Максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров. 7. Рациональное обслуживание операций по перемещению грузов, включающее:
• технико-экономическое и оперативное планирование;
• ремонт транспортного и подъемно-транспортного оборудования, тары,
контейнеров;
• снабжение необходимыми вспомогательными материалами.
Параллельно с разработкой мероприятий по централизованной доставке грузов необходимо усовершенствовать технологию их приемки. Для этого в цехах необходимо периодически анализировать процесс приемки грузов и его хранения в цеховых складах и на рабочих местах с целью сокращения количества перевалок, механизации доставки грузов к местам хранения и непосредственно к рабочим местам, взаимоувязки процесса доставки и отгрузки готовой продукции с технологическими процессами основного производства. В некоторых случаях целесообразно несложные операции подготовки сырья производить на центральном или прицеховых складах.
Разработка транспортно-технологических карт. На основные, наиболее трудоемкие в перемещении грузы или группы грузов разрабатываются транспортно-технологические карты, способствующие сокращению затрат на операции по перемещению грузов: уменьшению трудоемкости транспортных и подъемно-транспортных работ, сокращению объема тяжелых ручных работ, повышению коэффициента загрузки оборудования.
Основным принципом построения транспортно-технологических карт является комплексная механизация процессов перемещения грузов от прибытия сырья на предприятие до вывоза готовой продукции. Исходные данные для разработки транспортно-технологических карт включают: вид и количество груза; вес, габариты и упаковку транспортной пачки; периодичность доставки; место погрузки и выгрузки; маршрут движения.
Технологический процесс транспортировки требует рационального решения следующих вопросов: выбор соответствующей площадки для погрузки, выгрузки и хранения грузов; выбор оборудования и оснастки для перемещения грузов, в том числе средств непрерывного транспорта (конвейеры, транспортеры, канатные дороги, пневмотранспорт и др.); выбор оптимальной транспортной партии; выбор маршрута и трассы перемещения груза, разработка нормативов и определение трудозатрат на перемещение грузов; технико-экономическое обоснование выбранной технологии.
При определении способов перемещения грузов и выборе транспортных и подъемно-транспортных средств необходимо учесть следующие факторы:
• состояние и перспективы развития производства;
• объем и характер производства;
• грузооборот;
• транспортно-технологические потоки и расстояние перемещения;
• объемы транспортных партий и транспортной пачки;
• транспортные свойства грузов;
• периодичность подачи грузов;
• технологическое назначение транспортной операции.
Лекция 20
Организация складского хозяйства
Предприятия и управление им
Складское хозяйство представляет собой важный объект производственного менеджмента. Основными задачами складского хозяйства являются:
• своевременное обеспечение производства сырьем, материалами,
оборудованием, запасными частями, комплектующими изделиями;
• обеспечение сохранности материальных ценностей на складах;
• снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и
содержанием складов;
• повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.
В процессе выполнения этих задач складское хозяйство осуществляет следующие функции:
• аккумулирование материальных ресурсов в требуемых объемах и номенклатуре,
достаточных для устойчивой ритмичности процесса производства;
• надлежащее хранение и учет предметов труда и готовой продукции;
• планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;
• подготовка материалов к их непосредственному потреблению;
• отгрузка готовой продукции потребителям;
• различные виды выравнивания хранимых запасов готовой продукции.
Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует нахождению потребителя продукции. Это вызывает необходимость привлечения транспортных средств. Путь к потребителю может пролегать непосредственно или через промежуточный склад. Выравнивание ассортимента необходимо для предприятий, производящих широкий ассортимент, потребность в котором возникает в разные периоды времени или который изготавливается как собственными, так и сторонними предприятиями. Так как потребители часто заказывают не только товары из спектра производственной программы, удовлетворение спроса достигается с помощью склада, где хранится общий ассортимент продукции.
Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения, штабелирования и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.
Склады являются одним из важнейших элементов системы складского хозяйства. Это здания, сооружения и разнообразные устройства предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника – сырья и заканчивая потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов, которые на промышленных предприятиях имеют различное назначение, в частности:
• склады покупных комплектующих;
• склады материалов (сырья) вспомогательного и производственного
назначения);
• склады полуфабрикатов;
• промежуточные производственные склады;
• склады готовой продукции.
В системе распределения и сбыта продукции различают централизованные и децентрализованные склады. Первые – это большей частью заводские склады или так называемые центральные склады. Децентрализованные склады ориентированы, с точки зрения их объемов, на требования клиентов и количество хранимых товаров.
Склады классифицируются и по другим признакам. В широком диапазоне варьируются размеры: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, занимающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних случаях груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые); иметь только крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы вообще хранятся вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров, отходов предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), рельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов).
Организация и планирование складского хозяйства.
Складские операции можно условно свести к двум группам – собственно складские или система складирования (выгрузка, приемка поступающих грузов, размещение и хранение продукции, отпуск ее потребителям и т. п.); вспомогательные производственного характера (распаковка, сортировка, комплектование, сборка материалов и изделий, упаковка готовой продукции и т. д.). Объем этих операций определяется параметрами складской системы.
Работа складского хозяйства планируется. Цель планирования – обеспечить деятельность складского хозяйства в тесной взаимосвязи с работой всего предприятия. В качестве плановых и фактических показателей, характеризующих работу складского хозяйства, применяются следующие, указанные в табл. 4.
Таблица 4
Показатели для планирования и оценки
Эффективности работы склада
№ п/п
| Показатель
| Порядок расчета
| 1.
| Готовность к поставке
| Количество удовлетворенных запросов
|
|
| Общее число запросов
| 2.
| Достаточность
| Располагаемое количество
| Предусматриваемая потребность
| 3.
| Связанный капитал
| Средняя стоимость складского наличия
| Процент на капитал
| 4.
| Доля затрат
на складирование
| Складские затраты
| Оборот
| 5.
| Уровень потерь времени
| Необходимое (потребное) время
| Потребное производство
| 6.
| Квота ошибочных
поставок
| Число неполных (ошибочных) поставок
| Общее число поставок
| 7.
| Частота оборота
| Использование
| Наличие на складе
| 8.
| Уровень использования площадей
| Полезный объем склада
| Площадь, занятая складом
| 9.
| Наличие на складе
| Измеряется как среднее состояние в количественном, стоимостном выражении по видам или группам товаров
| 10.
| Уровень использования объемов
| Объем складируемых товаров
| Полезный объем склада
| 11.
| Использование за период времени
| Измеряется количеством или в стоимостном выражении
|
Лекция 21
|