Международные договоры об арбитражном разрешении инвестиционных споров. 4. Арбитражное соглашение: понятие, правовая природа, виды.
5. Международно-правовое регулирование коммерческого арбитража.
6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
7. Международный коммерческий арбитраж в РФ:
а) Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ;
б) Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.
8. Ведущие центры международного коммерческого арбитража. Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма.
Решение типовых ситуаций:
1. При рассмотрении спора по иску французской компании "Compagne Generale des Faux" и ее аргентинской дочерней компании "Compana des Aguas del Aconquija, S.A." к Республике Аргентина МЦУИС отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что концессионный договор, был заключен с аргентинской провинцией Тукуман, а не с Республикой Аргентина. Кроме того, концессионный договор предусматривал разрешение спора в административном суде провинции Тукуман. Истец ссылался на обязательства Республики Аргентина, вытекающие из двустороннего соглашения между Аргентиной и Францией о защите капиталовложений, а также на тот факт, что Аргентина является участницей Вашингтонской конвенции. Кроме того, по утверждению истца, Аргентина обладает достаточными полномочиями, чтобы вмешаться и методами административного воздействия заставить провинцию исполнить заключенный договор. МЦУИС не согласился с аргументами истца, признав, что провинция является стороной в концессионном договоре, который предусматривает иную процедуру разрешения споров, в частности в административном суде провинции.
Проанализируйте данное дело и ответьте на вопрос, как в российском законодательстве решена проблема разрешения споров с участием государства и его административно-территориальных образований. Дайте оценку юридической силы Московской конвенции 1972 г «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из экономического и научно-технического сотрудничества», устанавливающую обязательность арбитражного порядка разрешения споров между хозяйствующими организациями стран - участниц Конвенции.
2. Российское ООО (ответчик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об отмене решения МКАС при ТПП РФ по спору между ним и японской фирмой, ссылаясь на отсутствие у МКАС при ТПП РФ компетенции по рассмотрению данного спора. Контракт между сторонами предусматривал рассмотрение споров по нему арбитражем в соответствии с Российско-Японским коммерческим арбитражным соглашением, т.е. не содержал прямого указания на рассмотрение споров в МКАС. Соглашение между ТПП РФ и Японской коммерческой арбитражной ассоциацией 1995 г. рекомендовало физическим и юридическим лицам, занятым в торговле и инвестициях между Российской Федерацией и Японией, включать в их контракты арбитражную оговорку об урегулировании споров арбитражем в соответствии с Российско-Японским коммерческим арбитражным соглашением, что и было сделано сторонами контракта. Указанным соглашением предусмотрено, что местом арбитража будет являться, если стороны не договорились об ином, страна - местонахождения коммерческого предприятия – ответчика.
Есть ли у Арбитражного суда г. Москвы основания для отмены решения МКАС? При каких условиях ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением?
3. Македонская фирма обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о выдаче исполнительного листа на основании решения МКАС при ТПП РФ по спору между ней и российским открытым акционерным обществом, которое не было согласно с решением МКАС по мотивам отсутствия между сторонами третейского соглашения и по мотивам принятия МКАС решения по спору, не предусмотренному третейским соглашением. В частности, по мнению ОАО, третейские оговорки в контрактах содержат указания на разрешение споров действовавшими в момент их заключения третейскими судами и комиссиями, правопреемником которых МКАС не является. Контракты между сторонами от 1989 г. и 1992 г. содержали соглашения о передаче споров соответственно во Внешнеторговую арбитражную комиссию при ТПП СССР и во Внешнеторговую арбитражную комиссию при ТПП РФ. Как вы думаете, удовлетворил ли суд заявление о выдаче исполнительного листа?
3.4. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных материалов по учебной дисциплине. В целях более глубокого и качественного освоения учебной дисциплины, формирования и закрепления необходимых компетенций студенты могут проводить самостоятельную исследовательскую работу по актуальным теоретическим и практическим вопросам международного частного права, так как отдельные темы курса в силу ограниченного количества учебных часов не получили детального освещения на практических занятиях, но представляют интерес для отечественной юридической науки и практики.
Студенты по согласованию с преподавателем вправе выбрать для самостоятельного изучения одну или несколько тем для написания эссе или реферата. При изучении любой дополнительной темы студент, прежде всего, должен ознакомиться с существующей по ней учебной, монографической литературой и нормативными материалами. Перечень необходимых источников содержится в списках литературы и нормативных материалов настоящей программы и может быть уточнен по рекомендации преподавателя. Избранные темы могут обсуждаться на практических занятиях в интерактивной форме: в форме диспутов, коллоквиумов, деловых игр.
Образовательные технологии
Для студентов очной формы обучения:
Сем-р
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Кол-во часов
|
| Практические занятия
| Индивидуальные задания, презентации и практика публичных выступлений по теме «Международные организации по унификации МЧП и результаты унификации» (подготовка и представление компьютерных презентаций по крупнейшим международным организациям)
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Проблемы, связанные с применением иностранного права»
| 1,5
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Юридические лица в МЧП»
| 1,5
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Государство как субъект международного частного права»
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Договорные обязательства в МЧП. Внешнеэкономические сделки (ВЭС)»
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Право трансграничных перевозок грузов и пассажиров»
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Брачно-семейные отношения в МЧП»
| 1,5
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Интеллектуальная собственность в МЧП»
| 1,5
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Международный коммерческий арбитраж»
|
|
| ИТОГО
|
|
|
Для студентов заочной формы обучения:
Семестр
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Кол-во часов
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Договорные обязательства в МЧП. Внешнеэкономические сделки (ВЭС)»
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Международный коммерческий арбитраж»
|
|
| ИТОГО
|
|
| Для студентов заочной формы ускоренного обучения:
Семестр
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Кол-во часов
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Договорные обязательства в МЧП. Внешнеэкономические сделки (ВЭС)»
|
|
| Практические занятия
| Разбор конкретных ситуаций и case-study по теме «Международный коммерческий арбитраж»
|
|
| ИТОГО
|
|
| 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов используются:
– тестирование на основе тестовых заданий, разработанных кафедрой; тестовые задания регулярно обновляются в целях учета новейших изменений в международном частном праве;
– подготовка студентами рефератов и эссе, по темам, согласованным с кафедрой;
– выполнение студентами курсовых проектов по темам, приведённым далее.
5.1. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС
В ходе преподавания дисциплины применяется бально-рейтинговая система (БаРС). При этом максимально возможное количество баллов по дисциплине составляет 100. Из них максимально 40 баллов студент может получить на экзамене, за работу на практическом занятии до 2 баллов, за выполнение дополнительных заданий до 2 баллов, а также по 5 баллов за каждый рубежный контроль по итогам модуля.
Задания для контрольных работ студентов заочной формы обучения
В соответствии с планом изучения курса международного частного права предусматривается выполнение студентами заочного отделения контрольной работы. Кафедра предлагает пять тем, из которых студент по желанию выбирает одну.
При подготовке и написании контрольной работы студентам следует изучить и проработать нормативные акты, научные статьи, монографии и учебные пособия, указанные в библиографии, программу курса, задания к темам контрольных работ и другие материалы по теме, опубликованные в рабочей программе. Также при подготовке контрольной работы целесообразно использовать Бюллетень международных договоров (ежемесячное издание), журналы «Lex Russica», «Государство и право», «Московский журнал международного права», «Международное публичное и частное право» и др.
Положительно оценивается работа, если она содержит следующие компоненты: сведения о состоянии доктрины по исследуемой проблеме; анализ и примеры из рекомендованного нормативного материала; примеры из практики; изложение собственной позиции автора в виде оценки доктрины при сопоставлении позиций различных авторов (двух-трёх источников учебного или монографического характера), в виде анализа возможных пробелов в нормативном материале, а также в виде сформулированных выводов в заключении работы.
Кафедра предостерегает студентов от механического переписывания текста научных статей или соответствующих глав из учебников при написании контрольной работы. В случае необходимости цитирования материалов доктрины, периодической печати, нормативных актов и др., включая изложенные в Интернете, следует делать сноски и ссылки (в тексте, внизу страницы или в конце работы), а также пояснения, почему эти положения приведены в контрольной работе. Дополнительные методические указания даны отдельно к каждой теме контрольной работы.
Помимо глав, раскрывающих тему, структура контрольной работы предполагает также наличие плана, краткого изложения основных выводов в заключении, перечня использованных нормативных и научных источников. Объём контрольной работы: 12-15 листов компьютерного набора, 1 стр.=1800 символов через 1,5 интервала.
В случае обнаружения факта полного заимствования текста из литературных источников или из другой контрольной работы, отсутствия в работе анализа нормативных актов и примеров из практики, выявления у автора проблем в обращении с понятийным и научным аппаратом, нарушения формальных требований к работе, представленная на проверку контрольная работа возвращается студенту на переработку с резолюцией “не зачтено”.
|