Обратная связь
|
Скульптурные шедевры классицизма Один из выдающихся скульпторов классицизма — Антонио Канова (1757—1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.
Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончайшей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали её высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой мифологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности.
Скульптор расположил фигуры Граций полукругом, сблизив их обнимающим жестом рук центральной Грации. Переплетение их рук, композиционно объединяющее скульптурную группу, полно покоя и нежности. Изящные наклоны очаровательных головок, бесчисленные завитки причёсок, образующих сложные венки и гирлянды, призваны усилить это впечатление. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени создают ощущение прозрачности кожи. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768— 1844) также стали шедевры античной пластики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и образам. Лучшие среди них — «Язон с золотым руном» (1802), «Ганимед и орёл Зевса» (1817) и «Меркурий» (1818).
Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф. Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген
Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М. Ф. Барятинской, жены известного русского дипломата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается её чудесно сложённая фигура. Идеально прекрасны овал её лица, задумчивая, исполненная достоинства поза, голова, чуть склонённая вправо. Левой рукой она осторожно придерживает лёгкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной.
Жан Антуан Гудон (1741—1828) — известный французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. Его главный герой — человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность. Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности психологии героя.
Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, комедиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Вашингтона — вот лучшие работы великого скульптора. Известно, что и Екатерина II заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по многочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.
Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1779 - 1781 гг. "Комеди Франсез", Париж
Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер был сильно болен, когда его уговорили позировать скульптору. Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.
Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновенной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукротимая жизненная энергия...
Статуя Вольтера вызвала множество восторженных откликов не только у современников Гудона, но и у его последователей. Обращаясь к мраморному Вольтеру, французский скульптор Огюст Роден восклицал: «Какая удивительная вещь! Это воплощённая насмешка! Глаза несколько враскос, будто подстерегают противника. Острый нос напоминает лисицу: он весь извивается, пронюхивая всюду злоупотребления и повод к насмешке, он буквально трепещет. А рот — какое совершенство! С обеих сторон он окаймлён ироническими морщинками. Того и гляди, он отпустит какой-нибудь сарказм... А глаза! Я всё опять к ним возвращаюсь. Они прозрачны, они светятся...»
|
|