Обратная связь
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В качестве критериев оценки результатов практики выступают:
– выполнение основного и индивидуального задания, из которых просматривается мера обоснованности и эффективности решения сложных вопросов экономической деятельности организации
– применение рациональных приемов и методов решения практических задач, проявление творческой самостоятельности;
– дисциплина и выполнение в срок всего предусмотренного практикой объема заданий практики.
«Отлично» ставится, если все задания выполнены на высоком научном и организационно-методическом уровне, если при их рассмотрении обоснованно выдвигались и эффективно решались сложные вопросы экономической деятельности организации, рационально применялись приемы и методы решения практических задач, поддерживалась хорошая дисциплина, если студент проявлял творческую самостоятельность, если студент выполнил в срок весь предусмотренный объем заданий практики менеджмента.
«Хорошо» выставляется, если работа была выполнена на высоком научном и организационно-методическом уровне, была проявлена инициативность, самостоятельность при решении практических задач, но в отдельных частях работы были допущены незначительные ошибки, в конечном итоге отрицательно не повлиявшие на результаты проделанной работы.
«Удовлетворительно»ставится, если студент выполнил весь объем работы, предусмотренной практикой, но в ходе выполнения допустил серьезные ошибки в изложении или применении теоретических знаний, не всегда поддерживал дисциплину, в том числе правила техники безопасности, при анализе результатов работы допускал ошибки, трудно входил в контакт с работниками и администрацией предприятия.
«Неудовлетворительно» оценивается работа, если не были выполнены все задания практики, в работе допущены грубые ошибки, показывающие недостаточные знания студентов о происходящих явлениях и процессах, были допущены нарушения трудовой дисциплины, были пропуски без уважительной причины, к работе студент - практикант относился безответственно.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из ВУЗа как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ВУЗа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Учебным планом направления предусмотрено 2 вида производственной практики:
1. Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (таблица 1).
2. Производственная практика – преддипломная практика (таблица 2).
Таблица 1
Содержание производственной практики – практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Наименование этапа/сроки
| Содержание работ
| Отчетность
| 1.Подготовительный этап
| Согласование программы практики, изучение методических материалов по проведению практики, изучение инструкции по технике безопасности
| Методические материалы по организации проведения и содержанию практики
| 2. Организационный этап: Установочная конференция
| Ознакомительная лекция о содержании и сроках проведения практики
| Конспект лекции
Гарантийное письмо о прохождении практики
Направление на практику
|
Продолжение табл.1
Наименование этапа/сроки
| Содержание работ
| Отчетность
| 3.Организационный этап:
1 день практики
| Согласование с руководителем практики от университета и от предприятия календарного плана прохождения практики, отражающего все мероприятия, необходимые для выполнения задания
| Развернутый календарный план прохождения практики
| 4.Сбор, обработка и анализ полученной информации, необходимой для выполнения общего задания (первая неделя)
| Выполнение общего задания: общая характеристика исследуемого объекта
| Дневник практики, отчет о выполнении общего задания
| 5.Выполнение индивидуального задания: Сбор, обработка и анализ полученной информации (вторая неделя)
| Выполнение индивидуального задания по разделам: «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика ФХД предприятия»
| Дневник практики, отчет о выполнении индивидуального задания
| 6.Заключительный этап (вторая неделя).
| Написание, оформление, сдача отчета по практике
| Отчет по практике
Отзыв (характеристика) с места прохождения практики
| Итоговая конференция по практике
| Итоговая конференция
| Таблица 2
Содержание производственной практики – преддипломной практики
Наименование этапа/сроки
| Содержание работ
| Отчетность
| 1.Подготовительный этап
| Согласование программы практики, изучение методических материалов по проведению практики, изучение инструкции по технике безопасности
| Методические материалы по организации проведения и содержанию практики
| 2.Организационный этап: Установочная конференция
| Ознакомительная лекция о содержании и сроках проведения практики
| Конспект лекции
Гарантийное письмо о прохождении практики
Направление на практику
|
Продолжение табл.2
Наименование этапа/сроки
| Содержание работ
| Отчетность
| 3.Организационный этап: 1 день практики
| Согласование с руководителем практики от университета и от предприятия календарного плана прохождения практики, отражающего все мероприятия, необходимые для выполнения задания
| Развернутый календарный план прохождения практики
| 4.Производственный этап: Сбор, обработка и анализ полученной информации, необходимой для выполнения общего задания (первая неделя)
| Выполнение общего задания: ознакомление с организационно-экономической структурой предприятия. Получение общего представления о специфике системы управления и основных технико-экономических характеристиках предприятия.
| Дневник практики, отчет о выполнении общего задания
| 5.Выполнение индивидуального задания: Сбор, обработка и анализ полученной информации (вторая неделя)
| Выполнение индивидуального задания в соответствии с выбранной темой ВКР: изучение практики организации управления в аспектах, соответствующих теме дипломной работы; разработка плана ВКР; изучение литературных источников, подбор и изучение методик, нормативных материалов; работа над первой главой ВКР; работа над второй главой ВКР; сбор и анализ необходимой информации
| Дневник практики, отчет о выполнении индивидуального задания
| 6.Заключительный этап (вторая неделя).
| Написание, оформление, сдача отчета по практике
| Отчет по практике
Отзыв (характеристика) с места прохождения практики
| Итоговая конференция по практике
| Итоговая конференция
|
ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
В первый день практики студент совместно с руководителем от организации составляет календарный план прохождения производственной практики. В плане должны быть отражены все мероприятия (управленческого и общественного характера) необходимые для выполнения полученного задания. Задание на производственную практику состоит из двух частей.
1 часть – общее задание
При выполнении общего задания студентом-практикантом должны быть отражены следующие вопросы:
- Правовые основы функционирования организации.
- Масштаб и характер деятельности организации
- Миссия, цели и задачи организации.
- Стратегия и тактика управления организацией.
- Анализ организационной структуры управления компании.
- Имидж компании и уровень развития организационной культуры.
- Анализ деятельности основных функциональных подразделений (подсистем) организации.
Более подробно задания на производственную практику (с комментариями по их выполнению) приведены в таблицах 3,4 .
Информационной базой для выполнения общего задания служат учредительные документы организации, положение об организации и др. статистические и отчетные материалы.
Производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Таблица 3
Анализ организации, ее структуры и основных функциональных подсистем
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
| 1.Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией.
| - общие сведения об организации (название, цель создания, организационно – правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития);
- основные документы, регламентирующие деятельность организации;
- организационно - правовая форма собственности.
- эффективность деятельности организации
| Представить копии основных организационных документов
| 2.Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации.
| - основные функции управления, выполняемые специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
- виды деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
- производственные структуры (подразделения организации (предприятия), функциональные взаимосвязи подразделений);
- организация управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
| - представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них ;
- определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная, штабная, программно - целевая и т.п.) и указать ее достоинства и недостатки;
| Продолжение табл.3
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
|
|
| представить ее в виде схемы «Организационная структура управления»;
- Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации Формы таблиц для заполнения приведены в Приложении Д.
При выполнении задания следует ознакомиться с информацией представленной в Приложении: Е-К
Типовое описание организационных структур
(Приложение Е.).
Типовое положение о структуре управления организации ( Приложение Ж-И)
Пример типовой должностной инструкции менеджера (Приложение К)
| 3.Изучение особенностей социальной подсистемы
| Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность.
| - перечислить функции службы управления персоналом;
- перечислить используемые в организации кадровые технологии;
- перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;
- описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
| 4.Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации
| Подходы, которые используются организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский).
Положение организации на рынке (характеристика внешней среды)
| - Перечислить основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы);
- описать особенности стратегий организации (предприятия) на отечественном или внешнем рынке;
- дать характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой работает организация (предприятие).
|
Продолжение табл.3
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
| 5.Знакомство и описание производственно - технической подсистемы (организация основного производственного процесса)
| Знакомство с основным,
вспомогательным и обслуживающим производством организации (предприятия) и ее структурными подразделениями
| - дать характеристику производственного процесса;
- описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);
- представить структуру производственного цикла в виде схемы;
- назвать используемые технологические процессы (технологии производства);
- перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;
- обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации (предприятия));
Указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы, описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств.
| 6.Изучение информационной подсистемы управления
| Знакомство с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения.
| Рассмотреть и описать:
- техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернета, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.;
- вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей в работе менеджеров;
- информационные каналы менеджера;
- программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе менеджеров (специалистов) разных подразделений;
- организацию системы информационной безопасности.
|
Окончание табл.3
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
| 7.Знакомство и описание экономической подсистемы управления
| Познакомиться с работой экономической службы. Изучение содержания работы экономиста (финансиста, бухгалтера). Обратить внимание на документацию и отчетность.
| - указать, какие службы занимаются бухгалтерскими, финансовыми и планово – экономическими вопросами;
- представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей.
| 2 часть – индивидуальное задание
Индивидуальное задание содержит следующие разделы:
- «Стратегический менеджмент»,
- «Финансовый менеджмент»,
- «Планирование на предприятии»,
- «Анализ и диагностика ФХД предприятия»
При выполнении индивидуального задания информационной базой служат учредительные документы, положения об организационной структуре управления компании, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции, бухгалтерскую отчетность и другие необходимые документы, и статистические данные.
Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет рассчитывать показатели, характеризующие финансовое состояние, финансовые результаты, уровень эффективности использования активов и капитала организации, а также показатели, отражающие эффективность инвестиционных решений и уровень рисков, характеризующих последствия этих решений.
Собранная и проанализированная информация в каждом разделе является основой для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика ФХД предприятия». В соответствии с выбранной темой курсовой работы студент совместно с ведущим преподавателем определяет структуру и содержание раздела.
Тематика курсовых работ представлена в Приложениях Л-О :
- «Стратегический менеджмент» - Приложение Л
- «Финансовый менеджмент»- Приложение М
- «Планирование на предприятии» - Приложение Н
- «Анализ и диагностика ФХД предприятия» - Приложение О.
Производственная практика – преддипломная практика состоит из двух частей:
1 часть – общая характеристика организации
2 часть – индивидуальное задание (согласно выбранной темы выпускной квалификационной работы).
Тематика выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Менеджмент» представлены в Приложении П.
Таблица 4
Производственная практика – преддипломная практика
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
| Общая характеристика организации
| 1.Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией.
| - общие сведения об организации (название, цель создания, организационно – правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия ее развития);
- основные документы, регламентирующие деятельность организации;
- организационно - правовая форма собственности.
- эффективность деятельности организации
| Представить копии основных организационных документов
| 2.Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации.
| - основные функции управления, выполняемые специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
- виды деятельности, объем производства продукции (работ, услуг);
- производственные структуры (подразделения организации (предприятия), функциональные взаимосвязи подразделений);
- организация управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
| - представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них;
- определить тип структуры управления и указать ее достоинства и недостатки (Схема «Организационная структура управления»)
- Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (формы таблиц для заполнения приведены в Приложении Д.)
При выполнении задания следует ознакомиться с информацией представленной в Приложении: Е-К
Типовое описание организационных структур
(Приложение Е.).
Типовое положение о структуре управления организации ( Приложение Ж-И)
Пример типовой должностной инструкции менеджера (Приложение К)
| | | | | | Продолжение табл.4
Объект анализа
| Предмет изучения
| Примечание
| 3.Экономическая характеристика организации
| Анализ основных технико – экономических показателей (в динамике за 3 года)
| Копии основных финансовых документов (ф.1 Баланс, ф.2. Отчет о финансовых результатах )
Форма таблицы для анализа ТЭП представлена в Приложении Р.
| Индивидуальное задание (требования к содержанию темы (пример))
| 4.Деятельность организации
(конкурентоспособность организации)
| - анализ внешней среды организации
- анализ внутренней среды организации
- анализ конкурентной среды организации
| - провести анализ внешней среды предприятия с использованием методики PESТ-анализа, представив результаты в виде матрицы;
- провести анализ внутренней среды предприятия с использованием методик SWOT- анализа, SNW – анализа, представив результаты анализа в виде матрицы решений
- провести анализ конкурентной среды предприятия с использованием методик Портера, карты стратегических групп, таблицы анализа конкурентов, метода ключевые факторы успеха (КФУ), многоугольника конкурентоспособности, ( представив результаты анализа в виде соответствующих таблиц и матриц)
| 5.Анализ финансового состояния предприятия и резервы его улучшения
| - анализ активов предприятия;
- анализ собственного капитала и обязательств;
- анализ платежеспособности предприятия;
- анализ финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятия.
| освещение вопросов обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной и коммерческой деятельности, а также целесообразности и эффективности их размещения и использования. В рамках темы провести вертикальный и горизонтальный анализ баланса предприятия, рассчитать коэффициенты ликвидности и коэффициенты возможного роста показателей.
|
Окончание табл.4
|
|