РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы по темам лекций
Задания для самоконтроля:
Неадекватное (искаженное) проявление сущности объекта:
А) явление;
Б) следствие:
В) закономерность;
Г) видимость;
Д) небытие.
Для объяснения теории идей Платон использовал:
А) миф о Демиурге;
Б) миф об андрогине:
В) миф о пещере;
Г) миф о Геракле.
В философии Г.В.Ф. Гегеля данный термин выражает отрицательные моменты в процессе диалектического развития:
А) тезис;
Б) антитезис;
В) синтез;
Г) снятие;
Д) антиномия.
Данный термин обозначает знание, предшествующее опыту и независимое от него:
А) априори;
Б) апостериори;
В) апория;
Г) антиномия.
Термин философии Эпикура, обозначающий душевное состояние как «отсутствие волнений»:
А) нирвана;
Б) апатия;
В) атараксия;
Г) бытие-к-смерти.
В стоицизме этот термин выражает способность мудреца не радоваться тому, что вызывает наслаждения и не испытывать страдания:
А) нирвана;
Б) бытие-к-смерти;
В) апатия;
Г) атараксия.
Философ, считавший, что у субъекта не может быть чувственного восприятия материи:
А) Дж.Локк;
Б) К.Маркс;
В) Дж. Беркли;
Г) И. Кант;
Д) Л. Фейербах.
Какие философы отождествляли Бога и природу:
А) Джордано Бруно;
Б) Бенедикт Спиноза;
В) Рене Декарт;
Г) Николай Кузанский;
Д) Фома Аквинский.
Философ, сформулировавший индуктивный метод познания природы:
А) Рене Декарт;
Б) Фома Аквинский;
В) Бенедикт Спиноза;
Г) Френсис Бэкон;
Д) Г.В.Ф. Гегель.
Принятие какого-либо знания без эмпирических и рациональных доказательств:
А) верификация;
Б) анализ;
В) эпистема;
Г) вера;
Д) агностицизм.
Понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и безграничное:
А) материя;
Б) субъект;
В) дух;
Г) идея;
Д) абсолют.
В философии Г.В.Ф. Гегеля заключительное звено развития духа, самосознание абсолютной идеи:
А) субъективный дух;
Б) объективный дух;
В) абсолютный дух.
Отвлечение от конкретных свойств предмета и получение о предмете новой информации:
А) дедукция;
Б) индукция;
В) абстракция;
Г) интуиция;
Д) формализация.
Древнегреческий философ, объяснявший космогонический процесс через взаимодействие трансцендентного ума (нуса) и мельчайших частиц (гомеомерий):
А) Анаксагор;
Б) Анаксимен;
В) Анаксимандр;
Г) Эмпедокл;
Д) Демокрит.
Древнегреческий философ, объяснявший космогонический процесс через «сгущение» и «разрежение»:
А) Демокрит;
Б) Анаксимен;
В) Анаксагор;
Г) Гераклит.
Процедура мысленного, а часто и реального расчленение целостного предмета:
А) анализ;
Б) синтез;
В) антитезис;
Г) деконструкция;
Д) эксперимент.
Противоречие между двумя суждениями, каждое из которых является в равной степени обоснованным:
А) аналогия;
Б) антиномия;
В) аллегория;
Г) анамнезис;
Д) антитезис;
Е) апория.
Собрание сочинений Плотина получило название:
А) «Энциклопедия философских наук»;
Б) «Левиафан»;
В) «Диалоги»;
Г) «Эннеады».
Конечный результат перехода от возможности к действительности в «Метафизике» Аристотеля:
А) перводвигатель;
Б) финальная причина;
В) нус;
Г) эманация;
Д) энтелехия;
Е) энергия.
Процесс перехода от возможности к действительности в «Метафизике» Аристотеля:
А) перводвигатель;
Б) финальная причина;
В) нус;
Г) эманация;
Д) энтелехия;
Е) энергия.
Перу Г.В.Ф. Гегеля принадлежат следующие произведения:
А) «Критика чистого разума»;
Б) «Энциклопедия философских наук»;
В) «Феноменология духа»;
Г) «Система трансцендентального идеализма»;
Д) «Наука логики».
Философ, предлагавший не бояться смерти, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»:
А) М. Хайдеггер;
Б) Анаксимандр;
В) А. Камю;
Г) З. Фрейд;
Д) Эпикур.
Связь между причиной и следствием устанавливается в силу привычки и веры:
А) Д. Юм;
Б) К.Г. Юнг;
В) Дж. Локк;
Г) Т. Гоббс;
Д) Эпикур.
Бессознательное является преимущественно коллективным и выражается в архетипах:
А) Д. Юм;
Б) Г.В. Лейбниц;
В) К.Г. Юнг;
Г) А. Шопенгауэр;
Д) З. Фрейд;
Е) Э. Фромм.
Ключевым понятием философии истории К. Ясперса является:
А) хитрость мирового разума;
Б) природа;
В) социальный антагонизм;
Г) осевое время.
Согласно Ф.Й.В. Шеллингу, искусство представляет собой:
А) равновесие сознательной и бессознательной деятельности;
Б) форму социального протеста;
В) подражание природным процессам;
Г) бессознательную деятельность Бога;
Философ, полагавший в качестве первоосновы мира «волю к жизни»:
А) Ф.Й.В. Шеллинг;
Б) Ф. Ницше;
В) А. Шопенгауэр;
Г) З.Фрейд;
Д) М. Шелер.
К атеистическим экзистенциалистам относятся:
А) М. Хайдеггер;
Б) А. Камю;
В) Ж.-П. Сартр;
Г) Г. Марсель;
Д) К. Ясперс.
К представителям религиозного экзистенциализма относятся:
А) М. Хайдеггер;
Б) А. Камю;
В) Ж.-П. Сартр;
Г) Г. Марсель;
Д) К. Ясперс.
Какие понятийные конструкции были разработаны в экзистенциализме:
А) экзистенция;
Б) конечность человеческого бытия;
В) субстанция;
Г) заброшенность;
Д) пограничная ситуация;
Е) трансцендентальный субъект;
Ж) абсолютная идея.
К Элейской школе философии относятся:
А) Парменид;
Б) Гераклит;
В) Мелисс;
Г) Эмпедокл;
Д) Зенон;
Е) Платон.
Выход человека за пределы вещественно-психической данности:
А) эманация;
Б) экстаз;
В) мимесис;
Г) анамнесис;
Д) энтелехия.
Философ, полагавший, что все вещи образуются как сочетание в определенных пропорциях четырех элементов – огня, воздуха, воды и земли:
А) Парменид;
Б) Анаксагор;
В) Демокрит;
Г) Эмпедокл.
Направление в гносеологии, признающее чувственный опыт источником знания:
А) идеализм;
Б) эмпиризм;
В) рационализм;
Г) деизм;
Д) фетишизм.
Философ, отрицавший существование «вещи в себе» и полагавший реальность продуктом деятельности «Я»:
А) И.Кант;
Б) Гераклит;
В) Р.Декарт;
Г) И.Г. Фихте;
Д) М. Хайдеггер.
Средневековый философ, активно развивавший философию Аристотеля:
А) Николай Кузанский;
Б) Уильям Оккам;
В) Фома Аквинский;
Г) Иоанн Скотт Эриугена;
Д) Ориген.
Ключевым вопросом философии является вопрос о «смысле бытия»:
А) М. Шелер;
Б) К. Маркс;
В) М. Хайдеггер;
Г) З. Фрейд.
М. Хайдеггер сущностью человеческого бытия полагал:
А) форма и материя;
Б) Бог;
В) абсолютная идея;
Г) временность.
Бытие сокрыто в языке, считал:
А) М. Шелер;
Б) К. Маркс;
В) М. Хайдеггер;
Г) З. Фрейд.
Психические процессы бессознательны, полагал:
А) М. Шелер;
Б) К. Маркс;
В) М. Хайдеггер;
Г) З. Фрейд.
Задача философии – интегрированное знание о человеке:
А) М. Шелер;
Б) К. Маркс;
В) М. Хайдеггер;
Г) З. Фрейд.
Основными принципами человеческого бытия М. Шелер предлагал считать:
А) сущность и явление;
Б) форму;
В) материю;
Г) жизненный порыв;
Д) дух.
Природные процессы Ф.Й.В. Шеллинг понимал через:
А) математические законы;
Б) действие перводвигателя;
В) единство природы и Бога;
Г) взаимодействие противоположно направленных сил.
Согласно Платону процесс познания представляет собой:
А) соединение идеи и вещи;
Б) отражение идеи в сознании;
В) вспоминание идей душой;
Г) самосознание духа.
По Канту способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов:
А) чистый разум;
Б) способность суждения;
В) трансцендентальная эстетика;
Г) практический разум;
Д) трансцендентальный субъект.
Выделите философов – представителей неоплатонизма:
А) Платон;
Б) Плотин;
В) Зенон;
Г) Прокл;
Д) Порфирий;
Е) Протагор.
Кому из философов-софистов принадлежит высказывание: «Относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса».
А) Протагор;
Б) Горгий;
В) Продик;
Г) Сократ;
Д) Платон.
Кому из философов-софистов принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей».
А) Протагор;
Б) Горгий;
В) Продик;
Г) Сократ;
Д) Платон.
Философ, считавшийся непосредственным учителем Платона:
А) Протагор;
Б) Аристотель;
В) Продик;
Г) Сократ;
Д) Плотин.
Философ, считавшийся непосредственным учеником Платона:
А) Протагор;
Б) Аристотель;
В) Продик;
Г) Сократ;
Д) Плотин.
Философ Нового времени, считавший «мышление» и «протяжение» атрибутами субстанции:
А) Г.В. Лейбниц;
Б) Б. Спиноза;
В) Дж. Беркли;
Г) Р. Декарт;
Д) Т. Гоббс.
Философ Нового времени, считавший «мышление» и «протяжение» характеристиками противоположных субстанций:
А) Г.В. Лейбниц;
Б) Б. Спиноза;
В) Дж. Беркли;
Г) Р. Декарт;
Д) Т. Гоббс.
Средневековый философ, которому предписывали выражение «Верую, ибо абсурдно»:
А) Августин;
Б) Боэций;
В) Тертуллиан;
Г) Абеляр.
Отметьте философов – авторов социальных утопий:
А) Платон;
Б) Ф. Бэкон;
В) Т.Мор;
Г) А. Шопенгауэр.
Согласно учению Г.В. Лейбница о познании:
А) не существует врожденных идей и принципов;
Б) существуют врожденные идеи и принципы;
В) существует только врожденная идея Бога;
Г) существуют врожденные идеи, кроме опытной идеи Бога.
Согласно учению Дж. Локка о познании:
А) не существует врожденных идей и принципов;
Б) существуют врожденные идеи и принципы;
В) существует только врожденная идея Бога;
Г) существуют врожденные идеи, кроме опытной идеи Бога.
К «простым идеям» Дж. Локк относил:
А) протяженность;
Б) цвет;
В) вкус;
Г) фигура;
Д) модус;
Е) субстанция.
К «составным идеям» Дж. Локк относил:
А) протяженность;
Б) цвет;
В) вкус;
Г) фигура;
Д) модус;
Е) субстанция.
По Локку познание является истинным в том случае, если:
А) идеи сообразны с действительностью;
Б) идеи являются мыслями Бога;
В) идеи существуют отдельно от вещей;
Г) идеи существуют в вещах.
Средневековый философ-номиналист – автор правила: «Не следует сущности умножать без необходимости»:
А) Аристотель;
Б) Иоанн Дунс Скот;
В) Иоанн Скот Эриугена;
Г) Николай Кузанский;
Д) Уильям Оккам.
Законы диалектики Г.В.Ф. Гегеля:
А) единства и борьбы противоположностей;
Б) достаточного основания;
В) непротиворечия;
Г) всемирного тяготения;
Д) отрицания отрицания.
Образ, используемый Парменидом для характеристики бытия:
А) вода;
Б) пирамида;
В) огонь;
Г) сфера;
Д) пещера.
По Аристотелю движущая причина, применительно к космосу в целом:
А) форма;
Б) материя;
В) перводвигатель;
Г) возможность;
Д) действительность.
Философ, разделивший общество на град земной и град Божий:
А) Гераклит;
Б) Платон;
В) Августин;
Г) Фома Аквинский.
Термин «теодицея» означает:
А) оправдание Бога;
Б) унижение Бога;
В) возвышение Бога;
Г) возвышение человека;
Д) соединение Бога и человека.
Термин «теодицея» был введен в 1710 г.:
А) И.Кантом;
Б) Г.В. Лейбницем;
В) Вольтером;
Г) Р.Декартом.
Философы-софисты:
А) Демокрит;
Б) Эмпедокл;
В) Протагор;
Г) Горгий;
Д) Сократ.
Термин агностицизм означает:
А) возможность познания действительности;
Б) принципиальную непознаваемость мира;
В) познание Бога;
Г) чувственное познание действительности.
К философам-агностикам традиционно относят:
А) Д. Юм;
Б) К.Г. Юнг;
В) И. Кант;
Г) К. Маркс.
Философ, использовавший в теории познания термин «антиномия»:
А) Д. Юм;
Б) К.Г. Юнг;
В) И. Кант;
Г) К. Маркс.
Философ, использовавший схему «тезис-антитезис-синтез»:
А)К. Маркс;
Б) К.Г. Юнг;
В) И. Кант;
Г) Г.В.Ф. Гегель.
Какие понятийные конструкции использовал Г.В.Ф. Гегель:
А) хитрость мирового разума;
Б) отрицание отрицания;
В) наука логики;
Г) абсолютная идея;
Д) субъективный дух.
Выражение a priori, используемое И.Кантом, означает:
А) знание, полученное до опыта;
Б) знание, получаемое в опыте;
В) невозможность получения знания о мире;
Г) частичное знание о мире.
Отметьте произведения, написанные Дж. Беркли:
А) «Трактат о началах человеческого знания»;
Б) «Три разговора между Гиласом и Филонусом»;
В) «Опыт новой теории зрения»;
Г) «Алсифрон, или Мелкий философ».
В философии Ф. Бэкона идолы, ограничивающие человеческое познание:
А) идолы рода;
Б) идолы пещеры;
В) идолы театра;
Г) идолы площади.
По Ф. Бэкону «идолы рода» выражают:
А) заблуждения в самой природе человека;
Б) заблуждения отдельного человека;
В) заблуждения толпы;
Г) заблуждения философов.
По Ф. Бэкону «идолы площади» выражают:
А) заблуждения в самой природе человека;
Б) заблуждения отдельного человека;
В) заблуждения толпы;
Г) заблуждения философов.
По Ф. Бэкону «идолы театра» выражают:
А) заблуждения в самой природе человека;
Б) заблуждения отдельного человека;
В) заблуждения толпы;
Г) заблуждения философов.
По Ф. Бэкону «идолы пещеры» выражают:
А) заблуждения в самой природе человека;
Б) заблуждения отдельного человека;
В) заблуждения толпы;
Г) заблуждения философов.
Кант термину «вещь в себе» придавал следующее значение:
А) мир, существующий независимо от субъекта;
Б) совокупность априорных форм;
В) Бога и свободу;
Г) непознаваемость действительности.
Категории, использовавшиеся Плотином для описания действительности:
А) Единое;
Б) эманация;
В) экстаз;
Г) абсолютная идея;
Д) трансцендентальный субъект;
Е) экстаз;
Ж) бессознательное.
В своей апории «Ахилл и черепаха» Зенон из Элеи доказывает:
А) бытие есть, а небытия нет;
Б) все изменяется;
В) все состоит из воды;
Г) движение невозможно;
Д) Ахилл – греческий воин.
Философ, предложивший понимать человека как машину:
А) Г.В. Лейбниц;
Б) Б. Паскаль;
В) Дж. Локк;
Г) Ф. Бэкон;
Д) Ж.О. Ламетри.
Понятие, означающее внутренне присущее предмету или процессу какое-либо свойство (закономерность):
А) материя;
Б) трансцендентное;
В) имманентное;
Г) дух;
Д) форма.
Философское направление, утверждающее алогичный характер бытия:
А) материализм;
Б) субъективный идеализм;
В) абсолютный идеализм;
Г) иррационализм;
Д) панлогизм;
Е) пантеизм.
Главные понятия в экзистенциализме А.Камю:
А) абсурд;
Б) бунт;
В) перцепция;
Г) апперцепция.
Отметьте труды, написанные немецким философом Г.В. Лейбницем:
А) «Этика»;
Б) «Новые опыты о человеческом разуме»;
В) «Монадология»;
Г) «Теодицея»;
Д) «Опыты о человеческом разуме».
Какие характеристики имеют монады в философии Г.В. Лейбница:
А) перцепция;
Б) субстанция;
В) апперцепция;
Г) интеграция;
Д) аппетиция.
«Предустановленная гармония» у Г.В. Лейбница – это понятие, выражающее:
А) апперцепцию;
Б) эманацию Единого;
В) движение духа;
Г) соединение формы и материи;
Д) взаимосвязь и согласованность в мире.
Произведение, по преданию принадлежавшее перу Гераклита:
А) «О природе вещей»;
Б) «Тимей»;
В) «О Вселенной, о государстве и богословии»;
Г) «Физика»;
Д) «Капитал».
Кому из философов-досократиков принадлежит фрагмент «путь вверх и вниз один и тот же»:
А) Гераклит;
Б) Демокрит;
В) Анаксагор;
Г) Платон.
Субстанция, по Декарту:
А) вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом;
Б) зависит в своем существовании от Бога;
В) материя в аспекте единства всех форм ее движения.
Г) форма вещи.
У Платона Демиург обозначает:
А) философа;
Б) друга Сократа;
В) злого демона;
Г) творца Вселенной;
Д) источник зла.
Чувственное познание, по Демокриту:
А) функция головного мозга;
Б) припоминание идей;
В) забвение своего Я;
Г) истечение атомов.
В истории философии диалектика понималась как:
А) достижение истины путем противоборства мнений;
Б) логическая операция расчленения и связывания понятий;
В) умение отыскивать противоположности в самой действительности;
Г) познание мира в его статичности.
|