, что, как я полагаю, и есть на самом деле, то они потеряют многие важные ценности земной жизни. Обозревая их жизнь, можно видеть, как часто она оказывалась бесплодной; ведь было упущено столько шансов, столько возможностей из-за внутреннего страха и трепета перед смертью.

Многие теисты считают, что без бессмертия жизнь лишена смысла. Как странно и противоречиво это звучит. Это признание их собственной ограниченности как личностей. Именно доктрина бессмертия, как утверждают гуманисты, обедняет смысл жизни. Если кто-то верит в бессмертие, то здесь на земле мало что значимо. Все становится лишь приготовлением к смерти; жизнь превращается в комнату ожидания потусторонней вечности. Эта жизнь становится бессмысленной, так как в счет идет только следующая.

Удовлетворяет ли вера в бессмертие наши психологические потребности? Известно, что многие из тех, кто не верят в бессмертие, меньше боятся смерти и могут принять и встретить ее с большим достоинством, чем те, у кого эта вера есть. Неверующие в потустороннее люди могут развивать уверенность в себе как в личностях, независимое моральное сознание, обязательства перед общественной справедливостью или благополучием людей на земле. У таких людей могут быть «трансцендентные» идеалы, т.е. идеалы, превосходящие их самих. Они могут верить, что вносят свой вклад в то, что делает лучше жизнь других, или быть небезразличными к будущему человечества; у них есть столь же сильное, как и у верующих, чувство долга перед своими идеалами.

Гуманисты могут даже верить в «бессмертие» в метафорическом смысле: они преданы хорошим делам и последние переживут их самих. Но они борются за них не за награду или наказание, но потому, что в самой своей жизни считают их достойными того, чтобы за них бороться. Они стремятся делать то, что, как они полагают, принесет счастье будущим поколениям, пусть даже сами они не доживут до этого. Им не нужно для себя ничего за земными пределами, чтобы укрепить


504

и выполнить свой нравственный долг. Последовательный секу-лярный гуманист не нуждается в доктрине бессмертия для того, чтобы его жизнь обрела смысл или чтобы мораль получила твердую основу.

Тем не менее, очевидно, что поиск трансцендентного выражает страстное желание человеческого сердца быть бессмертным и вечным. Этот импульс настолько силен, что вдохновлял и вдохновляет великие религии и паранормальные движения прошлого и настоящего, побуждает в целом разумных людей принимать ложные мифы и дорожить ими как предметом своей веры.

XV. КОСМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Кроме традиционных религиозных форм, трансцендентный соблазн выражается и другими способами. Мы видели его проявления в спиритуалистическом движении и в паранормальных верованиях. Значительный интерес представляет тот факт, что схожая форма этого импульса просматривается и в том, что я называю космическими религиями. Существует две основные предпосылки этих квазирелигий. Первая заключается в вере в то, что во вселенной существует всеобъемлющий порядок или план и что это обстоятельство имеет некоторое отношение к каждому индивиду, живущему в ней: его судьба определяется космосом или зависит от него. Вторая предпосылка состоит в утверждении того, что в мире существуют влиятельные квазибожественные умы, которые знают о нашем существовании и которые наблюдают и, вероятно, даже оказывают на нас влияние. Две паранормальные системы верований выражают собой либо первую, либо вторую предпосылки.

Первая — это астрология, древняя система верований, которая берет свое начало четыре тысячи лет назад в древнем Вавилоне и Египте, и до сих пор имеет большую власть над человеческим воображением. Астрология впервые была сформулирована и приведена к строгой системе категорий, понятных западному миру, Клавдием Птолемеем в его книге Tetrabiblos (примерно в 140 г.). Различные астрологические системы были развиты в Индии и Китае. Многим ученым кажется удивительным тот факт, что астрология продолжает существовать в постмодернистском мире, несмотря на то, что


естественные пауки и астрономия сильно покачнули ее основание. Вторая система — уфология, вера в посещение Земли неземными существами, обладающими полубожественными силами, как благотворными, так и демоническими. В качестве проекции человеческих нужд и желаний, уфология является современным эквивалентом греческих мифологических представлений об олимпийских богах. Ввиду того, что это относительно недавно выработанная система верований, мы можем исследовать ее зарождение и становление.

Астрология и уфология имеют большее число приверженцев, чем многие традиционные религиозные секты и системы верований, хотя степень веры здесь, без сомнения, гораздо слабее, и возникающие в этой связи институциализированные церкви еще не развились до степени, когда происходит канонизированная передача вероучения, здесь еще нет четкой системы и проводимой в жизнь догматики. Оба верования представляют собой любопытный побочный продукт космического сознания человечества, особенно его космической эры. Он включает в себя спекулятивные, выдуманные или мифологические аспекты технологии, дающей возможность живым существам покинуть нашу планету и начинать космические путешествия. Можно сказать, что 1967 г. стал началом Эры Космоса, так как именно в этот год человек оказался способен преодолеть силу земной гравитации. Вполне возможно, что в будущем 1967 г. будет признан Первым Годом, а 1968 — Первым После Космического (1 и.п.к). Все, что предшествовало 1967 г., будет нумероваться как До Космоса (д.к).

Астрология

Исторические предпосылки

Во все времена люди с трепетом смотрели в величественные небеса. Они поклонялись Солнцу как источнику света и жизни, а Луне как небесному ночному телу. Захватывающее дух зрелище звезд и галактик всегда будило человеческое воображение, особенно когда люди жили иод открытым звездным небом, размышляя о том, что может предвещать небесный свод, что может рассказать им об их истоках и судьбе. Первые религии почитали небесные тела, в них выражалось убеждение


506

в том, что неземные существа были теснейшим способом связаны с нами на Земле, с нашими нуждами и стремлениями, нашими желаниями и страданиями и что они также предоставляли благоприятные знамения и знаки. Считалось благоразумным молиться этим могущественным силам во вселенной. Сказание о творении в Ветхом Завете ясно демонстрирует наш интерес к космосу. Вначале Бог создал Небо и Землю. Как часть этого плана творения он дал жизнь Адаму и Еве в райском саду. Даже Иисус был рожден под звездой Вифлеема, и, когда он был в яслях, его навестили три мудреца (астролога) с Востока, придав тем самым космологическое значение месту и времени его рождения.

Антропоморфная тенденция проявляется в приписывании звездам и планетам, Солнцу и Луне божественных качеств или признании их в качестве символов и знаков некоторого божественного порядка. Рождение и смерть есть два наиболее важных события в жизни человека. Христианство интересует то, что происходит с человеком после смерти. Напротив, астрология в высшей степени персонализирована и продумана как система верований, касающихся конкретного индивида, она делает акцент на моменте рождения и пытается придать ему некий трансцендентный смысл. Она даже включает в себя магические смыслы, поскольку считает, что в момент рождения в нас отпечатывается положение небесных тел, которое содержит в себе признаки, определяющие нашу индивидуальность, физические характеристики и будущую судьбу.

Ранние астрологи утверждали, что они разгадывают волю богов. Человеческая жизнь и счастье рассматривались как зависящие от того, что происходит на небе. Земное изобилие зависело от солнечного света, времени года и от дождя, идущего с неба. Яростными штормами и наводнениями мог быть принесен огромный вред, что также имело источником волю небес, места обитания богов. То, что особенно часто поклонялись Солнцу и Луне, можно объяснить тем, что они, как казалось, демонстрировали регулярное и упорядоченное движение. Светящийся вид небесных тел предполагал, что они состояли из «небесной» субстанции, не похожей на найденные на Земле виды материи. То же казалось справедливым и в отношении пяти известных нла-


нет, каждая из которых олицетворяла одного из богов. Вавилоняне соотносили Юпитер с Мардуком, Венеру — с богиней Иш-тар, Марс — с Нергалом, Сатурн — с Нинибом, а Меркурий — с Небом. Марс выглядел красным и потому воспринимался как бог войны, смелости и энергии. Венера была белой и соотносилась с женскими качествами, она была богиней любви и красоты. Астрологические толкования основывались на стабильном положении звезд. Различные группы звезд на небесном своде определялись как созвездия. Двенадцать из них в Зодиаке соответствовали каждому месяцу, и все, кроме одного, ассоциировались с млекопитающими или людьми. Созвездие Рыбы было похоже на рыбу, и поэтому оно стало «водным» знаком благодаря «магическому» соответствию. Телец на небе был быком, и каждый рожденный под знаком этого созвездия вел себя как бык, был упрямым и сильным. Астрологи разработали развитую систему знаков и символов, астрологическая литература множилась веками. Небеса интерпретировались антропоморфно, как имеющие человеческие качества. Астролог являлся пророком, священником и волшебником одновременно. С помощью своих вычислений, диаграмм и прогнозов он мог составлять гороскопы и предсказывать уникальные судьбы людей и наций.

Ключевая идея астрологии — это взаимосвязь между точным временем и местом рождения человека и расположением при этом небесных тел. Первоначальная астрологическая система, согласно которой велось предсказание, рассматривала Землю в качестве центра вселенной, а другие планеты, Солнце и Луну как вращающиеся вокруг нее. Птолемей, будучи также великим астрономом, изобрел систему эпициклов, согласно которой небесные тела двигались по круглому контуру. Это была замысловатая конструкция, но она давала возможность древним астрономам составить порядок расположения планет, Солнца и Лупы и делать довольно точные астрономические предсказания. Астрономия и астрология до 16-го века были в тесной взаимосвязи. Одна имела дело со звездным небом, другая — с его влиянием на человеческие судьбы. В течение многих столетий древние астрологи усложнили свои суждения о том, когда и где родились люди, об их качествах и пытались связать это с расположением небесных тел, видимых с Земли. Человек изу-


508

чал свой гороскоп и действовал в соответствии с ним, следуя рекомендациям своих астрологических советников. Из истории мы знаем, что монархи набирали штат астрологов, которые держали совет о том, когда начинать атаку на врага или добиваться руки прекрасной дамы.

Некоторые считают астрологию наукой, другие — учением или искусством. Скептические критики считали ее классической псевдонаукой. В ее рамках делаются попытки эмпирических предсказаний, якобы основанных на детальных наблюдениях. Птолемеевская система, предположительно, была построена на письменных наблюдениях и описаниях того, что происходило в прошлом, а также догадках о связи Солнца, Луны, планет и звезд с людьми и событиями на Земле. Сначала эти связи принимались как имеющие общественное значение и представляющие собой общий интерес для каждого. Со временем они стали применяться, в основном, к жизни и деятельности правителей и государств, которыми они управляли. В конечном счете, астрологические суждения стали распространяться на каждого человека, который имел свой собственный, неповторимый гороскоп. Принципы и правила предсказания стали частью астрологической традиции, которая со времен Птолемея почти не изменилась. Сегодня эта традиция воспроизводится в огромном количестве постоянно публикующихся астрологических книг, которые, почти как Библия, повторяют основную астрологическую легенду о зависимости человеческой судьбы от расположения небесных тел. Большинство принципов астрологии неизменны, хотя существует большая вариативность в интерпретациях. Первоначальные основания наблюдений и астрологических смыслов неизвестны. Находятся ли их корни в записях древних очевидцев и были ли они были проверены на точность? Или это просто утверждения, не основанные пи на каких фактах? Когда исследуют истоки вероучения, как мы анализировали первоначальные человеческие религии, то обычно обнаруживают, что все их основания довольно зыбки. Астрология, кажется, обладает одновременно и религиозной и магической значимостью. Исследование генезиса веры имеет большую ценность для понимания того, почему она появилась и что она означает. Однако не стоит впадать в генетическую


ошибку: возможно, несмотря на свое темное происхождение, сегодняшняя астрология в чем-то истинна. Поэтому будет полезно дать краткий обзор ее основных характеристик.

Существуют различные типы астрологических систем. Мы сосредоточим свое внимание на астрологии, имеющей дело с рождением и которая включает в себя разработку таблиц, показывающих расположение планет на небе в момент рождения человека. Составление гороскопов влечет за собой использование небесных координат. Сначала Солнце, Луна и планеты располагаются на небе — на небесной сфере. Затем небесная сфера (видимая шарообразная часть неба), включая планеты и неподвижные звезды, соотносится с Землей во время и в месте рождения человека. Непосредственное расположение звезд определяется при помощи астрономов — установлением их места в системе зодиака. Зодиак соответствует некоторому поясу на эклиптике, видимому, солнечному пути между планетами. Гороскоп описывает путь, по которому в течение года следует Солнце, что представляет окружность в 360 градусов. Астрологи разделяют путь на 12 секторов, каждый из который составляет 30 градусов — довольно произвольно, должен я заметить. Эти сектора называются знаками Зодиака, или «солнечными знаками», так как они определяют, где находится Солнце в некоторый период времени и, соответственно, в момент рождения человека. Так, например, если вы родились в начале декабря, Солнце в это время находилось в двенадцатом знаке, в созвездии Стрельца.

Зодиак в основном определяется весенним равноденствием. Это соответствует местоположению Солнца в начале весны (около 20-го марта). Астрономы определяют это как точку в космосе, когда земная орбита вокруг Солнца, называемая эклиптикой, пересекается с плоскостью земного экватора, если его продлить как плоскость в космос. Это происходит, когда Солнце движется с юга на север экватора, и наблюдается его видимое с Земли движение вдоль эклиптики. Это только видимое движение, т.к. хотя традиционная астрология ставит Землю в центр системы, а Солнце вращается вокруг нее, однако, как мы знаем со времен Коперника, на самом деле — все наоборот. И хотя коперниканская революция полностью изменила наши


510

представления о Солнечной системе, тем не менее она не достигла успеха в разрушении астрологии, которая была основана на опровергнутой астрономической системе. Астрологи спокойно продолжают продавать свои услуги и приспособляют, как могут, свою древнюю систему к потребностям времени.

То, что теперь отличает астрологию от астрономии, заключается в том, что каждый знак Зодиака олицетворяет собой определенные неповторимые положительные и отрицательные свойства человеческой личности и поведения. Каждый индивидуум имеет в своем гороскопе все 12 знаков. Его жизнь и характер определяются расположением планет в зодиакальных знаках.

Астрологи также разделяют гороскопы по родам, каждый из которых связан со знаком Зодиака. Рода основываются на суточном вращении Земли вокруг своей оси. Как и солнечные знаки, рода разделяются линиями или пиками между ними. Пик первого рода называется преобладанием. Он исчисляется точкой в пространстве, где восточный горизонт пересекается с эклиптикой и временем и местом рождения. Предметами первого рода являются те светила, которые поднимутся в течение следующих двух часов. То же самое — и для других родов. Знак Зодиака на его пике называется восходящим знаком. Это — наиболее важный родовой ник, ввиду того, что он определяет основное отношение человека к жизни, то, как он или она реагируют на происходящее, основание личности и физический внешний вид. В астрологическом анализе также важен надир (четвертый род), потомок (седьмой род) и центр неба (десятый род). Различные роды управляют различными человеческими интересами и деятельностью, включая финансовые дела, женитьбу, профессию, семейное положение и здоровье. Личный гороскоп человека также содержит в себе и другие планетарные аспекты, то есть связанное с этим положение Солнца, Луны и планет. Он устанавливает, находятся ли небесные тела в согласовании и в противостоянии друг с другом в различных родах и располагаются ли они под углом 60, 90 или 180 градусов по отношению друг к другу. Все это имеет значение при составлении гороскопа. Имея подробный гороскоп, астролог должен интерпретировать его значение для субъекта (называемого «прирожденным»). Существуют более


или менее стандартные правила для интерпретации личного гороскопа, но толкование может быть чрезвычайно сложным. Это объясняется тем, что правила применения зависят от субъективного мнения астролога, а оно может изменяться от случая к случаю. Поэтому астрологию называли искусством, а не наукой. Для иллюстрации, если человек рожден иод знаком Овна (между 21-м марта и 19-м апреля), то предполагается, что он или она будут властными, изобретательными и раздражительными. Если, например, Луна была на небе над местом и во время рождения, то человек будет предрасположен к унынию и растерянности. Если Марс был в знаке Девы, индивид будет проницательным и с виду импульсивным. Если Меркурий будет в связи с Юпитером, то это будет добрым знаком, в то время, как Венера в равном отношении с Сатурном (90 градусов от него) будет плохим символом. В принципе трудно дать точную интерпретацию значениям диаграмм, оно может зависеть от того, как связаны между собой астролог и «прирожденный», в особенности, если эта интерпретация происходит во время личной встречи.

Астрологические чертежи были разработаны не только для отдельно взятых людей, но и для наций, организаций, даже для домашних животных! Даже дата подписания Декларации о Независимости, 4-ое июля 1776 г. (о точной дате идут споры) заставила астрологов разработать диаграммы, предсказывающие политическое будущее Соединенных Штатов, как это делалось для древних царств.

Проблема научной критики

Астрология — громоздкая, но необыкновенно обворожительная система верований, и она продолжает пленять человеческое воображение. С приходом современной астрономии, которая заменила систему Птолемея, астрология испытала сильный шок, и на протяжении XVIII и XIX вв. казалось, что она совершенно дискредитирована, по крайней мере, в среде образованных людей. Однако она никогда не исчезала полностью, и возродилась в XX веке, пользуясь огромной популярностью даже в наиболее развитых, богатых и высоко образованных обществах западного мира. Сегодня гороскопы публикуются в


512

газетах и журналах, выходящих большими тиражами, а профессиональные астрологи превосходят количеством профессиональных астрономов. Почему это так? Из-за того, что астрология является истинной? Имеют ли силу ее эмпирические утверждения?

Существует убедительная научная критика основных принципов астрологии. Я выделю лишь некоторые наиболее важные аргументы.

1. Земля не является центром Солнечной системы, как это полагали первые астрономы. Только Луна вращается вокруг Земли. Остальные же планеты вращаются вокруг Солнца. Таким образом, гороскопы основываются на фундаментальной астрономической ошибке. Классическая астрология, которая претендовала на описание влияния планет, знала только пять планет, которые были видимы невооруженным глазом, и абсолютно не имела никакого понятия о Плутоне, Уране и Нептуне, которые были открыты позже. С тех нор астрологи пытаются внести их в свои исчисления. Между тем, все классические диаграммы неверны. К тому же в нашей Солнечной системе существуют тысячи астероидов, которые, в основном, не были учтены астрологами, но так как они составляют часть небесной карты, то кажется, что их способность «влиять» на события, происходящие на Земле, тоже должна быть подсчитана.

2. Древние астрологи ошибочно полагали, что звезды на небосводе неподвижны, и они отмечали солнечные знаки при помощи различных созвездий. Более чем через 1800 лет после того, как Птолемей составил систему астрологии, произошло смещение равноденствий, связанных с вращением Земли так, что положение «неподвижных звезд» по отношению к Земле изменилось приблизительно на 30 градусов. Гиппарх уже во втором веке открыл то, что происходило постепенное изменение в том направлении, куда указывает земная ось. Существовала точность равноденствий, которая приводит к тому, что весеннее равноденствие движется в западном направлении относительно эклиптики. Это означало, что знаки Зодиака, которые первоначально носили такие же названия, что и созвездия, которым они соответствовали, с этого момента изменили свое расположение.


Знаки больше не соответствуют аналогичным но названию созвездиям. Например, знак Девы теперь находится в созвездии Льва. Астрологам античности был известен этот феномен, и они основывали астрологию на движущихся знаках, а не на созвездиях. Это получило название тропической астрологии; другая школа астрологии, называемая звездной астрологией, базируется скорее на расположении планет в созвездиях, чем на знаках. В последующий период времени, знаки будут продолжать перемещение от созвездий. Таким образом, существуют и альтернативные астрологические системы, основанные на этом факте.

3. Какое влияние оказывают небесные светила на землю в
момент рождения? Что за силы действуют в этот момент — гравитационные, электромагнитные, ядерные — или какая-то
неизвестная сила? Как гравитационное, так и электромагнит
ное влияние планет было вычислено: оно является слабым.
Конечно, Солнце и Луна оказывают важные гравитационное и
радиационное воздействия на Землю, но воздействия планет на
рождение ребенка представляются относительно небольшими.
Поэтому возникает вопрос о том, какого рода силы действуют
в родильном покое. Очевидно, что акушерка или няня, заботя
щаяся о матери или ребенке, оказывает гораздо большее влия
ние, чем далекие планеты. Более того, если действуют физичес
кие силы, то почему не тогда, когда ребенок находится в утробе
матери? Обеспечит ли тело и скелет матери лучшую защиту
против предродового влияния, чем современное здание?

Ученых до сих пор приводит в недоумение неспособность астрологов определить тип астрального воздействия, который несет ответственность за влияние на ребенка в момент его рождения. Конечно, это не отрицает жизненно важного влияния Солнца и Луны на Землю (взять, к примеру, приливы и отливы или потребность растений в солнечном свете). Но это не главное. Главное заключается в основной гипотезе, согласно которой расположение Солнца, Луны и планет во время рождения человека оказывает на него решающее влияние.

4. Определение «момента рождения» также является спор
ным. Тот ли это момент, когда младенец начинает выходить из
утробы, что может занять некоторое время в течении родов?
Или когда ребенок делает первый вздох (как и полагают

 


астрологи), или когда'перерезают пуповину? Необходимы ли естественные роды? В последнее время акушеры делают много кесаревых сечений. Более того, врачи могут ускорит либо задержать роды при помощи медикаментов. Относятся ли астрологические гороскопы только к тем, кто родился естественным путем? Дальнейшая проблема состоит в том, что многие люди не имеют точных записей о времени их рождения. Чаще всего оно лишь приблизительно, поэтому часто невозможно узнать точного времени.

5. Но даже если бы человек знал точное время своего рождения, встает вопрос о том, что именно в космосе повлияло на него, когда он родился. Какую по сравнению с этим роль играют генетический и биологический факторы? Астрологи полагают, что в дополнение к личностным чертам, физическое строение — строение скелета, цвет волос и глаз и склонность к определенным заболеваниям в дальнейшем — соотносится с гороскопом. Однако биология учит нас, что наши физические черты являются функцией хромосом и генов, передаваемых во время зачатия, а не в момент рождения, и что личные качества и большинство физических заболеваний зависит от влияния окружающей среды, особенно после рождения. Вероятно, в момент зачатия, когда сперма сливается с яйцеклеткой и соединяются два ряда хромосом, расположение небесных тел может играть некоторую роль. По крайней мере, можно предположить некое воздействие. Но, во-первых, это не доказано эмпирически, а, во-вторых, все астрологические системы, основанные на моменте рождения, все равно будут тогда ошибочны и непригодны. Если момент рождения признается решающим, то очевидно, что два человека, рожденные в одно и то же время и в одном и том же месте, были бы «астральными близнецами», даже если у них разные родители и влияния окружающей среды. Эти двое должны одинаково выглядеть и прожить одинаковые жизни. Святой Августин критиковал астрологию, указывая на тот факт, что раб и его господин были астральными близнецами, но вели совершенно разный образ жизни, обусловленный разницей их социальных ролей и обстоятельств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.