На базе среднего (полного) общего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Центральный филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
Воронеж
2012 г.
Автор:
Первушина В.Н. доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № от _________ 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия __________ 2012 г., протокол № .
©Российская академия правосудия, 2012.
©Первушина В.Н., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………....8
Тематический план……………………………………………………………......9
Программа курса……………….…………………………………………….….12
Планы семинарских занятий…………………………………………………....21
Планы практических занятий………………….. …….………………………...53
Задания для выполнения контрольного задания………………………………60
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………...........................................63
Тематика докладов, сообщений, рефератов…………………………………...68
Примеры тестовых заданий ………………………………………... ………… 70
Список литературы………………………………………….…….……………106
Вопросы для подготовки к экзамену…….……………………………………108
Введение
Подготовка специалистов по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "Бакалавр") предполагает не только наличие у студентов знаний по дисциплине «Философия», полученных в рамках подготовки юристов, но и углубленное изучение современных вопросов культуры мышления, значимых для профессиональной деятельности юристов.
Учебный курс «Философия» занимает большое место в формировании общекультурных компетенций студентов юридических образовательных учреждений. Изучение философии позволяет также заложить основы мировоззрения, методологических подходов, необходимых для изучения других дисциплин, важных для специалистов с высшим образованием, призванных решать сложные профессиональные и социальные задачи. Значение курса обусловлено все более возрастающими требованиями к уровню квалификации сотрудников судебной системы.
В качестве учебной дисциплины философия играет важную роль в подготовке специалистов судебной системы. Содержание основных разделов философского знания находит отражение в тех квалификационных характеристиках выпускника, которые предполагают выработку умений правильно определять содержание основных правовых понятий, квалифицировать правонарушения, выдвигать судебные, оперативные, криминалистические, следственные и т.д. версии.
Основной целью курса философии является изучение ее места и роли в культуре, выработка научных понятий о философской картине мира, об основах нравственных категорий: свободы, ответственности, морали, права, и выработка критериев научности.
Учебная дисциплина «Философия» входит в базовую часть модуля Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл). Требования к начальным знаниям и уровню подготовки обучающегося предполагают формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, знание основных течений и школ современной философии. Данная дисциплина изучается параллельно с дисциплинами «Отечественная история», «Логика».
Задачи курса состоят в том, чтобы научить методологии правильного мышления для того, чтобы накапливать и транслировать новое знание, добиваться его эффективного усвоения, формировать активную жизненную позицию. Решение этих задач поможет подготовить грамотного специалиста, умеющего правильно, аргументировано вырабатывать, отстаивать и защищать свою точку зрения при решении профессиональных задач.
Требования к уровню подготовки:
Знать (ОК 6 -7,):
- основные темы по курсу «философия»
- логику становления и развития основных философских идей и их влияние на мировую цивилизацию
- основные категории философии, формирование культуры философского мышления
- исторические формы философии, закономерности развития философского знания
Уметь (ОК-11):
- понимать основные проблемы современности для активного участия в общественном диалоге
- уметь определять значимость анализа смысложизненных проблем для индивидуального бытия человека
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Философия» предъявляются компетенционные требования (общекультурные и профессиональные компетенции).
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК),невозможными без философии мышления юриста:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, философско - правового мышления и правовой культуры (ПК-1);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен
Владеть (ОК -8,9):
- целостным восприятием общественной жизни и активной жизненной позиции
- формировать ценностный компонент мировоззрения в процессе изучения курса
- развивать способность к самостоятельному мышлению;
- способствовать пониманию особенностей различных культур для образования способности к межкультурной коммуникации
- выявить наиболее важные проблемы современности для их глубокого изучения и философской оценки
- обозначить актуальные вопросы, стоящие перед индивидом и общество на современном этапе развития социума.
Структурно дисциплина состоит из 18 тем, в которых раскрывается содержание предмета философии, историко-философские учения, школы и направления, проблемы онтологии и теории познания. Особое место в курсе также занимают основы социальной философии, антропологии и футурологии. Основной учебный материал дается на лекционных занятиях, методы и приемы философского ведения дискуссий по разным темам философии отрабатываются на семинарских и практических занятиях, в том числе и в активных и интерактивных формах. Занятия строятся таким образом, чтобы студенты получили опыт интеллектуально-речевой практики.
При изучении дисциплины обязательным элементом является выполнение контрольного задания для студентов очной формы обучения и контрольной работы – для студентов заочной формы обучения.
Изучение курса завершается сдачей экзамена.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
(по учебному плану)
| Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования
| Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования
| Зачетные единицы - общая трудоемкость
| 3 з.е. –108 ч.
| 3 з.е. –108 ч.
(62–
переаттестовано)
| Всего аудиторных занятий
из них:
| 54
| 17
| Лекции
| 18
| -
| Семинарские
занятия
| 30
| 17
| Практические
занятия
| 6
| -
| Самостоятельная работа
| 54
| 29
| Форма итогового контроля
| зачет
| зачет
|
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
№
п/п
| Темы дисциплины
| Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
| Лек-
ции
| Семи-нары
| ПРЗ
| С /р
|
| Введение
Тема № 1 Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
|
|
|
|
|
| Раздел 1 История философии
|
|
|
|
|
| Тема № 2 Философия Древнего мира (Индия, Китай)
|
|
|
(интерактивная форма занятия)
|
|
| Тема № 3Античная философия
|
|
|
|
|
| Тема № 4Средневековая философия
|
|
|
|
|
| Тема № 5Философия эпохи Возрождения и Нового времени
|
|
|
|
|
| Тема № 6Классический этап философии Нового времени
|
|
|
(интерактивная форма занятия)
|
|
| Тема № 7Основные течения западноевропейской философской мысли Х1Х-ХХ1 вв.
|
|
|
|
|
| Тема № 8Русская философия
|
|
|
|
|
| Раздел II. Онтология и теория познания
|
|
|
|
|
| Тема № 9Философское учение о бытии
|
|
|
(интерактивная форма занятия)
|
|
| Тема № 10Теория познания (гносеология)
|
|
|
|
|
| Тема № 11Наука и научное познание
|
|
|
|
|
| Раздел III
Социальная философия и философская антропология
|
|
|
|
|
| Тема № 12Общество как объект философского анализа
|
|
|
|
|
| Тема № 13Детерминизм в развитии общества
|
|
|
|
|
| Тема № 14Сферы общественной жизни
|
|
|
|
|
| Тема № 15Философия истории
|
|
|
|
|
| Тема № 16Природа человека и смысл его существования
|
|
|
|
|
| Тема № 17Личность и общество
|
|
|
|
|
| Тема № 18Будущее человечества (философский аспект)
|
|
|
|
|
| Всего по курсу
|
|
|
|
|
| Форма итогового контроля - экзамен
| Тематический план
для студентов очной формы обучения
|