Формы ознакомительной работы
Для того, чтобы дети усвоили основные компоненты изобразительной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.
Экскурсия— одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Однако не все сады имеют возможность содержать в штате специалиста-искусствоведа, который мог бы доступными средствами помочь ребенку проникнуть в мир живописи и графики, а педагоги не всегда обладают необходимым объемом знаний и умений. В этом случае экскурсия в музей или на выставку становится эффективной формой, обладающей рядом преимуществ. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют возможность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воздействие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведения, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошкольного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учреждениях.
На основании этого можно выделить специфику педагогической направленности музея в отношении детей дошкольного возраста:
- доступность коллекции музея восприятию детей дошкольного возраста;
- своеобразие среды конкретного музея и степень ее включенности в городское социокультурное пространство;
- взаимодействие музея с дошкольными образовательными учреждениями;
- организация экскурсий в музее профессиональными кадрами;
- включение музея в современный художественный процесс;
- активизация творческого потенциала ребенка на основе диалога с произведением искусства и материально-художественной деятельности;
- взаимодействие детского творчества и «взрослого» искусства.
Занятия, которые имеют следующие разновидности.
Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, подготовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Когда не всякое дошкольное учреждение имеет возможность посещать различные музеи, выставочные экспозиции, вернисажи, такой вид экскурсий может помочь в решении проблемы эстетического воспитания и творческого развития дошкольников. Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подбирает произведения искусства, которые наилучшим образом раскрывают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных коллекциях.
Разрабатывая виртуальные экскурсии, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим компоновать слайды с репродукциями сразу по возрастным группам. Это не означает, что произведения, рассматриваемые в средней группе, не должны демонстрироваться в старшей или подготовительной. Некоторые произведения необходимо включать в качестве объекта изучения на разных возрастных этапах для того, чтобы обеспечить более глубокое изучение отдельных сторон произведения, дополняя и расширяя уже накопленный опыт. В этом случае можно говорить о преемственности и последовательности освоения основ изобразительного искусства, поскольку возращение к предыдущему эмоционально-эстетическому опыту приводит к его закреплению и углублению.
Занятие-беседа с использованием репродукций. Многие детские сады не оснащены техническими средствами обучения в полной мере, поэтому для приобщения дошкольников к живописи и графике педагоги используют репродукции, реже картины. Дети имеют возможность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рассмотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репродукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошкольники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблюдениями с другими детьми и педагогом.
Однако количество больших, качественных репродукций в дошкольных учреждениях ограничено. Далеко не все сады имеют произведения зарубежных мастеров, которые могли бы использоваться в работе с дошкольниками, поэтому такой вид занятий отчасти становится ограниченным в плане вариативности содержания демонстрируемых произведений и их художественно-изобразительного своеобразия.
Занятие-беседа может быть:
- самостоятельной формой педагогического процесса, когда педагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;
- составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);
- формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.
Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.
Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать специфику художественно-изобразительных образов живописи. Это лучше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная атмосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.
При анализе произведений живописи и графики можно использовать определенную схему. Учитывая многожанровость этих видов искусства, необходимо выделить специфические особенности ознакомления с каждым жанром произведений живописи и графики.
Схема анализа жанровых композиций в произведениях живописи и графики такова:
Младший дошкольный возраст
1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (репродукцию)?
2. Как вы думаете, какое настроение она передает? Почему вы так решили?
3. Что изображено на картине? Какое событие?
4. Что изображено на натюрморте? (для натюрморта)
5. Какое время года изображено? (для пейзажа)
6. Какое время суток? (для пейзажа)
7. Какое состояние природы? (для пейзажа)
8. Что изображено на пейзаже? (природа, город, заводы...)(для пейзажа)
9. Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)
10. Кто изображен на портрете? (для портрета)
11. Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)
12. Какая у них поза? Что они делают? (для портрета)
13. Что в этой картине самое заметное, яркое? На что вы обращаете внимание?
14. А что в ней самое главное? Как вы догадались? Почему вы так решили?
15. Каким вам кажется это произведение (теплым или холодным; светлым или темным; ярким или бледным)?
16. Какие цвета и оттенки чаще всего использует художник в этом произведении?
17. Какие геометрические формы спрятались на картине?
18. Что в произведении является большим, а что маленьким?
19. Как вы думаете, если добавить (убрать) какой-либо элемент в произведении, что это изменит?
20. Где проходит линия горизонта в произведении?
21. А если мы мысленно разделим произведение пополам, то будут ли одинаковыми половинки?
22. Встречаются ли в произведении одинаковые элементы?
23. Есть ли в этом произведении что-то движущееся?
24. А как бы вы назвали это произведение?
25. А знаете, кто написал его?..
26. Понравилось ли вам произведение? Чем?
27. А хотели бы сами нарисовать что-то похожее?
Старший дошкольный возраст
1. Что вы чувствуете, когда видите эту картину (репродукцию)?
2. Какое настроение она передает? Почему вы так решили?
3. С помощью чего художник смог передать такое состояние?
4. Какое событие изображено в произведении?
5. Что изображено на натюрморте? Какие предметы? Как они сгруппированы? (для натюрморта)
6. Какое время года изображено? (для пейзажа)
7. Какое время суток? (для пейзажа)
8. Какое состояние природы? (для пейзажа)
9. К какому виду пейзажа можно отнести это произведение? (сельский пейзаж, городской, марина, ведута, интерьер?) (для пейзажа)
10. Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)
11. Кто изображен на портрете? (для портрета)
12. К какому виду можно отнести этот портрет? (для портрета)
13. Что находится вокруг предметов? Где они располагаются? (для натюрморта)
14. Можно ли в натюрморте встретить похожие элементы? (для натюрморта)
15. Где источник света? Что самое светлое (темное) в натюрморте? Как вы думаете, для чего художник сделал это? (для натюрморта)
16. Что в этой композиции самое заметное? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на это произведение?
17. Что в ней главное? А что второстепенное? Как вы это определили?
18. Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)
19. Какая у них поза? (для портрета)
20. Соподчинены ли элементы портрета друг с другом? (для портрета)
21. На каком фоне изображен герой (героиня, герои)? (для портрета)
22. Откуда направлен источник света? (для натюрморта)
23. Какие детали использованы в портрете? Для чего? Что они обозначают? (для портрета)
24. Какая колористическая гамма использована художником?
25. Каким вам кажется это произведение по тону (светлым или темным; ярким или бледным)? Как вы думаете для чего художник сделал его таким?
26. Какие цвета и оттенки чаще использует художник в этом произведении?
27. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие? Для чего?
28. В какую геометрическую форму можно заключить композиционный центр? Где он располагается?
29. Какие геометрические формы присутствуют в художественных образах?
30. Что в произведении имеет большую величину, а что маленькую?
31. Можно ли разделить эту композицию на части?
32. Соподчинены ли части произведения друг с другом?
33. Уравновешена ли композиция или нет?
34. Где проходит линия горизонта в произведении? С какой точки рисовал художник? Как вы определили?
35. Можно ли разделить произведение пополам? Одинаковыми ли будут его части?
36. Повторяются ли какие-либо элементы в произведении?
37. Какой ритм использовал художник? С помощью чего он его передал? Для чего?
38. Динамичной или статичной является композиция? С помощью чего художник добился этого?
39. Какой формат использовал художник? Для чего?
40. Какие материалы использованы художником?
41. К какому виду живописи относится это произведение?
42. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?
43. Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
44. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?
45. Как вы думаете, как называется это произведение?
46. Как вы думаете, для чего это произведение создано?
47. А знаете, кто написал его?..
48. Понравилось ли вам произведение? Чем?
49. Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?
В предложенных схемах есть общие вопросы (определение колорита, композиционных закономерностей, проблем перспективы и пропорции и др.), но есть и специфичные, характерные только для определенного жанра. В процессе ознакомления дошкольников с живописью и графикой необходимо уточнять общие вопросы в соответствии с рассматриваемым жанром. Например, колорит в произведениях пейзажа — это не одно и то же, что колорит в портрете. В каждом отдельном случае колорит имеет свое особое значение.
Необходимо начинать именно с обращения к эмоциональному настрою детей и заканчивать на этой же ноте. Дети воспринимают произведения изобразительного искусства первоначально эмоционально, и только потом прибегают к своему эстетическому опыту, анализируя структуру произведения в соответствии с возрастными особенностями.
Раскрывая произведение живописи, внимание детей обращается на цветовые отношения, поскольку именно они основополагающи для живописи. Благодаря только цвету можно раскрыть суть художественно-изобразительного образа. Обусловлено это тем, что цвет дошкольники выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям. Они постоянно рисуют, экспериментируют с цветом, легко чувствуют настроение, выраженное в произведении. Дети шестого года жизни способны воспринимать цвет как выразительное средство, раскрывающее основную идею произведения, оценивать эстетические достоинства картины.
Труднее детям дается анализ композиционного построения картины. Несмотря на то что они легко выделяют композиционный центр и понимают его суть, им трудно установить связь между композицией и характером образа, так как композиционные закономерности не всегда явственно вырисовывают образ. При целенаправленном обучении и систематическом ознакомлении дошкольники способны самостоятельно «прочитать» то, что художник пытался «рассказать» об идее произведения. Но такое умение формируется постепенно, с помощью квалифицированного педагога, который ненавязчиво помогает ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментарием анализа произведения.
Игра, которая имеет свои разновидности.
Сюжетно-ролевые игры.
«Мастерская». Дети делятся на художников и экспертов. Художники работают каждый в своем жанре, своей манере и выставляют свои работы, а эксперты организуют просмотры и дают оценку работам. В этой игре важно, чтобы дети научились выполнять разные роли (творцов и зрителей) и могли в полной мере ощутить, каким сложным бывает творческий процесс и насколько трудна роль эксперта.
«Художественная школа». Дети распределяют роли в соответствии со спецификой работы художественной школы. В школе есть директор, заместитель, бухгалтер, завхоз, охранник, уборщица, учителя и ученики. Играя, дети не только выполняют определенную социальную роль, но и участвуют в творческом, педагогическом процессе художественной школы.
«Галерея». Дети по очереди выполняют роли экскурсовода и посетителей. Для роли экскурсовода необходимо придумать свой рассказ о той или иной картине, чтобы заинтересовать посетителей. В этой игре дети не только опираются на имеющийся у них опыт, но и учатся самостоятельно рассуждать по поводу живописных или графических произведений.
Дидадктические игры. Эти игры самые разнообразные и многофункциональные, поскольку благодаря им происходит не только закрепление материала, но и первое знакомство дошкольников с живописью (графикой).
Виды дидактических игр.
Игра-пазл — распространенный вид игр, который применяется с целью закрепления представления детей о специфике того или иного произведения.
Сегодня в продаже есть игры, где, собрав пазлы в единое целое, можно получить репродукцию знаменитого произведения. Однако содержательная сторона игр не всегда соответствует возможностям и эстетическим потребностям детей дошкольного возраста. Например, практически отсутствуют игры-пазлы, выполненные по мотивам произведений книжной графики, в незначительном количестве встречаются произведения отечественных мастеров различных направлений и жанров. Поэтому целесообразно самим изготовить подобные игры. Для этого необходимо взять постер с картины или книжной иллюстрации, разрезать его на части и каждую часть покрыть лаком, термоклеевой пленкой или заламинировать, после чего дети смогут неоднократно собирать целостное изображение. Данная игра может быть усложнена так, чтобы одно и то же произведение использовалось детьми разных возрастов. Так, для малышей частички выполняются более крупные, для старших дошкольников — намного мельче.
Игра-вкладыш:
«Найди пару» (для детей разных возрастных групп). Цель — учить детей соотносить карточки с изображением произведений живописи (графики) и выделять в них общий признак (колористическую гамму; количество персонажей; характер композиции: открытая, закрытая; симметрия; динамика; линия горизонта; особенности перспективы: воздушная, линейная, обратная).
«Собери коллекцию» (для детей разных возрастных групп). Цель — учить детей находить из общего количества карточек (с изображением произведений), те, которые относятся к одному жанру или стилю, и группировать их.
«Закончи картину» (для детей разных возрастных групп). Дети должны найти недостающие элементы картины и вставить их в основное поле на соответствующее место. Сложность игры в том, что каждое произведение продублировано в нескольких колористических гаммах и соответственно в качестве недостающего элемента могут выступать одинаковые по содержанию, но разные по цвету карточки. Играющему ребенку необходимо учитывать это.
Игры с карточками:
«Шифровальщик» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель — учить детей с помощью карточек-символов составлять характеристику произведения, т.е. все отличительные стороны произведения обозначить через знак-символ. Игра коллективная. I вариант. Ведущий зашифровывает произведение, а все игроки угадывают, какое из имеющихся в наборе произведений зашифровано. II вариант. Каждый игрок зашифровывает свое произведение, а потом дети отгадывают, кто какое зашифровал.
«Волшебные краски» (для средней и старшей возрастных групп). Игра направлена на развитие у детей дошкольного возраста умения соотносить цветовые карточки с общим колоритом произведения. В набор входят карточки разных цветов и оттенков, а также репродукции произведений живописи и графики.
«Лото-галерея» (для разных возрастных групп). Суть игры — как можно быстрее и правильнее закрыть свои большие карточки маленькими карточками с репродукциями. Может быть несколько вариантов группировки репродукций (по жанрам, художникам, стилям).
«Четвертый лишний» (для разных возрастных групп). Набор состоит из множества карточек, с изображением живописных и графических произведений. Детям необходимо из предлагаемого ряда карточек определить произведение, которое не соотносится с остальными по какому-либо признаку.
«Электронная викторина» (для детей старшего дошкольного возраста). Оборудование — поле с микросхемами и два проводка, которые при соединении с нужными произведениями или их характеристиками зажигают лампочку при правильном ответе. Варианты игры: выделить произведения, относящиеся:
- к видам пейзажа;
- различным видам портрета;
- жанровым композициям;
- живописи и графике;
- определить основное выразительное средство в том или ином произведении.
Игры с игровым полем:
«Дорога в музей» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровое поле нанесены пути-дороги, по которым игроки движутся в музей, но дойти можно только в том случае, если правильно ответить на вопросы или задания.
«На выставке» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Основная задача — учить детей подбирать правильные карточки-ответы к различным ситуациям, возникающим в ходе экскурсии по разным залам, причем связаны в основном с поведением в музее.
Подвижные и малоподвижные игры.
«Краски для картины». Дети делятся на ведущего (продавца красок), «покупателя» и многочисленные «краски». «Покупатель» приходит в магазин и просит подобрать ему недостающую краску для картины. Выбрав ее, он расплачивается с «продавцом», но, чтобы заполучить «краску», ему необходимо ее догнать. Если «покупатель» не догоняет «краску», он сам становится «краской», а «краска» — «покупателем».
«Зазеркалье». Игра направлена на формирование умения у детей передавать в пластике сюжет той или иной картины. Ведущий выбирает определенное произведение живописи или графики, а участники распределяют роли так, чтобы вместе составить объемную картину.
Любая форма, используемая в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями живописи и графики, должна быть педагогически оправданной. Только в этом случае она будет эффективной. Знакомя с произведениями, важно не подменять занятие по ознакомлению занятием по развитию речи. Для этого нужно знать, что вы хотели бы донести до детей, рассказывая о каком- либо полотне, исключая формализм. Тогда дети смогут научиться по-настоящему читать живописные, графические образы, раскрывающие мир природы, мир искусства, рукотворный мир и мир ребенка.
Контрольные вопросы
1. Какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи?
2. Стоит ли знакомить дошкольников с произведениями авангарда?
3. Стоит ли дифференцировать произведения живописи и графики в соответствии с возрастом детей?
4. Нужно ли стремиться к заучиванию детьми названий произведений и их авторов?
5. Какие формы ознакомления с произведениями живописи (графики) можно использовать в работе с дошкольниками?
|