БРИГАДНАЯ (КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ Основой этой структуры (рисунок Е 6) управления является организация работ по рабочим группам (бригадам).
Рис.Е 6. Бригадная (кросс-функциональная) форма управления компанией
Сплошные горизонтальные линии показывают горизонтальные управляющие (обязательные) связи.
Основными принципами такой организации управления являются:
- автономная работа рабочих групп (бригад);
- самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
- замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
- привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
Работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят).
При этом отдельные работники могут входить в состав только одной бригады, или работать сразу в нескольких бригадах. Кроме того, они еще могут работать по планам своего структурного подразделения. Осуществление руководства в таких условиях непростая задача.
Функциональные подразделения как таковые отсутствуют, все работы локализованы в единойбригаде – бригадная организация. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам. Бригадная структура хорошо функционирует там, где необходимы самостоятельность и независимость для решения вполне определенных задач. В рамках более широкой основной структуры предприятия из управленческого и рабочего персонала для решения этих задач создается самостоятельное структурное подразделение.
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
- сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
- гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
- работа в группах создает условия для самосовершенствования;
- возможность применения эффективных методов планирования и управления;
- автономность бригадной деятельности;
- гибкость взаимосвязей;
- оперативность реагирования на изменения внешней и внутренней среды.
- сокращается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:
- усложнение взаимодействия и координации действий по горизонтали между взаимосвязанными рабочими группами
- (в особенности для кросс-функциональной структуры);
- сложность в координации работ отдельных бригад;
- высокая квалификация и ответственность персонала;
- высокие расходы на организацию деятельности.
- высокие требования к коммуникациям.
В настоящее время бригадная организация используется, в основном, как дополнение к действующим организационным структурам с целью максимальной концентрации усилий на конкретной проблеме. Обычно это бывает связано с запуском нового производства, линии, изделия.
ПРОЕКТНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
Основным принципом построения проектной структуры управления является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание (рисунок Е 7).
Рис.Е 6. Проектная форма управления
Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.
После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).
По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Преимущества структуры управления по проектам:
- высокая гибкость;
- сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
В таблице Е 6 перечислены недостатки проектной организационной структуры управления.
Таблица Е 6
Недостатки проектной организационной структуры управления
Отмечаемые недостатки
| Причины недостатков
| Пути устранения недостатков
| Очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании
| Сложность задач
| Внедрение автоматизированных систем управления
| Дробление ресурсов между проектами
| Сложность задач
| -
| Сложность взаимодействия большого числа проектов в компании
| Сложность задач
| Внедрение автоматизированных систем управления
| Усложнение процесса развития организации как единого целого
| Сложность задач
| Прогнозирование.
Внедрение автоматизированных систем управления
| Преимущества данной структуры перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых крупных проектов.
|