Коллективно-творческое дело (КТД) Направление «Поколение XXI века»
Коллектив. Стадии развития коллектива.
Коллектив – это группа людей, имеющих общие ценности, взгляды, цели, способность к саморазвитию.
Признаки коллектива
1. общая социально значимая цель
2. общая совместная деятельность
3. отношения ответственной зависимости
4. общий выборный руководящий орган
Стадии развития коллектива
1. Песчаная россыпь – в таком коллективе каждый как песчинка: вроде, все вместе и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы или просто не решаются, а может, и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к «рыхлости», «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит.
2. Мягкая глина – в группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. По своей инициативе редко приходят друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, часто ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его некому поддержать.
3. Мерцающий маяк – формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты - «смотрители» маяка, кто не дает погаснуть огню – организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью, но ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей. Не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не часто вносятся предложения. Видны проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4. Алый парус – здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного» Дружеское участие заинтересованность делами друг друга сочетаются принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив. Все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Группа сплоченная, но бывают такие моменты, когда она не готова идти навстречу бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
5. Горящий факел – ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Проявляются все качества,
которые видны на ступени «Алый парус». Бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.
Примечание: не всегда скорость движения коллектива по этой «лестнице» зависит от возраста его членов. В основном, это зависит от организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.
Лидер. Стили руководства лидера
Лидер-это человек, имеющий высокий авторитет среди компании, друзей, товарищей
Лидерство-это способность влиять на людей таким образом, чтобы они работали на достижение цели
Классификация лидеров
Ø По направлению деятельности:
ü Созидатель (работает в интересах людей)
ü Разрушитель (в своих личных интересах)
Ø По отношению к общественным нормам:
ü Социальный
ü Асоциальный (против общества)
Ø По сфере деятельности:
ü Деловой
ü Эмоциональный
Ø По характеру деятельности:
ü Универсальный
ü Ситуативный
Ø По функциям реализуемой деятельности:
ü Вдохновитель
ü Инициатор
ü Организатор
ü Эрудит
ü Умелец
ü Генератор эмоционального настроения
Стили руководства лидера (по Лутошкину А.Н.):
Разящие стрелы- лидер требовательный, жесткий, настойчивый, призывающий. Единолично принимает решения, настойчиво добивается их исполнения. Подходит для коллектива, находящегося на стадии развития «песчаная россыпь» и «мягкая глина»
Плывущий плот – коллектив самостоятелен, лидер (уступчивый, соглашающийся) не вмешивается. Подходит для коллектива, находящегося на стадии развития «горящий факел».
Возвращающийся бумеранг – лидер (советующийся, консультирующийся) подает идею, коллектив развивает ее. Подходит для коллектива, находящегося на стадии развития «мерцающий маяк».
Снующий челнок – коллектив работает по группам, лидер (уговаривающий, просящий) ходит от одной группы к другой. Подходит для коллектива, находящегося на стадии развития «алый парус».
Стиль руководства
1. Авторитарный
Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Суть данного стиля заключается в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним.
Либеральный
Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.
Демократический
Это наиболее распространенный стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений. Лидер поощряет взаимодействие членов группы - приобретение чувства защищенности и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.
Коллективно-творческое дело (КТД)
КТД - это общая (совместная) деятельность единого коллектива; способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
- это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Цель: воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и друзьях, работать самостоятельно.
Цель: формировать представление об окружающей действительности, потребность в образовании, способствовать интеллектуальному развитию.
Цель: развивать художественно-эстетические вкусы, художественное мышление; реализовать индивидуальные задатки и способности.
Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, укреплять здоровье, приобщать к физической культуре.
Этапы коллективно-творческого дела(по И.П. Иванову)
1. подготовительный этап или предварительная работа;
2. коллективное планирование;
3. коллективная подготовка дела;
4. проведение дела;
5. коллективное подведение итогов;
6. ближайшее последействие.
|