Обратная связь
|
Методика 19. Акцентуации характера С помощью данной методики определяются акцентуации характерачеловека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека. Ниже приведены краткие описания типов акцентуированных характеров, определяемых при помощи данной методики. . Гипертимный тип.Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Циклоидный тип.Часто меняет настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимно-му типу. Самооценка нередко бывает неточной.
Лабильный тип.Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.
Астеноневротический тип.Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии — преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.
Сенситивный тип.Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость — типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип.Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.
Шизоидный тип.Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
Эпилептоидный тип.Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип.Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип.Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.
Конформный тип.Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации характеров.
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи дан-
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
ной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый,
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (табл. 18), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.
Таблица 18 Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Название списка суждений
| Номера выбираемых суждений
|
наиболее характерные
| наименее характерные
| Самочувствие
Настроение
Сон и сновидения
Пробуждение от сна
Аппетит и отношение к еде
Отношение к спиртным напиткам
Сексуальные проблемы
Отношение к одежде
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношение к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому
Отношение к неудачам
Отношение к приключениям и риску
Отношение к критике и возражениям
Отношение к лидерству
Отношение к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам
Оценка себя в детстве
Отношение к школе
Оценка себя в данный момент
Отношение к деньгам
|
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа.
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный, Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К— конформный.
Оценка результатов
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.
_______ Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей_____
Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 19 Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации характера
| Уровень развития акцентуаций характера
|
низкий
| средний
| высокий
| Гипертимность (Г)
| 1-8
| 9-18
| 19-26
| Циклоидность(Ц)
| 1-8
| 9-18
| 19-26
| Лабильность (Л)
| 1-10
| 11-20
| 21-32
| Лстеноневротичиость (Л)
| 1-6
| 7-13
| 11-19
| Сеиситинность (С)
| 1-9
| 10-19
| 20-21
| Психастсиичиость (II)
| 1-8
| 9-16
| 17-21
| Шизоидность (111)
| 1-7
| 8-15
| 16-22
| Эиилентоидность (Э)
| 1-10
| 11-20
| 21-32
| Истсроидность (И)
| 1-10
| 11-22
| 23-33
| Неустойчивость (II)
| 1-5
| 6-12
| 13-17
| Конформность (К)
| i-:$
| 1-7
| 8-10
| В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты .характера.
Подшкалы методики оценки акцентуаций характера сих названиями
Самочувствие
№
| Суждение
| Шифр
|
|
| Наиболее характерные
| Наименее характерные
|
|
|
|
| 1.
| У меня почти всегда плохое самочувствие
| А
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
|
|
|
| 2.
| Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил
| Г
|
| 3.
| Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо
| Ц
|
| 4.
| Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день
| Ц
|
| 5.
| У меня почти всегда что-нибудь болит
| АА
|
| 6.
| Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач
|
|
| 7.
| Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
|
|
| 8.
| Я легко переношу боль и физические страдания
| Ц
|
| 9.
| Моё самочувствие вполне удовлетворительное
| НН
|
| 10.
| У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски
|
| С
| 11.
| Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди
|
|
| 12.
| Я очень плохо переношу боль и физические страдания
|
|
| Настроение
| 1.
| Настроение у меня, как правило, хорошее
| ГН
|
| 2.
| Моё настроение легко меняется по незначительному поводу
| п
| Г
| 3.
| У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь
|
|
| 4.
| У меня почти всегда плохое настроение
|
|
| 5.
| Моё настроение зависит от самочувствия
| ЦА
|
| 6.
| Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается
| Ш
|
|
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
|
|
|
| 7.
| У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время
|
|
| 8.
| которых достаётся окружающим У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают
|
|
| 9.
| раздражённость и гнев Малейшие неприятности сильно
|
|
| 10.
| меня огорчают
Периоды хорошего настроения
сменяются у меня периодами
| СЛ
|
| 11.
| плохого настроения
Моё настроение обычно такое же,
как у окружающих людей
|
|
| Сон и сновидения
| 1.
| Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения
| ГН
|
| 2.
| Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями
|
| Э
| 3.
| Я люблю помечтать перед тем, как уснуть
| К
|
| 4.
| Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём
| А
|
| 5. 6.
| Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные,
|
| ц
| 7.
| тоскливые сновидения Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин
| А
|
| 8.
| Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго оп-
|
|
| 9.
| ределённое время
Если меня что-то расстроило, то я
|
|
| 10.
| долго не могу уснуть
Я часто вижу разные сны, то
| ЛА
|
| И.
| радостные, то неприятные
По ночам у меня иногда возника-
|
|
| 12.
| ют приступы страха Мне часто снится, что меня обижают
|
|
| 13.
| Я могу свободно регулировать свой сон
|
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
|
|
|
| Пробуждение от сна
| 1.
| Мне трудно проснуться в назначенный час
| Э
| Л
| 2.
| Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу
|
| К
| 3.
| В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на то причины
|
|
| 4.
| Когда мне нужно, я легко просыпаюсь
| ц
|
| 5.
| Для меня утро — самое тяжёлое время суток
|
|
| 6.
| Мне часто не хочется просыпаться
|
|
| 7.
| Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне
|
| л
| 8.
| Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым
| А
|
| 9.
| Утром я встаю бодрым и энергичным
| нн
|
| 10.
| С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
|
|
| 11.
| Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной
|
|
| 12.
| Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня
| ц
|
| 13.
| Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать
|
|
| Аппетити отношение к еде
| 1.
| Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть
| ш
|
| 2.
| Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть
|
|
| 3.
| Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем
| А
| цэ
| 4.
| Мой аппетит зависит от настроения
|
|
|
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
|
|
|
| 5.
| Я люблю лакомства и деликатесы
| ЛЛП
|
| 6.
| Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
| С
|
| 7.
| У меня хороший аппетит, но я не обжора
|
|
| 8.
| Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение
|
|
| 9.
| Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно
|
|
| 10.
| У меня плохой аппетит
|
|
| 11.
| Я люблю сытно поесть
| н
|
| 12.
| Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
|
|
| 13.
| Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество
|
|
| 14.
| Мне легко можно испортить аппетит
|
|
| 15.
| Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья
|
|
| 16.
| Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам
|
| И
| 17.
| Я плохо переношу голод и быстро слабею от него
| ц
|
| 18.
| Еда не доставляет мне большого удовольствия
|
|
| Отношение к спиртным напиткам1
| 1.
| Моё желание выпить зависит от настроения
|
| ц
| 2.
| Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
|
|
| 3.
| Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному
|
|
| 4.
| Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании
| гг
| с
| 5.
| Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны
|
|
| 1 Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отношение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.
Часть I. Психологическая диагностика
|
|
|
| 6.
| Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения
|
|
| 7.
| Я испытываю отвращение к спиртному
| С
| ЦЛ
| 8.
| Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги
|
|
| 9.
| Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
| П
|
| 10.
| Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам
| СШП
|
| 11.
| Спиртные напитки меня пугают
|
| И
| 12.
| Выпив немного, я особенно ярко
|
|
| 13.
| воспринимаю окружающий мир Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию
| Ц
А
| л
| Сексуальные проблемы
| 1.
| Сексуальные проблемы мало меня беспокоят
| НН
|
| 2.
| Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому че-
|
|
| 3.
| ловеку
Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни
|
| ц
| 4.
| Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами без-
| ,
|
| 5.
| различия и холодности
Я быстро возбуждаюсь, но и
быстро остываю, успокаиваюсь
|
| НН
| 6.
| При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем
|
|
| 7.
| У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать
|
| к
| 8.
| Моя застенчивость мне очень сильно мешает
|
| ИИ
| 9.
| Измены я бы никогда не простил
|
|
| 10.
| Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать
|
|
|
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
|
|
|
| 11.
| Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт
|
| ЛС
| 12.
| Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим
|
|
| 13.
| Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться
|
| гл
| 14.
| Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение
| ЛИ
|
| Отношение к одежде
| 1.
| Я люблю яркие и броские костюмы
|
| А
| 2.
| Считаю, что надо всегда быть прилично одетым
|
|
| 3.
| Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой
|
|
| 4.
| Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание
| ИИ
| К
| 5.
| Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится
| АС
|
| 6.
| Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу
| К
|
| 7.
| Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все
|
|
| 8.
| Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке
|
|
| 9.
| Я мало думаю об одежде
|
|
| 10.
| Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм
|
|
| 11.
| Я предпочитаю тёмные и серые тона
|
|
| 12.
| Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой
|
|
| Отношение к родителям
| 1.
| Я очень боюсь остаться без родителей
| П
|
| 2.
| Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них
|
|
|
Часть 1. Психологическая диагностика
|
|
|
| 3.
| Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними
| ЛЛ
|
| 4.
| В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения
|
|
| 5.
| Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни
|
| К
| 6.
| Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью
|
|
| 7.
| Я очень люблю (любил) одного из родителей
|
|
| 8.
| Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются
|
|
| 9.
| Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится
| пп
|
| 10.
| Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) сво-
|
|
| 11.
| их родителей
Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю
|
| глпэ
| 12.
| Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими
| ш
|
| 13.
| Я считаю себя виноватым перед родителями
| э
|
| Отношение к друзьям
| 1.
| Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды
|
|
| 2.
| Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует
|
|
| 3.
| Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив
| ГЦ
|
| 4.
| Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить
| к
|
| 5.
| По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей
|
|
|
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
|
|
|
| 6.
| Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей
|
| И
| 7.
| Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы
| СС
|
| 8.
| Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям
|
|
| 9.
| Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне
|
|
| 10.
| Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них
|
|
| 11.
| Я не могу найти себе друга по душе
|
|
| 12.
| У меня нет никакого желания иметь друга
|
|
| 13.
| Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их
|
|
| 14.
| Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с
|
|
| 15.
| друзьями
Я люблю иметь много друзей и
тепло отношусь к ним
| Л А
|
| Отношение к окружающим
| 1.
| Я окружён глупцами, невеждами и завистниками
|
|
| 2.
| Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня
|
| Э
| 3.
| В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят
|
|
| 4.
| Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих
|
|
| 5.
| Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничем плохого
|
|
| 6.
| Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока
|
|
| 7.
| Я легко схожусь с людьми в любой обстановке
| Г
| С
| 8.
| Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе
|
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
|
|
|
| 9.
| Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним
|
|
| 10.
| Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь
|
| С
| 11.
| Я часто подолгу размышляю: правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих
|
|
| 12.
| Людское общество меня быстро утомляет и раздражает
|
|
| 13.
| От окружающих я стараюсь держаться подальше
|
| П
| 14.
| Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими
|
|
| 15.
| Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чём-то плохом
|
|
| 16.
| Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня
|
|
| Отношение к незнакомым людям
| 1.
| Я отношусь насторожённо к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла
| ЭЭ
| Г
| 2.
| Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию
|
| ЭЭ
| 3.
| Я избегаю новых знакомств
|
|
| 4.
| Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу
|
|
| 5.
| Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём люди
|
|
| 6.
| Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом
|
|
| 7.
| Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним
|
|
| 8.
| Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык
| Ц
| пг
| 9.
| Я охотно и легко завожу новые знакомства
| ГЦ
| с
|
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
|
|
|
| 10.
| Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется
|
|
| и.
| В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств
|
|
| 12.
| Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым
| СС
|
| Отношение к одиночеству
| 1.
| Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива
| Н
| ШШ
| 2.
| В одиночестве я чувствую себя спокойнее
| СШШ
|
| 3. 4.
| Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество
| ГЭН
ЛА
| спшшш
| 5.
| В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником
|
| ЭИ
| 6. 7.
| В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному
|
|
| 8.
| Я не боюсь одиночества
| Ш
|
| 9.
| Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве
|
|
| 10.
| Я люблю одиночество
|
|
| 11.
| Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями
| Л
|
| Отношение к будущему
| 1.
| Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач
|
|
| 2.
| Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным
|
|
| 3.
| Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим
|
|
| 4.
| В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья
|
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
|
|
|
| 5.
| Я убеждён, что в будущем исполнятся мои желания и планы
| ГГ
|
| 6.
| Я не люблю много думать о своём будущем
|
|
| 7.
| Моё отношение к будущему часто и быстро меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным
| П
|
| 8.
| Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания
| Э
|
| 9.
| Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем
|
|
| 10.
| Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить
| П
|
| 11.
| Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту
|
|
| 12.
| Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется моё будущее
|
|
| 13.
| Периодами моё будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным
|
|
| Отношение к новому
| 1.
| Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их бояться и избегать
|
|
| 2.
| Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит
|
|
| 3.
| Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг
|
|
| 4.
| У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их
|
|
| 5.
| Я люблю сам придумывать новое, всё переиначивать и делать по-своему, не так, как все
| Ш
|
| 6.
| Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает
|
| Э
|
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
| •2
|
|
| 7.
| Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок
|
| И
| 8.
| Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает
|
|
| 9.
| Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее
| ЛЭ
|
| 10.
| Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам
| ПШШЭ
|
| Отношение к неудачам
| 1.
| Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
| Ш
| ппэ
| 2.
| Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки
|
| ЭЭ
| 3.
| Неудачи приводят меня в отчаяние
| Э
|
| .4.
| Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей
|
|
| 5.
| Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так
| И
|
| 6.
| Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать
|
|
| 7.
| Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным
| ЭЭ
|
| 8.
| При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться
|
| л
| 9.
| Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьёзные неприятности я переношу стойко
|
|
| 10.
| Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя
| П
| ц
| 11.
| Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание
|
|
| 12.
| При неудачах я ещё больше мечтаю о свершении своих желаний
|
|
| 13.
| Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться
| К
|
|
Часть I. Психологическая диагностика
|
|