VIII. Закрепление нового материала. Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани.
Уход за шейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине.
Цели:
образовательная: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки, научить устранять дефекты плохой строчки, правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности ее установки, правильному уходу за швейной машиной;
развивающая: развитие познавательного интереса, логического и технического мышления, воображения, гибкости, самостоятельности ума;
воспитывающая: формирование коммуникативных качеств, положительных мотивов учения, чувства коллективизма.
Оборудование: 3 швейные машины, 3 шаблона инструкций по эксплуатации швейной машины 3 набора машинных игл, 3 катушки ниток, 3 отвертки, 3 ножниц, жетончики, 3 кусочка материала, мультимедийная установка, диск с презентацией.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Проверка ранее изученного.
Сегодня мы начнем изучение раздела "Машиноведение".
Тема нашего урока "Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за шейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине".
Сегодня мы совершим с вами путешествие на подольский завод швейных машин "Зингер".
Кто же такой Зингер?
Рассказ учителя
Исаак Меррит Зингер родился в Питтстауне (штат Нью-Йорк) в семье эмигрантов из Германии. В 12 лет в Рочестере устроился подмастерьем к местному механику. Поскитавшись по Штатам до 20-летнего возраста, юный Зингер устроился механиком на завод в Бостоне, где создал свои первые изобретения - деревообрабатывающий станок и пилораму. Строго говоря, Зингер не был первым изобретателем швейного устройства. Первый патент на швейный станок был выдан в Англии еще в 1790 г. Однако все имевшиеся устройства были громоздкими и неудобными. Зингер занялся усовершенствованием швейной машинки.
Он думал об устранении этого недостатка всего 10 дней, которые "потрясли мир" и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов.
В 1851 году в Нью-Йорке им совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество "И.М.Зингер и Ко", а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.
В пору своего расцвета, в 60-х годах 19 столетия, "Мануфактурная компания "Зингер" вступила на российский рынок.
В Россию готовые швейные машины ввозились из-за рубежа, что требовало немалых затрат, машины дорожали, и, как следствие, затруднялся их сбыта. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 году для этого был приобретен участок земли. Завод строился быстро, оборудовался по последнему слову техники того времени. В 1902 году начался выпуск отдельных деталей для так называемых семейных (бытовых) швейных машин. Судьба единственного в России завода швейных машин была трудной, но интересной.
Чтобы уметь работать на машине, необходимо знать, из каких деталей она состоит.Мы с вами пойдем в сборочный цех. Сейчас вы должны собрать швейную машину. Откройте страницу инструкции № 1 и подпишите название деталей.
"Собери швейную машину". Дети должны подписать название деталей швейной машины. Проверка.
Учитель. Мы собрали машину. Теперь необходимо привести ее в движение. Проведем испытание.
Вопрос. А с помощью чего мы сможем это сделать? (Привода)
Учитель. Отправляемся в цех по производству приводов швейной машины.
Вопрос. Какие виды приводов вы знаете? (Ручной, ножной, электрический)
Учитель. Откройте страницу инструкции № 2 и определите, где какой привод. За каждый правильный ответ дается жетон. Проверка.
Учитель. Теперь можно начинать испытания машинки.
Вопрос. А что необходимо сделать? (Подготовить швейную машину к работе)
Давайте с вами рассмотрим, что необходимо сделать.
1. Установить машину на рабочий ход. (С помощью фрикционного винта).
2. Установить привод машины в рабочее положение. (Ручной - рычаг в гнездо, ножной - надеть ремень, электрический - включить электропривод в розетку).
3. Заправить верхнюю нить.
4. Заправка нижней нити.
5. Установить длину стежка (с помощью рычага). На странице инструкции № 5 укажите эту деталь.
III. Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине.
Учитель. Чтобы приступить к работе со швейной машиной, необходимо знать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
IV. Практическая работа № 1 "Подготовка швейной машины к работе".
V. Новая тема.
Учитель. Вы подготовили машину к работе.
Вопрос. А почему вы не можете шить?
Сломана (нет) игла.
Необходимо заменить (или вставить). Но прежде чем это сделать, давайте посмотрим, а что это такое.
Итак, машинная игла. Изучением этого вопроса вы занимались дома. И сейчас один из вас расскажет нам о машинной игле.
Ученик - "учитель". Машинная игла служит для получения строчки. Она прокалывает ткань и проводить через нее верхнюю нитку к челночной, образуя стежок.
Машинная игла - это прямой стальной стержень неодинаковой толщины, заостренный на тонком конце. Утолщенная часть иглы называется колбой. Она предназначена для закрепления иглы в иглодержателе. На выпуклой стороне колбы указывается номер иглы. Колба имеет лыску, которая дает возможность правильно установить иглу.
Ниже колбы находится стержень с острием на конце, которое является рабочей частью иглы. Чуть выше острия - ушко. Стержень имеет два желобка - короткий и длинный, предназначенный для предохранения нитки от перетирания. В длинный желобок помещается нитка во время прокола материала иглой и обратного ее ходе. В короткий желобок нитка входит только в начале прокола материала. Верхнюю нитку вдевают в ушко иглы со стороны длинного желобка.
Учитель. Машинная игла относится к важным рабочим органам швейной машины. В зависимости от вида выполняемой работы в различных машинах они применяются разной формы и длины. Иглы должны быть прочными и упругими. Изготавливаются из высококачественной стали.
Чтобы получить хорошую машинную строчку, очень важно правильно подобрать иглу.
Машинные иглы различают по номеру - 65-150. Чем больше номер, тем толще игла. Подбирают иглы в соответствии с толщиной ниток, номер которых зависит от вида сшиваемых тканей.
Вид материала
| Номер иглы
| Номер х/б ниток
| Тонкий шелк, батист
| 60-70
|
| Ситец, сатин, шелк, бельевые ткани
| 80-90
| 60-80
| Тяжелая х/б ткань, бязь, фланель, тонкая шерстяная ткань, тяжелый толстый шелк, простынное полотно
| 90-100
| 50-60
| Шерстяная костюмная ткань, тик
|
|
| Шерстяная костюмная ткань, тик
| 110-120
|
| Важное условие хорошей работы машины - правильная установка иглы.
Установка иглы: ослабить винт иглодержателя, вставить иглу в иглодержатель до упора так, чтобы длинный желобок был направлен в сторону последнего нитенаправителя, завернуть винт.
VI. Практическая работа № 2 "Установка машинной иглы"
Учитель. Игла на месте, можно шить.
Дети делают строчку на машинке.
Учитель. Вижу, у вас опять возникли проблемы. Некрасивая строчка?
Вопрос. Как вы думаете, почему так произошло? (Неправильное натяжение ниток)
Учитель. Швейная машинка представляет собой устройство высокой точности и обязательной согласованности работ всех узлов и деталей. Поэтому, чтобы грамотно пользоваться ею, необходимо уметь регулировать отдельные механизмы машины, устранять простейшие неисправности.
В швейной машине имеется несколько регуляторов, необходимых для получения высококачественной строчки. С одним из них мы с вами познакомились в прошлом году: регулятор длины стежка.
Сегодня вести будет разговор о регуляторах натяжения нитей.
Про регулятор натяжения верхней нити я попрошу рассказать кого-нибудь из вас.
Ученик - "учитель". Регулятор натяжения верхней нити предназначен для регулировки качества строчки путем изменения ее натяжения. Натяжение создается силой трения при проходе нити между двумя шайбами. Сила трения создается конической пружиной и регулируется гайкой. При повороте ее по часовой стрелке шайбы прижимаются друг другу сильнее, следовательно, и натяжение нити увеличивается, против часовой стрелки - уменьшается.
В регуляторе натяжения верхней нити имеется компенсационная пружина, которая способствует плавному движению нити, сглаживает рывки.
Все детали регулятора крепятся на винтовой шпильке.
Регулировку натяжения верхней нити необходимо выполнять только при опущенной лапке.
Учитель. Регулятор натяжения нижней нити находится на шпульном колпачке. Натяжение нити регулируется при помощи винта. Если натяжение нити шпульного колпачка отрегулировано правильно, необходимости в его изменении возникает редко. Хорошее качество строчки можно получить регулировкой натяжения верхней нити.
Правильная строчка - это строчка, в которой переплетение ниток находится внутри ткани.
Но при неправильном натяжении ниток могут возникнуть неполадки.
Петляние сверху: когда натяжение верхней нити сильное. Исправить можно, ослабив натяжение верхней нити.
А сейчас предстоит вам самим провести исследование.
"Исследование". Каждой "компании" будет дано изображение одной из неполадок. Она должна будут определить ее причину и способ устранения.
1. Петляние снизу.
2. Тугая строчка.
3. Слабая строчка.
Учитель. Приступаем к исправлению недостатков.
VII. Практическая работа № 3 "Регулирование качества машинной строчки"
Учитель. Чтобы швейная машина служила долго, ее необходимо умело и правильно использовать. Для этого нужно ее регулярно чистить и смазывать. Для смазки следует приобрести специальное машинное масло. Нельзя использовать растительные и животные масла, так как они со временем затвердевают, и машинка выходит из строя. Смазывают все места, где происходит трение деталей: это облегчает вращение и уменьшает их износ и шум при работе.
Перед смазкой с машины снимают катушку ниток, вынимают шпульный колпачок со шпулькой и очищают от пыли специальной щеточкой.
Затем снимают верхнюю крышку с рукава, предварительно освободив винты. Из масленки закапывают 2-3 капли масла во все отверстия.
При ежедневной работе смазывают машинку раз в неделю, а чистят по окончании работы.
VIII. Закрепление нового материала.
Учитель. Вот и закончился наш рабочий день на заводе "Зингер". Теперь необходимо пройти собеседование. Вам будут даны два задания.
Первое задание.
На странице инструкции № 8 подпишите название элементов швейной иглы.
Проверка
Задание второе.
Вам даны таблички с названиями неполадок и способом их устранения. Вы должны в таблицу на странице инструкции № 9 вклеить их в соответствии с изображением неполадки.
IX. Заключение (рефлексия).
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
X. Домашнее задание.
выучить материал по теме.
Класс
| 6 - А
| 6 - Б
| 6 - В
| Дата
|
|
|
| Урок 21 - 22
|