Глава 4. Пути решения демографической проблемы.
Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.
Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.
Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.
Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.
Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.
В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.
В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.
В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.
В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.
В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.
В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.
По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.
Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.
Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.
В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.
В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.
Можно выделить следующие основные проблемы демографического развития в Республике Беларусь: потеря демографического потенциала; постарение населения и деформация его половозрастной структуры; снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства; рост заболеваемости и смертности; деградация института семьи; нерациональность внутренних миграционных потоков между городом и селом; нарастание объемов нелегальной миграции.
В сложившейся ситуации необходимо государственное вмешательство. В ходе проведения в жизнь в 1998— 2000-е годы Концепции государственной демографической политики и первоочередных мероприятий по ее реализации удалось несколько замедлить негативные тенденции. Однако процессы, происходящие в этой области, достаточно инерционны, и перелома демографической ситуации в перспективе не ожидается.
Для решения демографических проблем в республике разработаны и реализуются: Основные направления государственной семейной политики; Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000гг.; Программа действий по интеграции государственной демографической политики и стратегии устойчивого развития; Государственная миграционная программа; в феврале 1991г. был принят закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», где были определены права и льготы переселенцев и тех, кто продолжал проживать на зараженной территории. Закон стал основным правовым актом, регулирующим миграционные процессы. В настоящее время разработаны проекты Закона и Концепции «О демографической безопасности Республики Беларусь». Реализация заложенных в них мер социальной политики, улучшающих качество жизни, а также разработка и реализация Национальной программы демографической безопасности должны способствовать предотвращению исходящих с этой стороны угроз устойчивому развитию страны. Проблема эта комплексная, а потому необходимо скоординировать усилия всех органов государственного управления и направить финансовые ресурсы на решение приоритетных проблем в области народонаселения.
Основные задачи государственной демографической политики — рост рождаемости и снижение смертности населения, оптимизация миграционных процессов. Важны также меры, призванные улучшить здоровье и повысить продолжительность жизни. Одна из главных забот государства — охрана материнства и детства, укрепление нравственных и материальных основ семьи, особенно молодой.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы определено приоритетное формирование эффективной системы здравоохранения. Среди первоочередных мер предполагается ввести льготное налогообложение финансовых средств предприятий, направляемых целевым назначением на оздоровление работников. Необходимо расширить просветительскую и образовательную деятельность по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, бороться с алкоголизмом, наркоманией и курением.
Важные задачи — сохранение репродуктивного здоровья населения на основе совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, доступность качественных медицинских услуг, реорганизация системы оказания первичной медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинской техники. Безусловно, эффективность государственной политики во многом будет зависеть от развития здравоохранения и постепенного перехода к страховой медицине. Необходимо также разработать комплекс мер по стимулированию производства экологически чистых и высококачественных продуктов питания, в первую очередь для детей.
Не менее важное направление политики в области народонаселения — создание благоприятных условий для развития семьи. В этих целях нужно усовершенствовать систему назначения пособий на детей, усилить адресность дотации, приблизив ее размер к бюджету прожиточного минимума. Но нельзя заботу о семье целиком перекладывать на государство, которое должно оказывать социальную поддержку прежде всего малообеспеченным гражданам. Следует разработать эффективные меры по стимулированию семей на активный поиск дополнительных источников дохода. В частности, целесообразно ввести налоговые льготы предприятиям, трудоустраивающим женщин-матерей, длительно не работающих в связи с уходом за ребенком и безработицей. Для поддержки ячейки общества необходимо стимулировать различные формы добровольного страхования, особенно детей и молодежи, а также развитие семейного бизнеса.
Одним из путей решения проблемы представляется долгосрочное потребительское кредитование вступивших в брачный союз молодых людей, предоставление им жилищных и образовательных субсидий.
С целью регулирования процессов внутренней миграции предполагается разработать систему мер, направленных на уменьшение оттока сельского населения. Думается, этого возможно достичь на основе создания дополнительных рабочих мест и развития предпринимательской инициативы в аграрных районах, контрактной формы обучения и последующего трудоустройства выпускников учебных заведений, введения системы надбавок и доплат к заработной плате молодым специалистам в сельской местности и льготного кредитования для строительства и приобретения жилья.
Применительно к внешней миграции, которая может стать важным фактором стабилизации численности населения, необходимо обеспечить государственную поддержку иммигрантов, разработать действенные механизмы стимулирования притока трудоспособных граждан в нашу страну, в частности путем предоставления им права двойного гражданства. Вместе с тем требуется усовершенствовать нормативно-правовую базу иммиграционного контроля и предупреждения нелегальной миграции. Очевидно, было бы целесообразно создать финансовые фонды депортации нелегалов с привлечением средств международных организаций.
Обеспечению положительного для экономики Беларуси баланса трудовой миграции будет способствовать разработка общей системы учета перемещения рабочей силы на основе единой информационной базы данных, а также заключение межправительственных соглашений в этой сфере, расширение международного сотрудничества с белорусскоязычными общинами и землячествами в целях трудоустройства наших соотечественников за рубежом.
Итак, можно сказать, что для улучшения человеческого потенциала и демографической ситуации в Беларуси необходимо:
В области стимулирования рождаемости:
-формирование предпосылок, способствующих повышению репродуктивных установок женщин;
-воспитание у родителей ответственности за рождение здоровых детей путем обязательного медико-генетического консультирования вступающих в брак и выполнения родителями всех медицинских назначений;
-усиление государственной помощи женщинам и семьям, имеющим детей, в первую очередь малообеспеченным;
-повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания женщин репродуктивного возраста;
-обеспечение охраны труда женщин, защита их жизни и здоровья с учетом материнских функций;
-льготное кредитование и субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность.
В области снижения уровня смертности:
-внедрение современных стандартов качества медицинской помощи для населения независимо от места проживания, экономических возможностей семьи;
-перестройка системы медицинской помощи с учетом причин смерти граждан и возрастной структуры населения;
-укрепление материальной базы здравоохранения, своевременное обеспечение потребностей в квалифицированных кадрах;
-просветительская и образовательная деятельность по распространению знаний о профилактике заболеваний и укреплению здоровья, предупреждению и искоренению вредных для здоровья привычек, ориентированная как на все население, так и на отдельные его категории, в особенности на группы повышенного риска;
-обеспечение безопасных условий труда на производстве, предупреждение несчастных случаев, отравлений и травм;
-проведение государственных природоохранных мероприятий, направленных на защиту и улучшение окружающей среды.
В области миграции:
-регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий и демографической структуры регионов страны;
-содействие трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей и защита внутреннего рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
-защита прав и интересов мигрантов;
-рационализация миграционных потоков с учетом интересов социально-экономического развития страны и регионов.
Практическая реализация вышеназванных мер будет благоприятствовать решению большинства сегодняшних демографических проблем и в конечном счете способствовать обеспечению национальной безопасности.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по областям страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и мало-детной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здраво-охранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов.
В перспективе будет расти и территориальная подвижность населения, особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мигрантов в этих районах незначительны.
Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.
Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само-обеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.).
Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).
Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.
Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.
Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в областях с тенденцией к депопуляции.
Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.
Список литературы.
|