РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С.В.ПОГОДИНА
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования
Регистрационный номер рецензии 170 от 28 апреля 2009 г. ФГУ «ФИРО»
2-е издание, исправленное и дополненное
Москва
Издательский центр «Академия» 2011
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина
Погодина С.В.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 352 е., [8] вкл. л.
ISBN 978-5-7695-8386-5
Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).
В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.
УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
Погодина С.В., 2010
Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
Оформление. Издательский центр «Академия», 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и концепции образования педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятельности детей, в том числе и изобразительную.
Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессионального образования обеспечить возможность приобретения обучающимися практического опыта в определении цели, задач, содержания, методов и средств руководства изобразительной деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится возможным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации процесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.
Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помогает обогатить новыми знаниями практическую деятельность будущего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апробированию теоретических положений, делая их педагогически активными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компетенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.
В этой связи представляется важным и значимым обеспечить будущих специалистов дошкольного образования необходимой системой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, философии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение отличает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.
Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включаться в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Будущему педагогу необходимо свободно владеть не только методическими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отображения окружающего мира, своих впечатлений о нем.
Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показано, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они могут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продиктован тем, что гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка.
Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной личностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия — бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изобразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.
Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобразительное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, техниками искусства является логическим продолжением ранее рассмотренного материала.
Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения представлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студентам бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА
Глава 1
|