Рекомендации по составлению кластера. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи
расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами
логическую связь.
Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.
1.Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2.Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3.По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4.Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Пример.
Литература:
1. Волобуев О.В., Митрофанов А.А. Всеобщая история. М., 2012г.
2. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П. Всеобщая история. М, 2013г.
Самостоятельная работа № 6
Задание:
Подготовить сообщение: «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий».
Цель: расширить и обогатить знания учащихся по теме: «русская письменность».
Студент должен:
знать:
- основные предпосылки возникновения письменности;
- вклад Кирилла и Мефодия в развитие русской письменности.
уметь:
- работать с источниками по теме;
- выявлять нужную информацию.
Рекомендации по написанию сообщения.
Сообщение - это устный или письменный доклад, который подготавливается с целью познакомить слушателей с определенной темой. Это может быть просто сообщение на лингвистическую тему, доклад, краткое аналитическое сообщение.
Главное требование, предъявляемое к сообщению – оно должно полностью раскрывать суть темы.
Сообщение отличается от реферата тем, что оно меньше по объему (2-3 страницы), также сообщение в отличие от реферата оформляется в произвольной форме.
Литература:
- Сказания о начале славянской письменности.– М.: «Наука», 1981.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: «Наука», 1988.
- Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников.– М.: «Мартис», 1997.
- Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
- Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982.
Самостоятельная работа № 7
Задание:
Составить кластер: «Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи».
Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, развивать умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Студент должен:
знать:
- что такое «иго»;
- основные даты и события, связанные с зависимостью Руси от Золотой Орды;
- условия, в которых находилась Россия при Золотой Орде;
уметь:
ü выделение в тексте главных положений и смыслов; разбивка текста на смысловые части;
ü подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
ü развертывание текста;
Литература:
1. Левандовский А. А История России.М., 2012г.
- Орлов А.С. История России: учеб. для вузов. / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др - М.: Проспект, 2012.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
4. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2002.
- Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в. М., 1982. Рыбаков
- Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV в. М., 1995.
- Н.В. История России. Ростов н/Д, 2000. Стариков
- Егоров В.А. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
Самостоятельная работа № 8
Задание:
Подобратьиллюстративныйматериал (3-4 фотографии в формате А 4) по теме: «Правление Династии Романовых».
- Михаил Федорович
- Алексей Михайлович
- Федор Алексеевич
- Иван V Алексеевич
- Петр I Алексеевич (Великий)
- Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская)
- Петр II Алексеевич
- Анна Ивановна
- Иван VI Антонович
- Елизавета Петровна
- Петр III Федорович
- Екатерина II Алексеевна (Великая)
- Павел I Петрович
- Александр I Павлович
- Николай I Павлович
- Александр II
- Александр III Александрович
- Николай II
Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, развивать умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Студент должен:
знать:
- период правления Династии Романовых;
- представителей и годы их правления, основные даты и события, связанные с ними; основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
уметь:
ü выделение в тексте главных положений и смыслов; разбивка текста на смысловые части;
ü находить портреты и фотографии хорошего качества.
Оформляется в произвольной форме. Пример.
Литература:
1. http://ricolor.org/history/mn/romanov/hron/
2. http://vseromanovi.narod.ru/tsari.html
3. http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/
Самостоятельная работа № 9
Задание:
Составить схему: «Великое посольство Петра I в Европу»;
Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, развивать умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Студент должен:
знать:
ü особенности прихода Петра I к власти;
ü цели Великого посольства;
ü состояние международных отношений данного периода.
уметь:
ü выделение в тексте главных положений и смыслов; разбивка текста на смысловые части; подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
ü развертывание текста;
Схема — иллюстрация, которая с помощью условных графических
обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает
характер процесса, движения, структуру и т. д.
Требования, предъявляемые к структурно-логической схеме:
- Полнота СЛС должна отражать главное в тексте, все содержание вопроса
- СЛС должна быть краткой и четко структурированной
- СЛС характеризуется логической последовательностью изложения
- материала
- СЛС должна быть аккуратно оформлена
Алгоритм составления СЛС
- Внимательно прочитать текст. Подобрать дополнительный материал по
- теме, используя для этого справочники, энциклопедии и т.д.
- Выделить главную идею темы, ключевое ядро.
- Мысленно разделить текст на логически законченные смысловые пункты.
- Выделить главное в каждом пункте.
- Определить основные элементы, раскрывающие суть темы (опорные слова,
- знаки, символы, рисунки и т.п.)
- Установить связи между элементами.
- Продумать и зафиксировать расположение элементов СЛС на листе.
Литература:
- Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
2. Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л.,1989.
3. Миронов Г.Е. История государства Российского: Хрестоматия. М., 1996.
Самостоятельная работа № 10
Задание:
Подобрать материал: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Оренбургский этап».
Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, развивать умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему.
Цель: расширить и обогатить знания учащихся по теме: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Оренбургский этап».
Студент должен:
знать:
- причины войны и ход военных действий;
- значение крестьянской войны и последствия для Оренбургского края.
уметь:
- работать с источниками по теме;
- выявлять нужную информацию.
Литература:
1. Лабузов, В.А., Футорянский, Л.И. История Оренбургская: учебное пособие : в 2 ч. Оренбург, 2008 г.
2. Матвиевский П.Е. Очерки истории Оренбургского края.XVIII-XIX веков. Оренбург, 2005 г.
3. Сафонов Д.А. История Оренбургского края. 2008 г.
4. Сафонов Д.А. Начало оренбургской истории (Создание Оренбургской губернии в середине XVIII в.) Оренбург, 2003 г.
5. Футорянский Л.И. История Оренбуржья.
6. Злобин, Поляков. История Оренбургского региона.
Самостоятельная работа № 11
Задание:
Составить таблицу: «Политические партии в России начала ХХ в.»
Цель: сформировать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, развивать умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Студент должен:
знать:
- причины появления партий в России;
- основные программные положения партий;
- методы достижения целей.
уметь:
- работать с источниками по теме;
- выявлять нужную информацию.
Примерное оформление таблицы:
Литература:
1. Каргалов В.В., Савельев Ю.С. Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 1998.
2. Политические партии в России в период революции 1905-1907 гг. М., 1994.
3. Российское самодержавие 1801-1917гг. М., 1993.
4. Щетинов Ю.А. История России. XX век: учебное пособие. М., 1999.
5. Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. М., 1989
6. Левандовский А. А История России.М., 2012г.
7. Орлов А.С. История России: учеб. для вузов. / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др - М.: Проспект, 2012.
Самостоятельная работа № 12
Задание:
Сообщение: «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков».
Цель: расширить и обогатить знания учащихся по теме: Гражданская война в России и Красный террор.
Студент должен:
знать:
- причины начала террора в период гражданской войны;
- события, связанные с этим явлением и представителей.
уметь:
- работать с источниками по теме;
- выявлять нужную информацию.
|