Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются)?

Практикум по экономической теории

(Часть I)

Тема 1. Введение в микроэкономику (два занятия)

 

1.1. Основные категории и факторы общественного производства.

1.2. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

1.3. Предмет и методы экономической теории.

1.4. Основные проблемы экономики и способы их решения различными экономическими системами.

1.5. Кривая производственных возможностей и альтернативная стоимость.

1.6. Рынок как экономическая система.

 

Основные термины и понятия

Воспроизводство.

Факторы производства.

Экономическое благо.

Средства производства.

Кривая производственных возможностей.

Альтернативные издержки.

Экономическая эффективность.

Парето- эффективность.

Полная занятость.

Закон роста вмененных издержек.

Традиционное общество.

Командная экономика.

Рыночная система.

Смешанная экономика.

Предмет экономической теории.

Позитивная экономика.

Нормативная экономика.

Микроэкономика.

Макроэкономика.

Экономические законы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково место микроэкономики среди других наук об обществе.

2. Какова роль человека в различных экономических системах?

3. Каковы взаимосвязи между экономическими факторами, теорией и экономической политикой?

4. Общее и отличия микро и макроэкономики.

5. Что такое экономические ресурсы, материальные потребности, экономические блага?

6. Как вы понимаете проблемы выбора и альтернативные издержки?

7. Что показывает точка на кривой производственных возможностей?

8. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?



9. Как разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

 

Упражнения

1.Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров.

 

Вид продукции Производственные альтернативы
А В С D Е
Автомобили, млн.
Управляемые ракеты, тыс.

 

а) Изобразите эти данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастания вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, то каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых ракет?

б) Обозначьте точку К внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку Н вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?

в) На каких конкретных допущениях основывается кривая производственных возможностей? Что происходит, когда каждое из этих допущений оправдывается?

 

2.Какова вмененная стоимость учебы в вузе?

 

3.Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему это так?

 

4.В последние годы состоялось много забастовок в российской угольной промышленности. Выскажите свои соображения о том, как это могло повлиять:

а) на положение кривой производственных возможностей российской экономики и б) на место точки по отношению к кривой, отражающей реальное функционирование экономики Российской Федерации.

 

5.На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. Каждый день собирают либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) экономики этого острова. Предположим на остров завезена техника, с помощью которой каждый человек ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась КПВ.

 

6.Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;

б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;

в) расходы на питание;

г) плату за обучение.

 

7.Альтернативные издержки турпохода включают:

а) удовольствие посидеть в выходной перед телевизором;

б) доход, который можно получить за это время;

в) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;

г) верно а), б) и в).

 

8.При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует:

 

Продукт а б в г
Алюминий, кг.
Вазы, шт.

 

9. В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

Таблица 1.1.

    Тракторы, шт.
 
 

 

 



 
 

 


6

 

 
 


 

 

0 10 20 30 40 50

Минометы, шт.

 

Рис.1.1 Линия производственных возможностей

 

Варианты Тракторы, шт. Минометы, шт. Альтернативные издержки
A  
B  
C  
D  
E  
F  
G  
H  

 

а) Перенесите данные таблицы 1.1 на рис. 1.1.

б) Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже?

в)Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 2.1.

д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются)?

 

 

10. Допустим, вы одержали победу в викторине по экономике. Вам предоставлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора. Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть. Поэтому альтернативной стоимостью вашего выбора будет:

а) сумма цен телевизора и магнитофона, от которых вы отказались;

б) цена принтера;

в) лучшее из того, чем вы пожертвовали, сделав выбор: или магнитофон, или телевизор;

г) альтернативная стоимость отсутствует, поскольку принтер достался вам бесплатно.

 

11. В бывших социалистических странах существовала полная занятость. На этомосновании мы можем сделать вывод, что их хозяйства были эффективными? Прокомментируйте данное утверждение.

 

12. Имеется следующая информация о производственных возможностях экономики. Производятся два товара: потребительский и инвестиционный. Возможны следующие комбинации.

Инвестиционный товар: 10 8 6 4 2 0.

Потребительский товар: 0 10 18 24 28 30.

а) Нарисуйте КПВ данной экономики.

б) Расскажите, каковы издержки перехода от производства 4 к 6 единицам инвестиционного товара.

в) Если амортизация капитала равняется 4 единицам инвестиционного товара за период, что произойдет с КПВ, если экономика потребляет 18 единиц потребительских благ? Как изменится ваш ответ, если экономика начнет потреблять 28 единиц потребительских товаров за период? Какими будут настоящие альтернативные издержки?

г) Назовите возможные причины смещения КПВ вправо.

 

Тесты

1. Какой из приведенных ниже ответов является правильным?

а) Экономическая наука зародилась в древнем Китае. Обоснуйте свой ответ.

б) Экономическая наука берет свое начало в трудах древнеиндийских философов.

в) У истоков современной экономической теории стоял А. Смит.

г) Истоки современных экономических знаний содержатся в Ветхом завете и учениях Христа.

 

2. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории.

а) Экономика изучает производительные силы общества и наиболее эффективные способы их распределения по отраслям, регионам, странам.

б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых определяет состояние народного хозяйства (цены, спрос, занятость и т. д.).

в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.

г) Экономика изучает спрос, производство, потребление и необходимое для этого количество денег.

 

3. Какое из приведенных положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) неограниченные производственные ресурсы;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) эффективное использование ресурсов;

г) редкость блага;

д) выбор между материальными и духовными потребностями.

 

4. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) Микроэкономический.

б) Макроэкономический.

в) Позитивный.

г) Нормативный.

 

5. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

а) Достижение полной занятости.

б) Поддержание экономического роста.

в) Экономическая безопасность.

г) Экономическая эффективность.

 

6. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «Что есть».

б) Что должно быть.

в) Положительные тенденции в экономическом развитии.

г) Оценочные суждения.

 

7. Экономическая теория:

а) Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования.

б) Пригодна для изучения всех экономических систем.

в) Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму.

г) Все предыдущие ответы неверны.

 

8. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) Микроэкономики.

б) Макроэкономики.

в) Менеджмента.

г) Международных финансов.

 

9. В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:

а) Потребуется все меньше и меньше производственных ресурсов.

б) Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объем производства.

в) Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать.

г) Потребуется все больше и больше ресурсов.

10. Проблемы того, «что, как к для кого производить» могут иметь отношение:

а) Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.

б) Только к рыночной экономике.

в) Только к отсталой экономике.

г) К любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации.

 

11. Проблема «что производить» не стоит, если:

а) Предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть использованы только для производства предметов потребления.

б) Экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убывающей производительности факторов производства.

в) Предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить предметы роскоши.

г) Каждый производственный ресурс специфичен, т.е. он может быть использован для производства только одного конкретного товара.

 

12. Если в экономике действует закон убывающей производительности факторов производства, то для поддержания ее роста необходимы:

а) Пропорциональный рост всех факторов производства.

б) Рост некоторых факторов производства при неизменном объеме хотя бы одного производственного ресурса.

в) Рост объема только одного фактора производства (при неизменных объемах остальных факторов).

г) Пропорциональный рост всех факторов производства (в натуральном выражении) при снижении цены дополнительной единицы продукции.

 

13. Проблема «что производить»:

а) Может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

б) Может рассматриваться как проблема выбора точки на ЛПВ.

в) Изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства.

г) Возникает только в условиях острого дефицита ресурсов.

 

14. Проблема «как производить» не существует:

а) Если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

б) Если экономика не испытывает действия закона убывающей доходности факторов производства.

в) При условии ограниченности запасов производственных ресурсов по от ношению к наличной рабочей силе.

г) В технически развитом обществе, где эта проблема становится чисто технической.

15. ЛПВ показывает:

а) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

б) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.

в) Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.

г) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

 

16. Фермер, который использует неэффективные методы производства:

а) Безработный.

б) Частично безработный.

в) Относится к числу занятых.

г) Все предыдущие ответы неверны.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.