Характеристика налоговой системы РФ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Характеристика налоговой системы РФ
Государство на различных этапах, функционирования, устанавливая новые налоги и сборы и отменяя некоторые из них, исходило из налоговой политики того времени. Следовательно, нам необходимо иметь представление о том, что же представляет собой налоговая политика.[1]
По мнению ряда авторов, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.[2]
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
- соотношение прямых и косвенных налогов;
- применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
- дискретность или непрерывность налогообложения;
- широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
- использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
- методы формирования налоговой базы.
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство при ее проведении. Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
- обеспечение государственной политики регулирования до ходов.[3]
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторых других. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.
Имея относительную самостоятельность, налоговая политика должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.
Между тем теория налогов, в свою очередь, развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики.
Основные начала государственной налоговой политики России в конце XX в. определены в ст. З Налогового кодекса РФ и заключаются в следующем:
-каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
-законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
-при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;
-налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;
- не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
-допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара;
- налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
-недопустимо установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
-не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иное ограничение или создание препятствий законной деятельности налогоплательщика;
-ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренных этим Кодексом либо установленных в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом;
-акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие Налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить;
-все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Известно, что налоговая система, ее структура формируются на основе системы налогового законодательства. Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 г., а начиная с 1992 г. эти акты вступили в действие.
Ключевое место в системе налогового законодательства занимает Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1, в котором определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы в Российской Федерации, установлен перечень федеральных, республиканских, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.[4]
В законе разграничена компетенция органов власти различных уровней по вопросам введения налогов и сборов, определения ставок, а также зачисления в соответствующий бюджет. Например, такие платежи, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доходы) юридических лиц, затрагивающие хозяйственные процессы и связи в масштабах всей территории Российской Федерации, определяются на федеральном уровне.
К компетенции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, а также местных органов .отнесены налоги и сборы, имеющие локальный характер. Соответственно эти налоги и сборы зачисляются в бюджеты данных уровней государственной власти.
Законодательно определен перечень налоговых льгот и единый порядок их предоставления (необлагаемый минимум, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение ставок, целевые налоговые льготы) по всем видам налогов, сборов, пошлин.
К базовым относится Закон «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91 г. № 943-1, в котором дается определение государственной налоговой службы как единой системы контроля за соблюдением требований налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.
В целях реализации этих задач государственным налоговым инспекциям предоставлены соответствующие права, а также четко определена их ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач.
В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы России, включающие перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений с налогоплательщиками и их агентами.
Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2002 г., одобрена Советом Федерации 26 июля 2002 г. и подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2002 г. Она посвящена порядку исчисления и взимания конкретных налогов, входящих в налоговую систему России, перечень которых определен первой частью Кодекса.
В отличие от принятого в 1991 г. и уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выразившегося в наличии нескольких десятков законов и подзаконных актов, в Налоговом кодексе установлена четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций.
|