Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Было бы ошибкой противопоставлять одно другому и тем более утверждать, что гражданское общество возможно без взаимодействия с государством. Конституционное или правовое государство отличается от внеправового или полицейского главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Гражданское общество, с одной стороны, выступает опосредующим звеном между свободным индивидуумом и государством. С другой стороны, оно нуждается в обеспечении стабильности и конституционного порядка в обществе, в гарантиях прав и свобод личности со стороны государства.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима.

При тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества. При авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве. И только демократическийрежим в рамках конституционного порядка создает условия для функционирования и развития зрелого гражданского общества, равно как и для правового государства.

Несмотря на то, что в современных условиях не всегда просто провести четкую грань между гражданским обществом и государством, разделение социальной системы на гражданское общество и государство остается весьма актуальным.



Гражданское общество и государство представляют собой явления, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Содержание деятельности государства составляет реализация общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов. Средствами их реализации служат власть, принуждение, право. Содержание деятельности гражданского общества составляет реализация повседневных интересов индивидов. Средствами их реализации являются правовые и моральные нормы, убеждения, традиции, обычаи и т. д.

Основу государства составляют политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элиты, лидеры. Основа гражданского общества - свободный индивидуум с его неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он реализует свои права.

Политические партии, движения, группы давления, которые представляют интересы отдельных социальных групп граждан, входят в структуру гражданского общества, а также непосредственно участвуют в жизни государства, например, в выборах органов государственной власти, в деятельности представительных органов государства и т. д. То есть происходит переплетение, взаимное дополнение государства и гражданского общества.

Соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы. Например, переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Если взять англо-американскую модельконституционализма, то мы увидим, что она основана на свободе индивида и не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества.

В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма – евроконтинентальную. Евроконтинентальная модель основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности.

Российская модель означала создание институтов представительной власти при сохранении всей полноты её в руках монарха. По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления.

Вообще для России исторически была характерна бесконечная цепь государственного развития, основанная на властных принципах; правовом нигилизме по отношению к власти и человеку; господстве произвола; бесправности индивида; отсутствии свободы и самодеятельности всех слоев общества.

Требование прав и свобод на протяжении столетий в России отсутствовало. Это характерно как для самодержавного государства, так и для советского. Последнее же государство можно отнести к классически не правовому государству, как основанному на исключительно властных принципах при полном отсутствии прав и свобод.

Парламент как основной представительный орган в системе власти

парламент — это высший выборный законодатель­ный орган власти, осуществляющий представительство основных соци­ально и политически активных групп населения. Легитимность парла­мента обеспечивается общенародным избранием. Такое обоснование власти придает представительному органу верховный характер, право на законодательство и осуществление контроля за исполнительными органами, аппаратом государственного управления.

Функции парламента во многом зависят от формы правления, од­нако в целом парламенты осуществляют следующие виды деятельно­сти и управляющего воздействия на общество:

1) выражают общественное мнение (артикулируют надежды, ожи­дания, потребности людей, различных социальных слоев, политиче­ских объединений), в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа;

2) представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы (ранжируют, определяют приоритеты интересов, потреб­ностей) и защищают их на высшем уровне государственной власти;

3) законодательствуют, «творят» нормы права, а значит — про­гнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе;

4) формируют, утверждают бюджет, при этом не просто утвер­ждают расходную часть бюджета, но определяют в целом финансовую политику и изыскивают источники для его доходной части (через ко­митеты, комиссии и другие свои структуры). Финансовая функция — древнейшая. Еще в средневековой Англии борьба с королевским про­изволом велась парламентом на основе «бюджетного права». Отказы­вая королю в субсидиях, английский парламент через это добивался решающего участия в законодательстве;

5) формируют и утверждают (полностью или частично) состав правительства, верховного суда, генеральной прокуратуры, других высших должностных структур;

6) добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правитель­ства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импич­мент, политическую оценку и политическое обвинение).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.