ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБ УРОВНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Заключение об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста делается на основе анализа и обоб-
9*
Часть 1. Психологическая диагностика
щения данных, получаемых в результате исследования его познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Основанием для такого заключения являются данные, представленные в соответствующей Карте индивидуального психологического развития ребенка младшего школьного возраста, форма которой показана в таблице 13.
Пользуясь данными о ребенке, показанными в этой карте, психолог может ответить на следующие вопросы:
1. Готов ли данный ребенок к обучению в школе?
2. В каком отношении он готов и не готов к обучению в школе? (В ответах на эти два вопроса имеются в виду дети, поступаю щие в школу.)
Готовым к обучению считается ребенок, чьи показатели уровня развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи по данным Карты индивидуального психологического развития находятся на уровне не ниже 5 баллов(речь идет в данном случае только о количественных оценках). Недостаточно готовыми к обучению в интеллектуально-познавательном плане считаются дети, чьи показатели степени развитости познавательных процессов составляют 3-4 балла.Если же показатель 2 баллаи ниже, то такой ребенок считается совершенно не готовым к школьному обучению в обычной, нормальной школе
Особо хорошо подготовленными к обучению считаются дети, чьи показатели уровни развитости познавательных процессов превысили 7 баллов,а те, у кого соответствующие показатели оказались равны 9 баллам и выше— способными.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению определяется аналогичным образом по показателям, представленным в соответствующих графах Карты индивидуального психологического развития («Личностные черты» и «Индивидуальные межличностные особенности ребенка...»).
По итогам комплексного психодиагностического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи методик, подробно описанных в 7 и 8 главах книги, рекомендуется делать определенные психолого-педагогические выводы о каждом ребенке и на их основе давать родителям, учите-
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
лям и воспитателям конкретные рекомендации по повышению уровня психологического развития ребенка. Соответствующие выводы и рекомендации также представляются в виде таблицы (табл. 14), где отмечаются наиболее развитые у данного ребенка психологические свойства, наименее развитые психологические свойства, другие особенности, отмеченные у него в ходе проведения психодиагностического обследования.
На основе всего этого вырабатываются общие психолого-педагогические рекомендации по индивидуальной работе с данным ребенком, которые также фиксируются письменно для памяти в этой же таблице. Кроме того, в таблице отмечаются и особые, специальные психолого-педагогические рекомендации, касающиеся индивидуальности данного ребенка. Завершается соответствующая работа письменными отметками о том, кому и когда эти выводы и рекомендации были сообщены, а также — данными о том, были ли они в дальнейшем реализованы.
Контрольные вопросы
1. Трудности проведения психодиагностики в младшем школьном возрасте.
2. Учет индивидуальных психологических различий в выборе методик диагностики в младшем школьном возрасте.
3. Соотношение игровых и деловых ситуаций при проведении практической психодиагностики младших школьников.
4. Особенности применения различных тестов в младшем школьном возрасте.
5. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста.
6. Чем определяется психологическая готовность детей к обучению в школе и каким образом она оценивается?
7. Способы оценки общей ориентации ребенка в мире при поступлении в школу и его мотивационно-познавательной готовности.
8. Методы оценки внимания детей младшего школьного возраста.
Таблица 13 Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников
Фамилия и имя ребёнка____________________________________________________________________________________
Возраст ребёнка (к моменту первого обследования)____________________________________________________________
Группа д/с или класс______________________________________________________________________________________
Общая ориентация в окружающем миреизапас бытовых знаний
| Огноше-
ниек
обучению
вшколе
| Внимание
| Память
|
прэдук-тивносгь и устойчивость
| распределение
| переключение
| объём
| зрительная
| слуховая
| опосредствованная
| динамика процесса заучивания
|
объём
| оперативная
| объём
| оперативная
|
продуктивность
| динамичность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 13 (продолжение)
Воображение
| Мышление
| Речь
| речевое «Вербальная фантазия»
| художест-
венно-плоскссга. «Рисунок»
| художественно-объёмное «Скульптура»
| определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий
| формирование понятий
| умение
.считать
в уме
| наглядно-действенное «Кубик Рубика»
| наглядно-образное «Матрица Равена»
| определение понятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 13 (продолжение)
Речь
| Мотивация
| Личностные черты (по тесту Р. Кеттела)
| пассивный
словарный
запас
| активный словарный запас
| мотивация достижения успехов
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
|
экс-тра-вер-сия
| уверенность в себе
| спокойствие
| независимость
| благоразумие
| доб-росо-вест-носгь
| смелость
| практичность
| оптимизм
| самоконтроль
| невозмутимость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| i
Таблица 13 (продолжение)
Индивидуальные межличностные особенности ребёнка (по мнениям родителей, учителей и воспитателей)
| общительность
| орга-низа-тор-ские способности
| взаи-моот-ноше-нияс
детьми
| альтруизм
| эмпа-тия
| агрессивность
| бес-
по-
мощ-
ность
| обидчивость
| спра-вед-ли-
вость
| правдивость
| вежливость
| послушание
| само-стоя-тель-ность
| нас-
той-
чи-
вость
| трудолюбие
| уверенность в себе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 14
|