Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы ознакомительной работы

 

Для того, чтобы дети усвоили основные компоненты изобразитель­ной грамоты, важно осуществить комплексный и системный подход к организации данного вида деятельности. Комплексность состоит в том, чтобы методы и приемы ознакомительной работы использовать в комплексе. Системность заключается в том, что ознакомление осуществляется на основе обеспечения преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях с опорой на имеющийся опыт детей.

Экскурсия— одна из распространенных форм ознакомления с искусством, однако она не всегда включается в педагогический про­цесс дошкольного образовательного учреждения. Однако не все сады имеют возможность содержать в штате специалиста-искусствоведа, который мог бы доступными средствами помочь ребенку проникнуть в мир живописи и графики, а педагоги не всегда обладают необхо­димым объемом знаний и умений. В этом случае экскурсия в музей или на выставку становится эффективной формой, обладающей рядом преимуществ. Во-первых, в ходе экскурсии дети имеют воз­можность непосредственно воспринимать произведения живописи или графики. Это оказывает на них большое эмоциональное воз­действие. Во-вторых, на выставке можно увидеть такие произведе­ния, репродукции которых не всегда имеются в арсенале дошколь­ного учреждения. В-третьих, сама атмосфера музея ни с чем не сравнима, здесь дети учатся не только прочтению произведений, но и осваивают особые правила поведения в общественных учрежде­ниях.

На основании этого можно выделить специфику педагоги­ческой направленности музея в отношении детей до­школьного возраста:

- доступность коллекции музея восприятию детей дошкольного возраста;



- своеобразие среды конкретного музея и степень ее включен­ности в городское социокультурное пространство;

- взаимодействие музея с дошкольными образовательными учреж­дениями;

- организация экскурсий в музее профессиональными кадрами;

- включение музея в современный художественный процесс;

- активизация творческого потенциала ребенка на основе диа­лога с произведением искусства и материально-художественной дея­тельности;

- взаимодействие детского творчества и «взрослого» искусства.

Занятия, которые имеют следующие разновидности.

Занятие — виртуальная экскурсия. Специфика заключается в том, что дети посещают не реальную выставку, а виртуальную, под­готовленную с помощью технических средств обучения (слайд-шоу, видеофильма, слайдов). Когда не всякое дошкольное учреждение имеет возможность посещать различные музеи, выставочные экспо­зиции, вернисажи, такой вид экскурсий может помочь в решении проблемы эстетического воспитания и творческого развития до­школьников. Разрабатывая виртуальные экскурсии, педагог подби­рает произведения искусства, которые наилучшим образом раскры­вают запланированную тему. Они позволяют включить репродукции полотен разных авторов, размещенных в музеях мира и частных кол­лекциях.

Разрабатывая виртуальные экскурсии, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим компоновать слайды с репродукциями сразу по возрастным группам. Это не озна­чает, что произведения, рассматриваемые в средней группе, не долж­ны демонстрироваться в старшей или подготовительной. Некоторые произведения необходимо включать в качестве объекта изучения на разных возрастных этапах для того, чтобы обеспечить более глубокое изучение отдельных сторон произведения, дополняя и расширяя уже накопленный опыт. В этом случае можно говорить о преемственно­сти и последовательности освоения основ изобразительного искус­ства, поскольку возращение к предыдущему эмоционально-эстетическому опыту приводит к его закреплению и углублению.

Занятие-беседа с использованием репродукций. Многие детские сады не оснащены техническими средствами обучения в полной мере, поэтому для приобщения дошкольников к живописи и графике пе­дагоги используют репродукции, реже картины. Дети имеют возмож­ность непосредственно созерцать репродукцию, а не опосредованно через экран, соответственно они могут подойти к ней поближе, рас­смотреть ее, потрогать, чего нельзя сделать в других условиях. Репро­дукцию можно на какое-то время оставить в группе, чтобы дошколь­ники могли самостоятельно рассматривать произведение, открывая для себя какие-то новые стороны, а потом делиться своими наблю­дениями с другими детьми и педагогом.

Однако количество больших, качественных репродукций в до­школьных учреждениях ограничено. Далеко не все сады имеют про­изведения зарубежных мастеров, которые могли бы использоваться в работе с дошкольниками, поэтому такой вид занятий отчасти ста­новится ограниченным в плане вариативности содержания демон­стрируемых произведений и их художественно-изобразительного своеобразия.

Занятие-беседа может быть:

- самостоятельной формой педагогического процесса, когда пе­дагог продумывает ход беседы, вопросы и предполагаемые ответы, проблемные ситуации, активизирующие детей;

 

- составной частью другого занятия, например, по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В этом случае происходит интеграция нескольких видов деятельности (педагог, используя для раскрытия одной темы знания из разных областей, показывает детям, насколько эта тема многозвучна и многогранна);

- формой организации свободной деятельности детей, и тогда понятие «занятие» становится условным.

Использование технических средств обучения для демонстрации живописного полотна нельзя приравнивать к целостной экскурсии, так как в данном случае решаются другие задачи.

Занятие-развлечение позволяет в игровой форме изучать спец­ифику художественно-изобразительных образов живописи. Это луч­ше использовать для закрепления материала, когда у детей есть определенный опыт анализа живописных произведений. Развлечение характеризуется непринужденностью обстановки, не требующей большой концентрации внимания детей. Для изучения специфики произведений живописи или графики требуется несколько иная ат­мосфера, не исключающая игровых приемов, но не превращающая занятие в шоу.

При анализе произведений живописи и графики можно исполь­зовать определенную схему. Учитывая многожанровость этих видов искусства, необходимо выделить специфические особенности озна­комления с каждым жанром произведений живописи и графики.

Схема анализа жанровых композиций в произведениях живописи и графики такова:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (репродукцию)?

2. Как вы думаете, какое настроение она передает? Почему вы так ре­шили?

3. Что изображено на картине? Какое событие?

4. Что изображено на натюрморте? (для натюрморта)

5. Какое время года изображено? (для пейзажа)

6. Какое время суток? (для пейзажа)

7. Какое состояние природы? (для пейзажа)

8. Что изображено на пейзаже? (природа, город, заводы...)(для пейзажа)

9. Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)

10. Кто изображен на портрете? (для портрета)

11. Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)

12. Какая у них поза? Что они делают? (для портрета)

13. Что в этой картине самое заметное, яркое? На что вы обращаете внимание?

14. А что в ней самое главное? Как вы догадались? Почему вы так ре­шили?

15. Каким вам кажется это произведение (теплым или холодным; светлым или темным; ярким или бледным)?

16. Какие цвета и оттенки чаще всего использует художник в этом произ­ведении?

17. Какие геометрические формы спрятались на картине?

18. Что в произведении является большим, а что маленьким?

19. Как вы думаете, если добавить (убрать) какой-либо элемент в произ­ведении, что это изменит?

20. Где проходит линия горизонта в произведении?

21. А если мы мысленно разделим произведение пополам, то будут ли одинаковыми половинки?

22. Встречаются ли в произведении одинаковые элементы?

23. Есть ли в этом произведении что-то движущееся?

24. А как бы вы назвали это произведение?

25. А знаете, кто написал его?..

26. Понравилось ли вам произведение? Чем?

27. А хотели бы сами нарисовать что-то похожее?

Старший дошкольный возраст

 

1. Что вы чувствуете, когда видите эту картину (репродукцию)?

2. Какое настроение она передает? Почему вы так решили?

3. С помощью чего художник смог передать такое состояние?

4. Какое событие изображено в произведении?

5. Что изображено на натюрморте? Какие предметы? Как они сгруппи­рованы? (для натюрморта)

6. Какое время года изображено? (для пейзажа)

7. Какое время суток? (для пейзажа)

8. Какое состояние природы? (для пейзажа)

9. К какому виду пейзажа можно отнести это произведение? (сельский пейзаж, городской, марина, ведута, интерьер?) (для пейзажа)

10. Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)

11. Кто изображен на портрете? (для портрета)

12. К какому виду можно отнести этот портрет? (для портрета)

13. Что находится вокруг предметов? Где они располагаются? (для на­тюрморта)

14. Можно ли в натюрморте встретить похожие элементы? (для натюр­морта)

15. Где источник света? Что самое светлое (темное) в натюрморте? Как вы думаете, для чего художник сделал это? (для натюрморта)

16. Что в этой композиции самое заметное? На что вы прежде всего об­ращаете внимание, глядя на это произведение?

17. Что в ней главное? А что второстепенное? Как вы это определили?

18. Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)

19. Какая у них поза? (для портрета)

20. Соподчинены ли элементы портрета друг с другом? (для портрета)

21. На каком фоне изображен герой (героиня, герои)? (для портрета)

22. Откуда направлен источник света? (для натюрморта)

23. Какие детали использованы в портрете? Для чего? Что они обознача­ют? (для портрета)

24. Какая колористическая гамма использована художником?

25. Каким вам кажется это произведение по тону (светлым или темным; ярким или бледным)? Как вы думаете для чего художник сделал его таким?

26. Какие цвета и оттенки чаще использует художник в этом произведе­нии?

27. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие? Для чего?

28. В какую геометрическую форму можно заключить композиционный центр? Где он располагается?

29. Какие геометрические формы присутствуют в художественных обра­зах?

30. Что в произведении имеет большую величину, а что маленькую?

31. Можно ли разделить эту композицию на части?

32. Соподчинены ли части произведения друг с другом?

33. Уравновешена ли композиция или нет?

34. Где проходит линия горизонта в произведении? С какой точки рисовал художник? Как вы определили?

35. Можно ли разделить произведение пополам? Одинаковыми ли будут его части?

36. Повторяются ли какие-либо элементы в произведении?

37. Какой ритм использовал художник? С помощью чего он его передал? Для чего?

38. Динамичной или статичной является композиция? С помощью чего художник добился этого?

39. Какой формат использовал художник? Для чего?

40. Какие материалы использованы художником?

41. К какому виду живописи относится это произведение?

42. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?

43. Какую(ие) технику(ки) использовал художник?

44. Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?

45. Как вы думаете, как называется это произведение?

46. Как вы думаете, для чего это произведение создано?

47. А знаете, кто написал его?..

48. Понравилось ли вам произведение? Чем?

49. Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?

 

В предложенных схемах есть общие вопросы (определение коло­рита, композиционных закономерностей, проблем перспективы и пропорции и др.), но есть и специфичные, характерные только для определенного жанра. В процессе ознакомления дошкольников с живописью и графикой необходимо уточнять общие вопросы в со­ответствии с рассматриваемым жанром. Например, колорит в про­изведениях пейзажа — это не одно и то же, что колорит в портрете. В каждом отдельном случае колорит имеет свое особое значение.

Необходимо начинать именно с обращения к эмоциональному настрою детей и заканчивать на этой же ноте. Дети воспринимают произведения изобразительного искусства первоначально эмоцио­нально, и только потом прибегают к своему эстетическому опыту, анализируя структуру произведения в соответствии с возрастными особенностями.

Раскрывая произведение живописи, внимание детей обращается на цветовые отношения, поскольку именно они основополагающи для живописи. Благодаря только цвету можно раскрыть суть художе­ственно-изобразительного образа. Обусловлено это тем, что цвет дошкольники выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям. Они постоянно рисуют, экспериментируют с цветом, легко чувствуют на­строение, выраженное в произведении. Дети шестого года жизни способны воспринимать цвет как выразительное средство, раскры­вающее основную идею произведения, оценивать эстетические до­стоинства картины.

Труднее детям дается анализ композиционного построения кар­тины. Несмотря на то что они легко выделяют композиционный центр и понимают его суть, им трудно установить связь между ком­позицией и характером образа, так как композиционные закономер­ности не всегда явственно вырисовывают образ. При целенаправ­ленном обучении и систематическом ознакомлении дошкольники способны самостоятельно «прочитать» то, что художник пытался «рассказать» об идее произведения. Но такое умение формируется постепенно, с помощью квалифицированного педагога, который не­навязчиво помогает ребенку овладеть художественно-изобразительным инструментарием анализа произведения.

Игра, которая имеет свои разновидности.

Сюжетно-ролевые игры.

«Мастерская». Дети делятся на художников и экспертов. Худож­ники работают каждый в своем жанре, своей манере и выставляют свои работы, а эксперты организуют просмотры и дают оценку ра­ботам. В этой игре важно, чтобы дети научились выполнять разные роли (творцов и зрителей) и могли в полной мере ощутить, каким сложным бывает творческий процесс и насколько трудна роль экс­перта.

«Художественная школа». Дети распределяют роли в соответствии со спецификой работы художественной школы. В школе есть дирек­тор, заместитель, бухгалтер, завхоз, охранник, уборщица, учителя и ученики. Играя, дети не только выполняют определенную социаль­ную роль, но и участвуют в творческом, педагогическом процессе художественной школы.

«Галерея». Дети по очереди выполняют роли экскурсовода и по­сетителей. Для роли экскурсовода необходимо придумать свой рассказ о той или иной картине, чтобы заинтересовать посетителей. В этой игре дети не только опираются на имеющийся у них опыт, но и учат­ся самостоятельно рассуждать по поводу живописных или графиче­ских произведений.

Дидадктические игры. Эти игры самые разнообразные и много­функциональные, поскольку благодаря им происходит не только за­крепление материала, но и первое знакомство дошкольников с жи­вописью (графикой).

Виды дидактических игр.

 

Игра-пазл — распространенный вид игр, который применяется с целью закрепления представления детей о специфике того или иного произведения.

Сегодня в продаже есть игры, где, собрав пазлы в единое целое, можно получить репродукцию знаменитого произведения. Однако содержательная сторона игр не всегда соответствует возможностям и эстетическим потребностям детей дошкольного возраста. Например, практически отсутствуют игры-пазлы, выполненные по мотивам произведений книжной графики, в незначительном количестве встречаются произведения отечественных мастеров различных на­правлений и жанров. Поэтому целесообразно самим изготовить по­добные игры. Для этого необходимо взять постер с картины или книжной иллюстрации, разрезать его на части и каждую часть по­крыть лаком, термоклеевой пленкой или заламинировать, после чего дети смогут неоднократно собирать целостное изображение. Данная игра может быть усложнена так, чтобы одно и то же произведение использовалось детьми разных возрастов. Так, для малышей частич­ки выполняются более крупные, для старших дошкольников — на­много мельче.

Игра-вкладыш:

«Найди пару» (для детей разных возрастных групп). Цель — учить детей соотносить карточки с изображением произведений живописи (графики) и выделять в них общий признак (колористическую гамму; количество персонажей; характер композиции: открытая, закрытая; симметрия; динамика; линия горизонта; особенности перспективы: воздушная, линейная, обратная).

«Собери коллекцию» (для детей разных возрастных групп). Цель — учить детей находить из общего количества карточек (с изображени­ем произведений), те, которые относятся к одному жанру или стилю, и группировать их.

«Закончи картину» (для детей разных возрастных групп). Дети должны найти недостающие элементы картины и вставить их в основ­ное поле на соответствующее место. Сложность игры в том, что каж­дое произведение продублировано в нескольких колористических гаммах и соответственно в качестве недостающего элемента могут выступать одинаковые по содержанию, но разные по цвету карточки. Играющему ребенку необходимо учитывать это.

Игры с карточками:

«Шифровальщик» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель — учить детей с помощью карточек-символов составлять ха­рактеристику произведения, т.е. все отличительные стороны произ­ведения обозначить через знак-символ. Игра коллективная. I вариант. Ведущий зашифровывает произведение, а все игроки угадывают, какое из имеющихся в наборе произведений зашифровано. II вари­ант. Каждый игрок зашифровывает свое произведение, а потом дети отгадывают, кто какое зашифровал.

«Волшебные краски» (для средней и старшей возрастных групп). Игра направлена на развитие у детей дошкольного возраста умения соотносить цветовые карточки с общим колоритом произведения. В набор входят карточки разных цветов и оттенков, а также репро­дукции произведений живописи и графики.

«Лото-галерея» (для разных возрастных групп). Суть игры — как можно быстрее и правильнее закрыть свои большие карточки малень­кими карточками с репродукциями. Может быть несколько вариантов группировки репродукций (по жанрам, художникам, стилям).

«Четвертый лишний» (для разных возрастных групп). Набор со­стоит из множества карточек, с изображением живописных и графи­ческих произведений. Детям необходимо из предлагаемого ряда карточек определить произведение, которое не соотносится с осталь­ными по какому-либо признаку.

«Электронная викторина» (для детей старшего дошкольного воз­раста). Оборудование — поле с микросхемами и два проводка, кото­рые при соединении с нужными произведениями или их характери­стиками зажигают лампочку при правильном ответе. Варианты игры: выделить произведения, относящиеся:

- к видам пейзажа;

- различным видам портрета;

- жанровым композициям;

- живописи и графике;

- определить основное выразительное средство в том или ином произведении.

Игры с игровым полем:

«Дорога в музей» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровое поле нанесены пути-дороги, по которым игроки движутся в музей, но дойти можно только в том случае, если правильно ответить на вопросы или задания.

«На выставке» (для детей среднего и старшего дошкольного воз­раста). Основная задача — учить детей подбирать правильные карточки-ответы к различным ситуациям, возникающим в ходе экскурсии по разным залам, причем связаны в основном с поведением в музее.

Подвижные и малоподвижные игры.

«Краски для картины». Дети делятся на ведущего (продавца кра­сок), «покупателя» и многочисленные «краски». «Покупатель» приходит в магазин и просит подобрать ему недостающую краску для картины. Выбрав ее, он расплачивается с «продавцом», но, чтобы заполучить «краску», ему необходимо ее догнать. Если «покупатель» не догоняет «краску», он сам становится «краской», а «краска» — «покупателем».

«Зазеркалье». Игра направлена на формирование умения у детей передавать в пластике сюжет той или иной картины. Ведущий вы­бирает определенное произведение живописи или графики, а участ­ники распределяют роли так, чтобы вместе составить объемную картину.

Любая форма, используемая в процессе ознакомления детей до­школьного возраста с произведениями живописи и графики, должна быть педагогически оправданной. Только в этом случае она будет эффективной. Знакомя с произведениями, важно не подменять за­нятие по ознакомлению занятием по развитию речи. Для этого нуж­но знать, что вы хотели бы донести до детей, рассказывая о каком- либо полотне, исключая формализм. Тогда дети смогут научиться по-настоящему читать живописные, графические образы, раскры­вающие мир природы, мир искусства, рукотворный мир и мир ре­бенка.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи?

2. Стоит ли знакомить дошкольников с произведениями авангарда?

3. Стоит ли дифференцировать произведения живописи и графики в со­ответствии с возрастом детей?

4. Нужно ли стремиться к заучиванию детьми названий произведений и их авторов?

5. Какие формы ознакомления с произведениями живописи (графики) можно использовать в работе с дошкольниками?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.