Исследование разных видов памяти. Лабораторная работа№6
Строение головного мозга человека
Цель: изучить строение головного мозга человека
Оборудование: таблицы с изображением головного мозга человека и животных
Ход работы:
- Изучите строение головного мозга человека и подпишите на рисунке его основные структуры.
1 -
2 -
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9 -
10 -
- Определите характерные особенности строения больших полушарий головного мозга человека ( строение, поверхность, биологическое значение такого строения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Существуют ли различия в строении больших полушарий? Если да, отметьте их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как соединены большие полушария?
__________________________________________________________________________
- Определите черты сходства и отличия в строении больших полушарий и мозжечка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие отделы головного мозга образуют ствол мозга?
__________________________________________________________________________
В выводе отметьте черты сходства и различия головного мозга человека с мозгом позвоночных животных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АККОМОДАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА
Цель: с помощью простых исследований определить аккомодационную способность глаза человека.
Оборудование: лист плотной бумаги с отверстием диаметром 1 см посредине и написанными буквами по краям отверстия.
Ход работы:
1. Возьмите в правую руку лист бумаги с отверстием посредине и написанными буквами вокруг этого отверстия; держите его перед правым глазом на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы, написанные по краям отверстия, были четко видны, а через отверстие была бы видна классная доска с написанным на ней текстом. Левый глаз лучше закрыть.
2.По команде учителя прочитайте надпись на доске. Какими кажутся в это время буквы, написанные вокруг отверстия на бумаге?
___________________________________________________________________________
3.По заданию учителя внимательно смотрите на буквы, окружающие отверстие на листе бумаги. Каким кажется изображение на доске в это время?
__________________________________________________________________________
- В качестве вывода объясните результаты проведенных наблюдений.
Что такое аккомодация? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая структура глаза обеспечивает свойство аккомодации? ______________________
Что происходит во время этого процесса в структурах глаза? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните механизм аккомодации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
ВЫЯВЛЕНИЕ СЛЕПОГО ПЯТНА НА СЕТЧАТКЕ ГЛАЗА
Цель: различными способами научиться выявлять наличие слепого пятна на сетчатке глаза; изучить его анатомическое строение.
Оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.
Ход работы
1.На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 1 см, а справа от него, на расстоянии 8 см, поставьте крестик.
2.Держа перед собой на вытянутой правой руке лист бумаги с изображением круга к крестика, левой рукой прикройте левый глаз, а правым глазом все время смотрите на круг. Медленно приближайте к себе изображение до тех пор, пока крестик станет невидимым.
3. Переверните рисунок так, чтобы крестик был слева от круга и, закрыв правый глаз, рассмотрите левым глазом изображение, как описано в п. 2.
Если рассматривать предмет двумя глазами, то слепое пятно незаметно, так как зрительные ощущения состоят из изображений правого и левого глаза.
- В качестве вывода ответьте на вопросы:
Что такое слепое пятно?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Почему оно так называется?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Каково анатомическое строение слепого пятна?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
ТЕМА : ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГА СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Цель: научиться определять индивидуальный порог слуховой чувствительности.
Оборудование: ручные механические часы или секундомер, лента сантиметровая (линейка).
Ход работы
Работа выполняется попарно в помещении, где соблюдается тишина.
1.Возьмите в руку механические часы (или секундомер) и медленно приближайте их к своему уху. Когда услышите тиканье, остановите свою руку, а ваш напарник должен измерить расстояние, на котором находятся часы от вашего уха. Результат запишите в тетрадь.
Тиканье часов слышно на расстоянии __________см от уха.
Повторите опыт еще 2 раза на каждое ухо, найдите среднее значение
Полученное число надо считать условной величиной, так как громкость звука измеряют в децибелах.
| Правое ухо
| Левое ухо
| 1 опыт
|
|
| 2 опыт
|
|
| 3 опыт
|
|
| Среднее значение
|
|
|
2.В качестве вывода сравните свой порог слуховой чувствительности и вашего напарника.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От каких факторов зависит величина порога слуховой чувствительности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Цель: научиться выявлять безусловные рефлексы у человека, изображать рефлекторные дуги.
Оборудование: неврологический молоточек (или линейка, карандаш).
Ход работы
Задания выполняются попарно.
У человека можно пронаблюдать различные безусловные рефлексы. Выполните одно из предложенных заданий.
- Коленный рефлекс. Сядьте на стул, положите ногу на ногу и расслабьте мышцы. Найдите связку между коленной чашечкой и большой берцовой костью.
Неврологическим молоточком (линейкой или ребром ладони) нанесите легкий удар по сухожилию. Что при этом происходит?
При нанесении удара по сухожилию происходит _____________________ ноги в коленном суставе.
- Мигательный рефлекс.
- При выполнении работы соблюдатьособую осторожность!
Ваш напарник должен прикоснуться карандашом к брови или реснице вашего глаза. Что при этом происходит?
При прикосновении карандаша к брови или реснице глаза происходит __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Подпишите структурные компоненты рефлекторной дуги.
1 -
2 -
3 -
4-
5-
В качестве вывода объясните результаты проведенных наблюдений
Практическая работа №8
Исследование разных видов памяти.
Цель:познакомиться с разными видами памяти; научиться определять свою
двигательную, образную, смысловую память; осознать возможность развития памяти.
Оборудование и материалы: 12 предметов; карточки с 10 парами слов (одна карточка — пары слов, имеющих логичную связь, вторая карточка — пары слов, не имеющих логической связи), учебник.
Ход работы:
Исследование двигательной памяти:
- Запомните 5-7 движений учителя, показывающего их в определенной последовательности.
- Воспроизведите характер и последовательность движений, записывая их в том порядке, в котором показывал учитель:
1 ___________________________
2 ___________________________
3 ___________________________
4 ___________________________
5 ___________________________
6 ___________________________
7 ___________________________
3. Подсчитайте количество правильно и последовательно воспроизведенных движений и результат занесите в таблицу «Результаты исследований».
- Повторите упражнение за учителем 2-3 раза.
- Воспроизведите характер и последовательность движений после повторения, записывая их в том порядке, в котором показывал учитель:
1 ___________________________
2 ___________________________
3 ___________________________
4 ___________________________
5 ___________________________
6 ___________________________
7 ___________________________
- Подсчитайте количество правильно и последовательно воспроизведенных движений и результат занесите в таблицу «Результаты исследований».
Исследование образной памяти:
1. На протяжении 3-4 секунд внимательно рассмотрите 12 предметов, предложенных учителем.
2. Запишите названия предметов, которые запомнили:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подсчитайте количество предметов и результат занесите в таблицу «Результаты исследований».
Исследование смысловой (словесно-механической) памяти:
1. Прослушайте десять пар слов, не имеющих логической связи.
2. Воспроизведите по памяти и запишите слова правой половины ряда, когда учитель будет зачитывать слова левой половины:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подсчитайте количество правильно воспроизведенных пар слов (для этого учитель еще раз зачитывает пары слов).
4. Результат занесите в таблицу «Результаты исследований».
Исследование смысловой (словесно-логической) памяти:
1. Прослушайте десять нар слов, имеющих логическую связь.
2. Воспроизведите по памяти и запишите слова правой половины ряда, когда учитель будет зачитывать слова левой половины:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подсчитайте количество правильно воспроизведенных пар слов.
4. Результат занесите в таблицу «Результаты исследований».
Таблица «Результаты исследований»
Вид памяти
| Результат
| Двигательная
| до повторения
|
| после повторения
|
| Образная
|
| Словесно-механическая
|
| Словесно- логическая
|
|
В выводе дайте ответы на вопросы:
а) Что такое двигательная, образная и смысловая память?
б) Какое значение имеют внимание и повторение для процесса запоминания?
в) Какой объем механической и логической памяти вы имеете? Довольны ли вы таким результатом?
г) Какие пары слов вы запомнили лучше: с логической связью или без нее?
д) Можно ли развивать память?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №9
|