Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 6. Гуманистическая психология и астрология

В течение последнего десятилетия возродился интерес к личностным и субъективным аспектам жизни. Этот подход в психологии, который был назван "третьей силой" или "гуманистической психологией", заметно отличается от более механистических моделей человека, созданных предыдущими поколениями психологов.

Хотя гуманистическая психология развивается быстрым темпом и все больше влияет на другие сферы психологических исследований, многие психологи старой школы все еще считают ее недостаточно точной и "научной". Гуманистическая психология является более всесторонним и холистическим подходом к психике и эмоциональной жизни человека, чем большинство других подходов, обычно используемых в этой сфере. Эта всесторонность и акцент холизма и субъективности, естественно, затрудняют присоединение легко измеримых, объективно подтверждаемых данных. Однако есть один психологический инструмент, удовлетворяющий потребность гуманистической психологии в точной системе человеческих различий и психологических типов, - это астрология.

Чем отличается гуманистическая психология от других подходов к пониманию природы человека? Прежде всего, все приверженцы гуманистической психологии верят в целостность и потенциал для роста каждого индивидуального человека. Как пишет психолог Карл Роджерс:

...субъективный человек имеет первостепенную значимость и ценность: неважно, к какой категории он может быть отнесен или как оценен, он, прежде всего, человек. Он не машина, не скопление связей стимул-реакция, не объект и не пешка.

Другой психолог, Морис Термелин, пишет:



В отличие от научных целей, к целям гуманистической психологии не относятся ни предсказуемость, ни контроль. В сущности, чем более успешной бывает психотерапия, тем менее предсказуемым становится человек, потому что его косность уменьшается, а спонтанность и творчество возрастают.

То, что Термелин говорит о гуманистической психологии, может показаться противоречащим акценту предсказания, который характерен для популярного представления об астрологии и некоторых видов астрологической практики. Однако в сфере гуманистической астрологии акцент падает на человека, а не на определенное "событие". Как писал главный представитель гуманистической астрологии, Дэйн Радьяр, "не события происходят с людьми, а люди происходят с событиями". Это решающее различие между гуманистической астрологией и другими видами астрологии. Аналогичным образом, весь акцент в гуманистическом подходе к физическим или психологическим состояниям "болезни" меняется с осознания, какого рода проблему имеет человек, на какой человек имеет проблему.

Другой важный новый акцент в гуманистической психологии заключается в том, что потенциал человека к творчеству и самоактуализации считается более существенным, чем его ограничения, аномалии и трудности с социальным приспособлением. В сущности гуманистическая психология - это единственный популярный подход, признающий уникальность человека и индивидуальный тон существования, факторы, с которыми имеет дело и астрология. Представитель гуманистической и экзистенциальной психологии Ролло Мей определяет "бытие" как индивидуальный "паттерн потенций" и говорит, что "эти потенции будут разделяться с другими людьми, но в каждом случае они будут формировать уникальный паттерн в каждом человеке". Эту цитату вполне можно отнести к индивидуальной карте рождения (гороскопу), так как астрологическая карта рождения символизирует уникальный "паттерн потенций".

Одним из наиболее активных сторонников гуманистического подхода к психологии является Джеймс Бугенталь, автор книги "Сложные проблемы гуманистической психологии". В одной из своих статей Бугенталь пишет:

Сделать заявление об отдаленной галактике значит сделать заявление о себе. Выдвинуть "закон" взаимодействия массы и энергии значит выдвинуть гипотезу о своем способе существования в мире. Сделать описание микроорганизмов на слайде значит изложить соображения о человеческом опыте... Гуманистический психолог... признает этот основной субъективизм всего опыта в качестве своей сферы стремлений. Я хочу этим сказать, что любое заявление, которое мы делаем о мире ("внешнее"), - это неизбежно заявление, связанное с нашей теорией о себе ("внутреннее")... Предельная субъективность всего, что мы можем назвать объективным, выражена многими писателями... Возрождение гуманистической психологии означает, что научное внимание опять направлено на первостепенное значение субъективного.

В этой цитате Бугенталь обрисовывает свое видение холистической природы вселенной, которая является основной философской предпосылкой астрологии. Далее Бугенталь описывает, в чем он видит основную цель гуманистической психологии:

Основная цель гуманистической психологии - подготовка полного описания того, что значит быть живым человеческим созданием. Это, конечно, не та цель, которая когда-либо будет полностью достигнута, однако важно осознавать характер этой задачи. Такое полное описание будет, непременно, включать опись природных дарований человека; его потенциал чувств, мышления и действий; рост, эволюцию и закат; взаимодействие с различной окружающей обстановкой...; диапазон и разнообразие возможного для него опыта; его место во вселенной.

Поскольку Бугенталь не знаком с использованием и точностью астрологии, он, несомненно, не осознает, насколько близко достижение этой цели. Используя астрологию как психологическое орудие, все пункты, перечисленные в приведенной выше цитате, могут быть прояснены и систематизированы всесторонним образом при сохранении в то же время открытости и потенциала для индивидуального роста, который так важен для гуманистической психологии. Бугенталь также затрагивает вопрос предсказуемости:

...гуманистическая психология стремится так описать людей и их опыт, чтобы они смогли лучше предсказывать и контролировать собственные переживания (и, следовательно, сопротивляться контролю других).

Эта цель в точности совпадает с целью гуманистической астрологии, изложенной Дэйном Радьяром в его многочисленных трудах. Эта предсказуемость никоим образом не противоречит предпосылке индивидуальной свободы человека, так как важная и основная свобода заключается в выборе собственного отношения к данному набору обстоятельств. Как пишет психолог Карл Роджерс:

... это внутренняя, субъективная, экзистенциальная свобода, которую я наблюдал. Это бремя ответственности за то "Я", каким человек решает быть. Это осознание человека, что он представляет собой процесс развития, а не статический конечный продукт... Второй момент в определении этого переживания свободы заключается в том, что она существует не как противоречие к картине психологической вселенной, а как дополнение к такой вселенной. Правильно понятая свобода - это осуществление человеком упорядоченной последовательности своей жизни. Как говорит Мартин Бубер: "Свободный человек... верит в судьбу и верит в то, что она нуждается в нем". Он действует сознательно, свободно, ответственно, чтобы играть свою значимую роль в мире, определенные события которого проходят через него, через его добровольный выбор и волю.

Мы говорим о свободе, которая существует у субъективного человека, свободе, при которой индивидуум решает наиболее полно выразить себя, играя ответственную и добровольную роль в осуществлении определенных событий своего мира. Это переживание свободы - наиболее значимое развитие для моего клиента, которое помогает ему стать человеком, найти понимание с другими и быть личностью.

Один из немногих недостатков гуманистического подхода к психологии сегодня заключается в том, что она пытается сохранить открытую, всестороннюю позицию по отношению к индивидуальной личности, не определяя ограничений относительных и постоянно меняющихся категорий, однако эти категории абсолютно необходимы, чтобы достичь описательной точности и теоретической уверенности, которые входят в окончательную цель гуманистической психологии. Мы обнаруживаем, что значительная часть гуманистической психологии остается набором абстрактных позиций или общим подходом, а не развитием точной и полезной теории личности и человеческого роста. Многие сторонники гуманистической психологии не решаются принять какой-либо набор стандартов или процедур для распознавания различных человеческих типов, потому что они видели, что такие теории в прошлом использовались просто для поддержки общественной морали конкретного исторического периода и со временем выродились в серьезные затруднения в психотерапии. Многие приверженцы гуманистической психологии сегодня активно вовлечены в исследование значимости трансцендентного, мистического или "трансперсонального" опыта. Такое исследование приводит их к столкновению с метафизическими вопросами и реальностями, а знакомство с этим уровнем опыта делает все более очевидной несостоятельность старых теорий личности. Поэтому я полагаю, что единственный универсальный стандарт ссылок и жизненных ситуаций, обеспечивающий основу для современной гуманистической психологии, - это сама вселенная с ее неизменяемыми паттернами, циклами и ритмами. Это вид гуманистической астрологии, которую развивал Дэйн Радьяр в течение последних сорока лет, личностно-ориентированной, а не событийно-ориентированной астрологии, астрологии, задуманной как язык, использующий циклическое движение небесных тел в качестве символов, передающих людям непосредственное и практически применимое понимание основных паттернов, которые структурируют индивидуальное и коллективное существование. Такая астрология, т.е. имеющая главным образом дело с формой и структурой целого, обеспечивает значимую основу для психологии, рассматривающей в основном "содержание" персонального опыта. При рассмотрении в таком широком контексте и в такой перспективе относительно универсального фона повседневные переживания обычной жизни и случающиеся время от времени кризисы, формирующие новые фазы роста, становятся более понятными и более значимыми.

Как пишет Радьяр:

Суть заключается в том, чтобы уметь увидеть, как все, что происходит в любой момент времени, вписывается в общий паттерн или структуру вашего существования.

Те, кто рассматривают все в жизни как хаос и абсурдность, разрушают здоровье и жизнеспособность человека (как показали эксперименты Виктора Франкла). То, что человеку нужно больше всего, чтобы быть здоровым - это чувство смысла. Осмысленность определяется как прохождение через ряд фаз, которые, будучи связанными друг с другом, становятся системой отсчета для всего, что происходит в вашей жизни. Показать человеку осмысленность его жизни - это наиболее важное, что может сделать астрология...

Астрология значима, потому что она может продемонстрировать, что сама жизнь прибегает к осмысленной интерпретации.

Причина дурной репутации астрологии в научных и академических кругах в течение последних десятилетий заключается в том, что большая часть астрологии (и почти вся популярная астрология) по-прежнему интересуется предсказанием определенных событий, а не внутренней жизнью индивидуального человека. Важный шаг, предпринятый гуманистической астрологией Радьяра, - это смещение акцента с внешнего мира событий на внутренний мир персонального опыта и роста. Различные "предсказательные" техники, такие как прогрессии или транзиты, по-прежнему находят свое место в гуманистически ориентированной астрологии, но значение того, на что указывают эти технические приемы, меняется с детерминистического и бессмысленного действия судьбы на полную смысла возможность испытать и интегрировать новые аспекты бытия человека. Другими словами, периоды, указанные как критические (по анализу циклов, наиболее важных для индивидуального паттерна роста), рассматриваются как часть большего паттерна роста и самоактуализации. Поэтому даже трудный опыт приобретает позитивное, способствующее росту персональное значение. Радьяр объясняет этот новый акцент в астрологии следующим образом:

Если вы хотите, чтобы астрология продемонстрировала свою гениальность, вы должны сосредоточиться на том, что уникально в астрологии, чему она может придать наиболее полный смысл - это индивидуальная ситуация.

То, что вы стараетесь понять, - это значение ситуации как целого. Причина важности положений планет заключается в следующем: если вы осознаете, что вселенная является организмом в широчайшем смысле этого термина, тогда все, что происходит в системе интегрированной активности, имеет свое место и функцию в этой системе. Если вы хотите понять определенную точку во времени-пространстве в этой системе, вы должны рассмотреть ее относительно всей системы. Целостность системы постоянно находится в полифонической гармонии с жизнью индивидуума, который выделился из целого, став собой, маленьким целым, маленьким организмом. Всякий раз, когда что-то индивидуализируется и выделяется из целого, оно остается частью целого... Идея астрологии заключается в том, чтобы связать всю функциональную активность человека с десятью основными символами, или планетами, где каждая планета представляет определенное качество активности. Взятые вместе, они представляют набросок человека как целого.

В своей брошюре "Астрология для новых умов" Радьяр объясняет этот момент:

...каждая индивидуальная личность - это относительно независимое органическое целое, в котором множество сил динамически взаимодействуют друг с другом в соответствии с исходным и созидающим паттерном, устанавливающим его жизненную цель и его основное отношение ко всем другим целым во вселенной. Это органическое целое - индивидуальная личность - по существу не отличается от неизмеримо большего организованного Целого, которое мы называем вселенной. Действительно, индивидуальная личность представляет собой один отдельный аспект вселенского Целого, сфокусированный в конкретной точке пространства и, с точки зрения конкретной потребности в нем, в точный момент перехода в автономное существование. Это момент первого вдоха, потому что именно тогда основные ритмы существования индивидуума устанавливаются в рамках конкретного окружения.

Поскольку, как пишет Радьяр, "существенные элементы или основные побуждения в каждой организованной системе одинаковы" и поскольку люди на Земле являются частью того же целого, что и планеты в нашей солнечной системе, мы имеем основу для создания космического языка, подходящего для истинного образа существования человека и паттерна функционирования. В лекции, прочитанной на съезде американской федерации астрологов, Радьяр резюмировал то, что он считает наиболее важным применением астрологии:

...жить более сознательной и более понимающей жизнью с точки зрения более объективного осознания характера и относительных значений основных факторов, которые структурируют вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей. ...это путь мудрости.

Сегодня приверженцы гуманистической психологии пытаются создать психологию, которая акцентирует такие позитивные факторы, как самоактуализация, творчество, достижение высшего сознания и осознание непосредственным образом своего неотъемлемого "Я". Гуманистически ориентированный психолог, консультант или педагог может обрести в астрологии наиболее веское и полезное орудие, так как астрология дает нам язык, который точно описывает уникальную комбинацию универсальных факторов, действующих в каждом из нас.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.