Обратная связь
|
Традиционная система выбора гуру не бюрократична
Традиционная система получения статуса гуру не похожа на бюрократическую систему посвящения в духовный сан в современных религиях. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур предостерегал от бюрократизма.
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в Шри Чайтанья Шикшамрите (стр.242), что Путана представляет ложного гуру. Очевидно, в сампрадайе гаудия-вайшнавизма не желают видеть лживых людей, претендующих на роль гуру. Может показаться, что один из способов избежать этого – это установить бюрократический контроль. Однако, в своём комментарии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что бюрократическая система при посвящении в духовный сан не является способом обеспечить появление квалифицированных гуру:
«Настоящие замечания сделаны не из какого-либо намеренного противодействия посвящению в духовный сан. Исходная цель признанных церквей мира не всегда может вызывать возражения… Но никакое автоматическое регулирование не имеет ценности даже для такой цели. Истинный проповедник – это не продукт и не подобие любой автоматической системы… Простое следование неизменным доктринам и ритуалам не поможет человеку понять истинный дух доктрины или ритуала.»
(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist, or Shree Sajjanatoshani,“Putana”, часть 1, издание, напечатанное в январе 1932)
Некоторые преданные могут не принимать в расчет эти слова Шрилы Сарасвати Тхакура, памятуя о том мнимо противоречивом факте, что он основал и возглавлял духовную организацию. Однако, это было бы ошибкой. Описывая должным образом квалифицированную духовную личность, Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Никакая система в его руках не сможет выродиться в безжизненный механизм». Поэтому Сарасвати Тхакур не отвергает все системы. Какая-то система должна оставаться, но она должна, насколько возможно, походить на традиционную систему выбора гуру, с минимальной степенью бюрократизма. Нам не следует необдуманно бросаться в подражание бюрократическим системам посвящения в духовный сан, которые мы наблюдаем в современных религиях.
Шрила Прабхупада также возражал в своих трудах против официально назначенных гуру:
«Те, кто склонен заблуждаться, временами принимают наставников или духовных учителей из ряда священнослужителей, которые были формально назначены по законам земной (материальной) жизни. Таким образом, они вводятся в заблуждение этими официальными священниками.»
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, текст 17.185)
Шрила Прабхупада также многократно предостерегал против чрезмерной централизации и бюрократизации ИСККОН.
«Забудь о централизации и бюрократии.»
(письмо Карандхаре, Бомбей, 22 декабря 1972)
«Движение сознания Кришны предназначено для тренировки людей быть независимо мыслящими и компетентными во всех отраслях знания и действия, а не для разведения бюрократии. Как только появится бюрократия - все будет испорчено.»
(письмо Карандхаре, Бомбей, 22 декабря 1972)
Мы приводим здесь эти предупреждения не для того, чтобы сказать, что существующая система полностью неверна, или что гуру, прошедшие через эту систему, – это просто официальные священники. Однако, мы считаем, что было бы улучшением, если бы система утверждения гуру в ИСККОН более походила на традиционную систему и менее напоминала современные системы назначения официальных священников. Мы не выступаем за отказ от любого организационного контроля над процессом утверждения и выбора гуру. Некоторый минимальный организационный контроль всегда должен присутствовать. Мы всего лишь говорим о том, что было бы лучше сделать упор на подготовку преданных, чтобы выбирать подходящего гуру путём личного испытания как основной системы, с последующим применением организационного контроля, чтобы скорректировать итог в случае, если был сделан неверный выбор.
Децентрализованная и небюрократическая организационная форма объединения ученика и гуру во взаимном испытании соответствует данным Шрилой Прабхупадой и Шрилой Сарасвати Тхакуром критериям, и минует ловушки, о которых они упоминали. Возможно, главным подводным камнем здесь остаётся то, что когда человек начинает принимать учеников, у других предстоящих учеников создаётся впечатление, что гуру таким образом уже «проверен»; и поэтому они зачастую забывают о должном процессе взаимного испытания.
Нам следует также отметить, что существуют религиозные и светские организации, имеющие децентрализованную и небюрократическую форму. Такая форма не является анархией. Некоторые из этих организаций весьма эффективны в достижении своих целей и защите своих основных принципов.
Опять-таки, ИСККОН проявляет обоснованную заботу о тех, кто представляет его и может официально принимать учеников. Однако, руководители ИСККОН также обязаны исполнять этот долг в соответствии с гуру, садху и шастрами. Существует достаточно предостережений против бюрократизма и централизации, чтобы заключить, что предписанную нам заботу о чистоте и преданности гуру можно осуществлять децентрализованными и небюрократическими способами
«Бхакта Джо»
Один из доводов противников децентрализованной системы - это довод «Бхакта Джо». Те, кто выдвигает этот довод, убеждены, что бхакт Джо или бхактин Мэри совершенно неспособны нести непосредственную ответственность за выбор гуру (хотя гуру, садху и шастры утверждают, что ищущие ученики несут непосредственную ответственность за свой выбор). Мы обращаем внимание тех, кто приводит довод «Бхакта Джо» на следующие моменты: (1) Если мы не можем научить наших бхакту Джо и бхактин Мэри отличать истинного гуру от дыры в стене, или если они недостаточно умны, чтобы научиться этому, мы стоим перед большой проблемой. Им следует узнать о квалификации истинного гуру из шастр, садху и гуру, и затем принять собственное решение, и сделать это лучше всего, основываясь на рекомендованном процессе личного общения с действующими гуру или предстоящими гуру, имеющими хорошую репутацию в ИСККОН. (2) ШКС также рекомендует бхакте Джо советоваться со старшими преданными об выборе гуру и (3) в крайнем случае, если даже после обстоятельного обучения и консультации, бхакта Джо принимает решение, которое оказывается неверным, тогда в дело вмешивается организация, чтобы исправить ситуацию, приняв меры против недостойного гуру; во всяком случае, это то, что уже происходит на практике (т.е. это присутствует в рамках и существующей системы – прим. пер.).
ШКС не считает, что экзаменационная проверка этих пунктов необходима, но следует требовать, чтобы претенденты прочли подготовленную нами брошюру или прослушали лекции по этому материалу.
Общие рекомендации
Из гуру, садху и шастр мы узнаём, что долг стремящегося ученика испытывать предстоящего гуру в течение года. Чтобы помочь воплотить этот принцип на практике, ДжиБиСи, возможно, прислушается к следующим рекомендациям:
1) ДжиБиСи должен ясно и последовательно утверждать, что преданные могут выбрать своим гуру любого квалифицированного преданного, имеющего хорошую репутацию, не ограничиваясь теми, кто уже инициирует.
2) ДжиБиСи должен рекомендовать, чтобы преданный, следуя своему сердцу, уму, изучению священных писаний и советам доверенных старших преданных старался тщательно выбирать себе гуру. И когда у него есть какое-то указание (вариант?), он должен очень внимательно изучить квалификацию этого человека в свете шастр, не предполагая, что он квалифицирован уже тем, что ему дано позволение исполнять эту роль.
3) ДжиБиСи должен уведомить новых претендентов, что передача ответственности за испытание гуру не соответствует традиции и потому рискованна. На жаждущего ученика и предстоящего гуру возложен груз ответственности применить все возможные меры, чтобы принять всесторонне обоснованное решение, за которое они, в конечном счёте, лично ответственны.
|
|