Требования образовательного стандарта ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»
Кафедра философии и культурологии
Сивков Д.Ю.
_____________________________________
(фамилия, инициалы автора)
ФИЛОСОФИЯ
______________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности
Государственное и муниципальное управление»
Управление персоналом
Психология
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от «01» сентября 2010г.
Заведующий кафедрой …………………………Д.Р. Яворский
|
Волгоград 2010 РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Требования образовательного стандарта
по учебной дисциплине «Философия»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
1.2. Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов целостного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс философии предполагает знакомство с основными концепциями реальности, человека и общества, взятыми в историческом развитии социально-политической и культурной жизни.
Целью является также формирование уровня теоретического мышления, освоения интеллектуального и духовного опыта человечества, использование этого опыта в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки специалиста является также обучение умению ориентироваться в сложных проблемах современности, формирование гуманитарной гуманистической культуры мышления и поведения.
Основными задачами данного учебного курса являются:
· Формирование представления о предмете философского знания, его структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении философии, ее методологических и культурных основаниях как в истории, так и в современном обществе.
· Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей философии в решении научных, социальных и экзистенциальных проблем человека и общества. Использование методологического арсенала классической и современной философии для решения практических и научных задач.
· Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на знакомстве с мировыми философскими традициями.
· Развитие способностей к исследовательской деятельности.
· Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению философского знания.
Изучение дисциплины «Философия» предусматривает включение следующих вопросов.
- Специфика философского знания. Основные этапы становления философии, ее исторические типы. Особенности восточной и западной философских традиций.
- Связь философии и других форм духовной деятельности: науки, религии, искусства, политики и т.д.
- Основные проблемы, направления и школы классической и современной философии.
- Философская онтология и метафизика как учение о природе и сущности бытия и его первоосновах.
- Гносеологические проблемы классической и современной философии. Становление научного метода в истории философии. Классические и современные методы научного и философского исследования: гипотетико-дедуктивный, аналитико-синтетический, диалектический, герменевтический, феноменологический, структуральный.
- Методологические и теоретические проблемы современной философии. Философия как методология частных наук.
- Природа человека. Классические и современные концепции человеческой природы. Сущность и существование человека. Человек в современном мире. Смысл человеческого бытия.
- Социальная философия. Основные социальные оппозиции в интеллектуальной и политической истории. Глобальные проблемы современного мира, подходы к их решению.
- Динамика исторического процесса. Целостность и единство истории, перспективы развития человечества.
- Роль, задачи и функции философии в современном обществе.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения предмета «Философия» студент должен знать:
1.Основные философские подходы к проблемам природы и общества в их отношении к человеку. Особенности западной, восточной и русской философских традиций.
2. Основные философские категории и термины .
3. Основные философские направления и школы
4.Основные типы и стили мышления.
5.Особенности и специфику современного этапа развития философии.
6.Методологические программы классической и современной философии, особенности философского анализа проблем.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
1. Выявлять основные проблемы, которые подлежат философскому анализу и выделять в них философские аспекты
2. Увидеть проблемы взаимодействия личности и общества в различных типах социальных систем.
3. Рассматривать любую проблему конкретно. То ест во взаимосвязи всех ее сторон.
4. Использовать методы философского анализа для решения частных задач.
Студент должен приобрести следующие навыки:
1. Разработки программ философского и социально-философского исследования.
2. Работы с текстами, использования методов герменевтики для чтения научных и философских текстов.
3. Поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете, обработки информации, содержащейся в текстах.
4. Обобщения, анализа и представления философского знания.
5. Самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности.
Дисциплина «Философия» находится на стыке гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин, опирается на знания студентов по истории, математике, истории естественных наук, экономике, информатике, лингвистике.
Междисциплинарные связи курса философии осуществляются при анализе исходных принципов, форм и методов научных исследований природы и общественных отношений, их преломлении и конкретизации в социальной практике
Тематический план:
на 2010 – 2011 год для студентов БкМ-100, БкС-100
| Тема занятия
| Лекции
| Семинары
| | Раздел 1. Античная и средневековая философия
|
|
| 1.
| Возникновение и ранний этап развития древнегреческой философии.
|
|
| 2.
| Антропологический поворот в философии: софисты и Сократ
|
|
| 3.
| . Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель
|
|
| 4.
| Философия эпохи эллинизма
| Самостоятельное
изучение
|
|
| Основные проблемы средневековой философии
|
|
|
| Раздел 2 Философия Возрождения и Нового времени.
|
|
| 6.
| Основные проблемы философии Возрождения
|
|
| Рационализм в философии Нового времени
|
|
| 8.
| Эмпиризм и механицизм в философии Нового времени
|
|
| 9.
| Критика субъекта в Новое время
|
|
|
| Раздел 3. Немецкая классическая философия
|
|
|
| Транцендентально-критическая философия Иммануила Канта
|
|
|
| Немецкая классическая философия: И.Г. Фихте и Ф.Й.В. Шеллинг
|
|
| 12.
| Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
|
|
| 13.
| Материализм Л. Фейербаха и К. Маркса
|
|
|
| Раздел 3. Неклассическая философия.
|
|
| 14.
| Иррационализм и философия жизни
|
|
| 15.
| Экзистенциализм.
|
|
| 16.
| Проблема бытия в философии М. Хайдеггера
|
|
|
| Неомарксизм и Франкфуртская школа философии
|
|
|
| Постмодерн и философия постструктурализма.
|
|
|
| Форма контроля:
| Экзамен
|
|
|