ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Важную роль в повышении эффективности физического вос-\ питания играет физкультурное оборудование: инвентарь, посо-
бия, игрушки. Оно подбирается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему на основе медико-педагогических исследований.
Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений, например, при обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др.
Физкультурное оборудование подбирается на основе возрастных особенностей, физической подготовленности детей, при этом задания постепенно усложняются.
Так, упражнения в лазании вначале проводятся на наклонных лесенках-стремянках, невысоких вертикальных лесенках, затем на гимнастических стенках, веревочных лестницах, по шесту, канату и т.д.
Для упражнений в равновесии используются длинные шнуры, набор досок разной длины и ширины, дощечки-кирпичики, наклонные доски, гимнастические скамейки разной высоты; на участках — пеньки, бревна разновысокие и т.д.
Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движений.
Разнообразное оборудование можно использовать для закрепления и совершенствования основных движений:
мостик-качалка — ходьба по ребристой поверхности, ползание, подлезание, раскачивание;
обруч — катание, выполнение 6 общеразвивающих упражнений, метание (вертикально подвешенный или положенный на пол);
рейки — удобные для укрепления горизонтальной струны, на которую помещаются шарики, укрепленные на вертикальных струнах, для тренировки ребенка при обучении игры в теннис;
шнуры — подвешенные на разной высоте, применяются для выполнения упражнений подпрыгивания, перешагивания, подлеза-ния, подползания и др.
Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу. Для выполнения общеразвивающих
упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др., что повышает их влияние на организм.
Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др.
Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.).
Упражнения с использованием физкультурного оборудования
развивают психофизические качества: ловкость — при пробегании
г между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс,
> ринго, щитобол и др.; силу — при перетягивании каната, упраж-
; нениях на перекладине и т.д.
Важную роль в развитии глазомера, координации движений I играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом. Использование мячей разного размера существенно повышает пси-! хофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, t оздоровление организма. Наряду с овладением ребенком «школой мяча», которая способствует разностороннему его развитию, сня-I тию мышечных зажимов, корректирует психофизическое и эмо-I циональное состояние, в последние годы в дошкольных учреждениях появились специаяьные реабилитационные мячи: хоппы, фит-бол и др. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма. Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования.
Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т.д.
Любопытные пособия предлагают японские ученые научного центра физического воспитания детей от 3 до 6 лет. На основе большой экспериментальной работы специалистов в области анатомии, физиологии, психологии и физического воспитания ими были предложены спортивные сооружения и разработан специ-
альный стандарт. Каждый спортивный снаряд устанавливается так, чтобы ребенок мог, стоя на полу, поднявшись на носки, дотянуться до перекладины п-образной полукруглой лестницы и т.д. При этом ему обеспечивается страховка и безопасность.
Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие:
1) раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем; спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели;
2) скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить «поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка;
3) выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина;
4) взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, про-лезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин;
5) взобраться на конструкцию; перевороты вперед и назад, обернув перекладину подолом юбки; перевороты вперед и назад,*за-бросив одну ногу на перекладину; многократные перевороты, занося ноги над головой, — вращающаяся конструкция;
6) висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками, — п-образные лестницы;
7) хождение по воде; передвижение ползком; ползание крокодилом; брызгание водой; болтать ногами, лежа грудью или держась руками за бортик; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн;
8) взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь;
9) прятаться, сидя на корточках, проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);
10) перепрыгивание; ползанье, хождение боком, хождение прямо — бревно;
11) пролезать между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница.
Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных
конструкций; роликовые коньки; ракетки для настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи или резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др. В физкультурном зале размещают крупное оборудование: гимнастическую стенку, приставные лестницы (с зацепом), ■гимнастические скамейки, скаты, доски и т.д. Важно, чтобы у де-■гей был свободный доступ к снарядам и необходимое простран-■ство для проведения подвижных игр.
Мелкие физкультурные пособия (мячи, мелкие кегли и т.д., ■подвески для обручей, подставки для палок и обручей) и трибуны щадя игр хранятся во встроенных шкафах или специально отведен-
■ ном вблизи зала помещении.
В групповых комнатах дошкольного учреждения выделяется
физкультурная зона, где располагается мелкий инвентарь, ат-
Врибуты, игрушки, обручи, скакалки, шнуры и другие пособия,
активизирующие самостоятельную двигательную активность ре-
I бенка.
На физкультурной площадке оборудуют задернован-Нное поле для проведения общеразвивающих упражнений и под-
■ вижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, щиты для отби-I вания мяча, полосы препятствий, зону для спортивных игр. Для нгр с мячом (бадминтон, малый теннис) делается совместная пло-■щадка. Стойки имеют приспособление для опускания сетки. К стенке ■прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с
■ колесиками. Стойки могут состоять из труб разного размера, диа-Iметра (4 и 5; 6 и 7 см), они выдвигаются одна из другой или кре-Впятся на шарнирах. Высота сетки в верхнем положении определя-Вется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в ■бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивает-■ся в 3—5 см от земли.
Для игры в баскетбол площадка делается наполовину меньше ■по сравнению со взрослой. У боковой линии надо иметь несколько ■щитов с кольцами на разной высоте для обучения детей элементам игры. Здесь же можно установить вертобол, щитобол, ринго.
Теннисные столы делаются раскладными, с помощью ножек ■регулируется их высота. Крышка состоит из двух щитов, соединен-■ных рояльными петлями, ножки стола объединяются между собой ■попарно и делаются откидными. Ракетки должны иметь массу 120— ■130 г.
Для обучения плаванию строят или приобретают надувные плес-■кательные и плавательные бассейны.
В зимнее время устраивают снежные валы, лабиринты, полосы ■препятствий, снежные дорожки (хорошо, если они цветные), гор-
ки, снежную крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др. Оборудуется каток, прокладывается лыжня, отводится место для игры в хоккей.
На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Физкультурное оборудование делается прочным, безопасным для ребенка, ярким и эстетичным.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности планирования работы по физическому воспитанию ребенка?
2. Какие сотрудники дошкольного образовательного учреждения принимают участие в физическом воспитании ребенка?
3. Назовите формы организации методико-педагогического контроля за физическим воспитанием.
4. В чем состоят особенности работы воспитателя с семьей?
5. Перечислите физкультурное оборудование для участка в детском саду.
Часть третья
РАБОТА МЕТОДИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Глава 1
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА
3.1.1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Профессиональной подготовке специалистов по физической культуре ребенка уделяется значительное внимание на факультетах дошкольной педагогики и психологии в высших учебных заведениях, готовящих кадры как для работы в дошкольных педагогических колледжах, так и для управленческой, методической деятельности в департаментах народного образования и дошкольных образовательных учреждениях.
Работа методиста по физической культуре — сложный, многогранный процесс, который требует комплексного решения оздоровительных, образовательных задач в тесной взаимосвязи с достижениями медико-биологических, психолого-педагогических и специальных наук.
Настоящий специалист по физической культуре ребенка дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терминологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с задачами занятия и особенностями физических упражнений.
Творчески применяя приобретенные в процессе обучения в университете знания, методист должен быть готов наглядно продемонстрировать и теоретически обосновать разнообразные методы и приемы работы с ребенком.
Все формы организации двигательной деятельности ребенка осуществляются в тесном контакте с заведующим, с воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом, помощниками воспитателей и инструктором по плаванию дошкольного образовательного учреждения, а также с родителями.
3.1.2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы воспитателей с литературой и другими материалами. В нем подбираются теоретические и практические методические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляется картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д.
В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный мате-" риал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортивных праздников и досуга, организации самостоятельной двигательной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи.
В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, материал которых оформляется и анализируется. В методическом кабинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; оборудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (обручей, палок, шестов, кольцебросов,' мячей и т.д.); создаются альбомы о лучших спортсменах страны и представляются многие другие наглядные пособия.
Специалист по физической культуре детей дошкольного возраста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортивных и подвижных игр.
3.1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Повышению качества работы по физической культуре педаго-I гов с ребенком способствует организация разнообразных форм I работы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др.
Индивидуальные консультации проводятся методи-I стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате-■ля и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации I разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен-Ёком.
Групповые консультации проводятся методистом по I специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих I уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение I физическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движе-I ний, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым ! нарушается принцип осознанности; и т. п.
Исходя из данных недочетов намечается следующий план кон-[' сультаций:
1) тема консультации;
2) основные вопросы;
3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме- I тодики проведения поэтапного разучивания физических упражне ний возможна с использованием видеофильмов);
4) обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе ( консультаций;
5) заключение методиста;
6) рекомендация литературы по данной теме. Семинар-практикум. Эта форма повышения квалифика ции проводится для молодых воспитателей. Продолжительность
I практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при про-| ведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольно-I го образовательного учреждения недостаточно используют в своей | работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют мето-[ дическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать про-I блемы в этой области, составляется примерный план практикума: I проводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. I На этот практикум отводится 6—10 часов.
После каждого практического занятия участникам семинара I предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи-
щ 12 Степаненкоиа 337
зуются открытые занятия с последующим их обсуждением, просматриваются и анализируются видеозаписи занятий.
Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия.
Проблемный семинар. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.
Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.
Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.
Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы.
Участники семинара планируют организацию опытной работы'.* Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.
Вся работа проходит по календарному плану.
В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.
Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении».
Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам.
Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.
Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.
Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физичес-I кой культуры ребенка.
Глава 2
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
|