Группы интересов и группы давления организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
В число таких групп входят:
§ профсоюзы рабочих и служащих;
§ фермерские (крестьянские) организации и союзы;
§ профессиональные ассоциации предпринимателей;
§ феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
§ союзы ветеранов;
§ философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
§ широкого и специализированного профиля;
§ представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
§ массовые и кадровые;
§ частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
§ во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
§ во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
1. Воздействие на саму власть.
2. Воздействие на партии, контролирующие власть.
3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
§ общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
§ управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
§ отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
§ изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
§ выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
§ представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
§ проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
§ организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
§ взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
§ шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Коррупция —крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.
Неправительственные некоммерческие организации, религиозные объединения
Местное самоуправление
Местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного и независимого уровня власти, принадлежащей народу и им же самим осуществляемой. Однако система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место, обладая определенной автономией. Местное самоуправление представляет собой ту специфическую «ветвь власти», которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения.
Принципы местного самоуправления:
1. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и поддерживается также развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст.133).
2. Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.
Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст.12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.
Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории.
Муниципальным органам, как властным учреждениям, присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований.
3. Принцип независимости органов местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4. Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.
5. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти.
6. Принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, скажем, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.
|