ТРУДНОСТИ С ОЦЕНКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭМОЦИЙ Пациента необходимо научить не просто распознавать свои эмоции, но и оценивать степень их интенсивности. У некоторых пациентов существуют дисфункциональные убеждения в отношении эмоций, например убеждение в том, что незначительный дистресс со временем непременно усугубляется и становится непереносимым. Научившись оценивать интенсивность эмоций, пациенты смогут проверить это и другие подобные убеждения.
Оценка интенсивности эмоций позволяет определить, эффективной ли оказалась работа с мыслями или убеждениями. Терапевт и пациент совместно решают, требует ли данная когниция (мысль или убеждение) дальнейшего вмешательства, оценивая снижение интенсивности связанных с ней негативных эмоций. Терапевт, пренебрегающий оценкой изменений интенсивности дистресса, может ошибочно решить, что вмешательство оказалось успешным, и преждевременно перейти к рассмотрению следующего вопроса. Также возможно и противоположное: терапевт будет инициировать дальнейшее обсуждение автоматической мысли или убеждения, не осознавая, что в этом нет необходимости.
Наконец, оценка интенсивности эмоций в конкретной ситуации помогает пациенту и терапевту определить, требует ли эта ситуация дальнейшего рассмотрения. Ситуация с меньшей эмоциональной нагрузкой может быть менее ценной в качестве предмета обсуждения, чем та, которая причиняет пациенту значительные душевные страдания и в процессе рассмотрения которой можно обнаружить важные убеждения пациента.
Т: Что вы почувствовали, когда подруга сказала: "Извини, сейчас у меня нет времени"?
П: Мне стало грустно.
Если 100% - это самая сильная грусть, которую вы когда-либо испытывали или можете себе представить, а 0 - это полное отсутствие грусти,
Выявление эмоций 129
насколько грустной вы были, когда подруга сказала: "Извини, сейчас у меня нет времени"?
П: Около 75%.
Пациентам, которым сложно определять интенсивность своих эмоций с помощью цифр, терапевт может предложить использовать такую шкалу.
0%
| 25%
| 50%
| 75%
| 100%
| Совсем не грустно
| Немного грустно
| Довольно
грустно
| Очень
грустно
| Самая сильная грусть,
Которую испытывал(а) или могу себе представить
|
Т: Вы скорее вспомните свои эмоции, если представите себя в той ситуации. (Пытается оживить воспоминания пациентки.) Теперь взгляните на эту шкалу. Насколько грустной вы были после встречи с подругой? Немного грустной? Довольно грустной? Очень грустной?
П: Где-то между "очень грустно" и "самая сильная грусть"...
Т: Где-то между 75 и 100% грусти? Какой может быть эта цифра?
П: Думаю, 80% грусти.
Если у пациента по-прежнему не получается оценить интенсивность своих эмоций, терапевт предлагает ему построить идиосинкразическую Шкалу интенсивности эмоций, чтобы применять ее в качестве образца в дальнейшей работе (рис. 7.3). Терапевт выбирает доминирующую эмоцию пациента и предлагает (или выявляет) ее основную причину.
Т: Давайте попробуем составить список ситуаций, в которых у вас возникает определенная эмоция. Но вначале скажите: понимаете ли вы, почему я уделяю этому вопросу столь пристальное внимание? Зачем надо оценивать интенсивность своих эмоций?
П: В прошлый раз вы говорили, что так можно определить, обсуждать ли дальше какую-то тему. И еще чтобы узнать, помог ли новый, правильный ответ на мысль.
Т: Хорошо. Теперь давайте припомним ситуации, в которых вам было тревожно. Когда вы испытывали самую сильную тревогу? Или просто представьте себе такую ситуацию.
130 Глава 7
Степень интенсив-
ности эмоции / тревожность
| Ситуации
| 0%
| Смотреть телевизор (в прошлую субботу)
| 10%
| Бояться опоздать на сессию
| 20%
| Боль в боку — аппендицит?
| 30%
| Думать, когда же позвонит мама
| 40%
| Раздумывать над тем, сколько дел на меня навалилось
| 50%
| Поднимать руку на уроке, когда уверена в ответе
| 60%
| Думать о том, что надо подойти к помощнику
преподавателя
| 70%
| Разговаривать с друзьями о том, что мы будем
делать после окончания колледжа
| 80%
| Поднимать руку на уроке, когда не уверена в ответе
| 90%
| Ночь перед экзаменом по экономике
| 100%
| Автомобильная авария, в которую попал мой отец
| Рис. 7.3.Шкала интенсивности эмоций Салли
П: Гм... наверное, когда мой папа попал в автокатастрофу и я боялась, что он умрет.
Т: (Записывает или просит записать пациентку "Автомобильная авария, в которую попал мой отец" в нижней строчке таблицы.) А теперь вспомните ситуацию, когда вы ничуть не тревожились.
П: В прошлую субботу, когда я смотрела телевизор.
Т: Давайте запишем это в верхней строчке. (Записывает сам или предлагает сделать это пациентке.) А как насчет ситуации, когда вы испытывали умеренную тревогу?
П: ...Вчера, когда я думала о том, сколько дел на меня навалилось.
Т: (Записывает это в средней строчке таблицы.) Когда еще вы тревожились в последнее время?
П: Недавно я вдруг почувствовала острую боль в боку и испугалась, не аппендицит ли это.
Т: Когда вы тревожились больше - ощущая непонятную боль в боку или раздумывая над тем, сколько дел на вас навалилось?
П: В последнем случае. Я не очень сильно переживала насчет боли в боку. Она очень быстро прошла.
Т: (Записывает или предлагает записать пациентке в верхней части таблицы: "Боль в боку - аппендицит?") Еще одна ситуация?
П: Накануне экзамена по экономике.
Т: Где мы поместим эту запись?
П: Возле аварии, в которую попал папа.
Выявление эмоций 131
Терапевт и пациент продолжают работу до тех пор, пока не наберут десять ситуаций, в которых пациент испытывал одно и то же чувство тревоги, но различной интенсивности. Выраженность эмоций в различных ситуациях иногда приходится переоценивать, а порой пациент вовсе исключает ситуацию из списка, рассудив, что она вызывает эмоциональные переживания той же интенсивности, что и другой случай. Если на сессии недостаточно времени, чтобы вспомнить и записать десять ситуаций, терапевт предлагает пациенту закончить это задание дома.
Расположив ситуации в порядке от не вызывающей тревогу до наиболее тревожной, терапевт проставляет проценты, кратные десяти. Он просит пациента подтвердить, что цифры соответствуют степени выраженности данной эмоции в каждой из ситуаций, или пересмотреть их. Затем терапевт объясняет пациенту, как использовать составленную шкалу.
Т: Теперь давайте попробуем применить эту шкалу. Возникали ли на прошлой неделе ситуации, в которых вы тревожились?
П: Да. Вчера вечером, когда я вспомнила, что не закончила домашнее задание по терапии.
Т: Используя составленную нами шкалу в качестве образца, скажите, насколько вы были встревожены?
П: Немного сильнее, чем когда боялась опоздать к началу сессии.
Т: На сколько процентов тревоги?
П: Думаю, на 15%.
Т: Хорошо. Обращайтесь к этой шкале всякий раз, когда определяете степень своей тревоги. Это понятно?
П: Да, вполне.
ПРИМЕНЕНИЕ ШКАЛЫ ИНТЕНСИВНОСТИ ЭМОЦИЙ
ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРАПИИ
Если пациент не уверен в том, какую ситуацию предложить для обсуждения на терапевтической сессии, терапевт предлагает ему оценить степень дистресса в нескольких ситуациях и определить, на что обратить первоочередное внимание. В следующем примере терапевт быстро выясняет, что ситуация, которую предложила Салли, не столь болезненна для пациентки, чтобы уделять ей время.
Т: Как вы чувствовали себя, когда ваша соседка по комнате ушла гулять своим другом, а не с вами?
П: Мне стало грустно.
132 Глава 7
Т: Насколько грустно, по шкале от 0 до 100?
П: Не сильно, около 20 или 25%.
Т: Похоже, вы не очень плохо чувствовали себя в той ситуации. Что еще, связанное с вашей соседкой по комнате, огорчало вас на прошлой неделе?
Подводя итог, нужно отметить следующее. Терапевт стремится получить полное представление о ситуации, которая беспокоит пациента и сопровождается негативными эмоциями. Он также помогает пациенту четко отделить мысли от эмоций. Подчеркивая значение эмоций пациента на протяжении всего терапевтического процесса, терапевт учит пациента анализировать дисфункциональные мысли, которыми обусловлено его настроение и самочувствие.
Глава 8
ОЦЕНИВАНИЕ
АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
Пациентов ежедневно посещают тысячи мыслей, и лишь часть из них дисфункциональны. На каждой сессии терапевту приходится решать, каким мыслям пациента уделить внимание, чтобы терапия оказалась максимально эффективной. В этой главе описано, как выбирать самые полезные для работы автоматические мысли, как оценивать их и как обучать этой системе оценивания пациента.
ВЫБОР АВТОМАТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ-"МИШЕНИ"
На каждой сессии терапевт выявляет присущие пациенту автоматические мысли. Обнаружив одну из них, как определить, что делать дальше? У терапевта есть несколько возможностей.
1. Сконцентрироваться на данной автоматической мысли. ("Давно ли у вас появилась эта идея?", "Какие эмоции вы испытываете, когда так думаете?", "Что вы делаете после того, как вас посетила эта мысль?".)
2. Выяснить больше подробностей о ситуации, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что сказала Карен перед тем, как вы так подумали?", "Когда это произошло?", "Где вы находились в тот момент?", "Расскажите подробнее об этом случае".)
3. Выяснить, насколько типична для пациента эта автоматическая мысль. ("Часто ли вас посещают подобные мысли?", "В каких случаях?", "Сильно ли такие размышления вас беспокоят?")
4. Выявить другие автоматические мысли и образные представления, возникающие в этой же ситуации. ("О чем еще вы подумали?", "Какие образы вы себе рисовали или какие мысленные картины у вас возникали?")
134 Глава 8
5. Приступить к решению проблем, связанных с ситуацией, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что вы можете предпринять в этой ситуации?", "Как вы выходили из подобного положения раньше?", "Что бы вы хотели сделать?")
6. Определить убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. ("Если бы эта мысль соответствовала действительности, что это означало бы для вас?")
7. Перейти к следующей теме, ("Хорошо. Я думаю, что понял вас. Скажите, а что еще важное произошло на минувшей неделе?")
Чтобы выбрать самую подходящую из перечисленных возможностей, терапевт задает себе следующие вопросы.
1. Чего я хочу достичь на этой сессии? Поможет ли работа над этой мыслью достичь терапевтических целей, которые я наметил на эту сессию?
2. Что пациент определил в качестве повестки дня? Коснется ли работа с этой мыслью актуальной для него проблемы? Если нет, достаточно ли у нас времени, чтобы успеть рассмотреть и проблему, вызывающую беспокойство пациента? Будет ли он сотрудничать со мной в оценивании этой мысли?
3. Достаточно ли эта мысль значима для того, чтобы остановиться на ней подробнее? Вероятно ли, что она в значительной мере искажена или дисфункциональна? Она типична для пациента? Поможет ли пациенту работа с этой мыслью чувствовать себя лучше не только в этой единственной ситуации? Смогу ли я улучшить модель концептуализации пациента?
Так, Салли рассказала терапевту об одном неудачном посещении библиотеки.
Терапевт: О чем вы подумали, когда не смогли найти нужную вам книгу? Пациент: Что все так плохо организовано. Что неправильна сама система. Как вы себя чувствовали?
П: Разочарованной.
Т: Насколько разочарованной?
П: На 90%.
Т: Что произошло потом?
П: Я сказала: "Ну и черт с ней", быстро вышла из библиотеки, вернулась в комнату и стала учить химию.
Оценивание автоматических мыслей 135
Т: Что произошло с вашим настроением?
П: Мне стало лучше. Потом я одолжила книгу у Лизы. Я должна вернуть ее к понедельнику.
Т: Значит, вы решили эту проблему. Есть еще что-нибудь важное, связанное с этим случаем, прежде чем мы пойдем дальше?
Здесь терапевт рассудил, что проблема, которая причиняла пациентке значительное беспокойство, не заслуживает дальнейшего рассмотрения, поскольку:
• Салли больше не переживает по этому поводу;
• Салли поступила разумно;
• ситуация разрешилась;
• на повестке дня есть более значимые вопросы;
• Салли раньше не демонстрировала сходные дисфункциональные модели реагирования; вероятно, описанный ею случай - единичен.
|