Тема 4. Структурализм и функционализм в психологии конца XIX века. Предмет, задачи и методы структурной психологии с точки зрения Э. Титченера. Специфика аналитической интроспекции. Эмпирические исследования в лаборатории Э. Титченера. Вклад в развитие функционализма У. Джемса. У. Джемс о «потоке сознания». Развитие функционализма в Чикагской школе. Противоречия и борьба структурализма и функционализма в психологии конца XIX века.
Тема 5. Психология как наука о протекании психических деятельностей.
Развитие психологических идей в России в конце XVIII-начале XIX вв. Жизненный путь И. М. Сеченова. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию» и «Элементы мысли», их значение для развития психологии. Предмет, методы и задачи психологии с точки зрения И.М. Сеченова. Значение идей И.М. Сеченова для развития отечественной и мировой психологии.
Практическое задание
Подготовить конспект работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (к семинару 11) – 17-18 апреля 2016г.
Практическое задание
Составить сравнительную таблицу первых программ построения психологии как науки (к семинару 7) – 21-22 марта 2016г.
Автор
| В. Вундт
| Ф. Брентано
| И.М. Сеченов
| Название программы
| | | | Предмет психологии
(с пояснением)
| | | | Методы психологии
| | | | Задачи психологии
| | | | Влияние на последующее развитие психологии
| | | |
Творческое задание (дополнительное, по выбору)
Эссе «Идеи и образ И.М. Сеченова в русской классической литературе» (письменно с возможностью устного выступления на семинаре 7) – 21-22 марта 2016г.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1-2. - М., 2004.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.95, 102-104, 191-197.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 3-117.
Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 118-208.
Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 209-355.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 109-112, 117-127, 172-182.
Дополнительная
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 199-202, 212-214, 239-242.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С.35-40.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 226-245, 310-314, 321-334.
Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. – Л., 1968.
Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. – М., 1981.
Неделя V. 7-8.03.2016
Семинар 5. Программа построения психологии Ф. Брентано и Структурализм и функционализм в психологии
Вопросы для повторения
1. Понятие об интенциональных актах сознания у Ф. Брентано.
2. Основные характеристики сознания по Ф.Брентано.
3. Характеристика метода систематической экспериментальной интроспекции по Э. Титченеру.
4. Предмет, методы и задачи структурной психологии по Э. Титченеру.
5. Критика структурализма, основные положения функциональной психологии.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Психология как наука об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.
2. Сравнение представлений о предмете, методах, задачах психологии в программах В. Вундта и Ф. Брентано.
3. Сравнение представлений о предмете, методах и задачах психологии в структурализме и функционализме.
4. Сравнительный анализ влияния структурализма и функционализма на дальнейшее развитие психологии
Темы докладов:
1. Аристотель, Аквинский, Брентано – развитие идеи об интенциональности души.
2. Сравнительный анализ влияния на дальнейшее развитие психологии идей В. Вундта и Ф. Брентано.
3. Развитие метода интроспекции в истории психологии, его виды, преимущества и ограничения.
4. Чикагская школа функционализма, ее влияние на развитие психологии.
Темы сообщений:
1. Э. Титченер о сознании и внимании.
2. У. Джемс о потоке сознания.
3. Теория эмоций Джемса – Ланге.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1-2. - М., 2004.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.95, 103-104.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. Гл. 5, 7
Дополнительная
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 202-213.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 199-202, 212-214.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С.35-40.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 226-229, 238-245, 310-314, 321-334.
Неделя VI. 14-15.03.2016
Семинар 6. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей в конце XIX - начале XX веков. Развитие экспериментальной и прикладной психологии в Англии, Франции, Германии, США, России.
Темы сообщений:
1. Общая характеристика развития экспериментальной и прикладной психологии в данный период.
2. Специфика развития экспериментальной психологии в Англии (исследования индивидуальных различий Ф. Гальтоном).
3. Особенности развития экспериментальной психологии во Франции (измерение умственных способностей А. Бинэ, клинические исследования Т. Рибо и П. Жанэ).
4. Развитие экспериментальной психологии в Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, О. Зельц).
5. Становление экспериментальной и прикладной психологии в США (Ст. Холл, Дж. Кеттел, Г. Мюнстенберг).
6. Зарождение экспериментальной психологии в России (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов).
Практическое задание
Составить сравнительную таблицу развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века (к семинару 6) – 14-15 марта 2016г.
Страна
| Направление исследований
(может быть несколько)
| Основные представители
| Основные результаты
| Англия
| | | | Франция
| | | | США
| | | | Германия
| | | | Россия
| | | |
Неделя VI. 15.03.2016
Лекция 3.
Тема 6. Открытый кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма.
Причины, проявления и последствия открытого кризиса в психологии. Возникновение научных школ. Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса». Значение кризиса для дальнейшего развития психологии.
Предпосылки и причины возникновения бихевиоризма. Жизненный путь Д. Уотсона. «Манифест бихевиоризма» Д. Уотсона. Понимание предмета, методов, задач психологии в классическом бихевиоризме. Экспериментальные исследования Д. Уотсона. Необихевиоризм как поиск «промежуточных переменных» (Э. Толмен, К. Халл). Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Когнитивный бихевиоризм (модель Т-О-Т-Е). Социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры. Вклад бихевиоризма (необихевиоризма) в развитие современной психологии.
Практическое задание
Подготовить краткий конспект одной из работ З. Фрейда (по выбору): «Введение в психоанализ: Лекции», «Я и Оно», «Психопатология обыденной жизни», «Массовая психология и анализ человеческого Я», «Будущее одной иллюзии», «Тотем и табу» (к семинару 13) – 2-3 мая 2016г.
Творческое задание (дополнительное, по выбору)
Эссе «Бихевиоризм в нашей жизни» (письменно, с возможностью устного выступления на семинаре 11) – 17-18 апреля 2016г.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 3. Разд.6, гл. 1-3. - М., 2004.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 291-436.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 101-182.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.100-106.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 154-162, 218-223. Гл. 10,11.
Дополнительная
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 199-202, С. 213-222, 234-240, 279-288, С. 291-318, С. 318-336.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 8.– М., 1994.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 252-266, С. 326-373.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 7-18, 100-109. С.25-34, 81-99, 340-347, 45-50, 233-240.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 9.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 262-274. С. 254-257, 314-321. С. 334-352, С. 352-366.
Неделя VII. 21-22.03.2016
Семинар 7. Развитие психологических идей в России в XIХ веке. Программа построения психологии И.М. Сеченова.
Вопросы для повторения
1. Специфика развития психологических идей в России в XIХ веке.
2. Открытие центрального торможения И.М. Сеченовым.
3. Понимание и структура рефлекса у И.М. Сеченова.
4. Психология как наука о происхождении психических деятельностей И.М. Сеченова.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Сравнение программы построения психологии И.М. Сеченова с программами В. Вундта и Ф. Брентано.
2. Влияние идей И.М. Сеченова на развитие российской и мировой психологии.
Темы сообщений:
1.Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
2.Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию?».
3.Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Элементы мысли».
Темы докладов:
1.Развитие идей И.М. Сеченова в трудах И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.
2.Дискуссия И.М. Сеченова и К.Д. Кавелина о задачах психологии.
Литература
Основная
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С.416-444, 481-491.
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1. - М., 2004.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.– М., 1994.- С.95-97, 191-197.
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 3-117.
Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 118-208.
Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб, 2001. – С. 209-355.
Дополнительная
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 224-252.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 229-245.
Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. – Л., 1968.
Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. – М., 1981.
Неделя VIII. 28-29.03.2016
|