Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Скульптурные шедевры классицизма

Один из выдающихся скульпторов классицизма — Антонио Ка­нова (1757—1822). Первые работы молодого итальянского скульп­тора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прослави­ли его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

 

Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончай­шей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали её высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой ми­фологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности.

Скульптор расположил фигуры Граций полукругом, сблизив их обнимающим жестом рук центральной Грации. Переплетение их рук, композиционно объединяющее скульптурную группу, полно покоя и нежности. Изящные наклоны очаровательных головок, бес­численные завитки причёсок, образующих сложные венки и гир­лянды, призваны усилить это впечатление. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени создают ощущение прозрачности кожи. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях за­падноевропейского искусства».

Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768— 1844) также стали шедевры античной плас­тики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и обра­зам. Лучшие среди них — «Язон с золотым руном» (1802), «Ганимед и орёл Зевса» (1817) и «Меркурий» (1818).



 

Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф. Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М. Ф. Баря­тинской, жены известного русского дипло­мата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспа­дающих одеждах, сквозь которые легко угадывается её чудесно сложённая фигура. Идеально прекрасны овал её лица, задум­чивая, исполненная достоинства поза, го­лова, чуть склонённая вправо. Левой рукой она осто­рожно придерживает лёгкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «ан­тичную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной.

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — известный французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. Его главный герой — человек общест­венный, благородного и сильного характера, мужест­венный и бесстрашный, творческая личность. Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности пси­хологии героя.

Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, ко­медиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дид­ро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Ва­шингтона — вот лучшие работы великого скульпто­ра. Известно, что и Екатерина II заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по мно­гочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.

 

Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1779 - 1781 гг. "Комеди Франсез", Париж

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер был сильно болен, когда его уговорили позировать скульптору. Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.

Философ сидит в кресле, чуть склонив­шись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновен­ной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукроти­мая жизненная энергия...

Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов не только у современников Гудона, но и у его последователей. Обращаясь к мраморному Вольтеру, французский скульптор Огюст Роден воск­лицал: «Какая удивительная вещь! Это воплощённая насмешка! Глаза несколько враскос, будто подстерегают противника. Острый нос напоминает лисицу: он весь извивается, пронюхивая всюду злоупотребления и повод к насмешке, он буквально трепещет. А рот — какое совершенство! С обеих сторон он окаймлён ирони­ческими морщинками. Того и гляди, он отпустит какой-нибудь сарказм... А глаза! Я всё опять к ним возвращаюсь. Они прозрач­ны, они светятся...»

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.