Срок обучения – 5 лет. Заочная форма обучения.1 семестр №
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| | лекции
| семинары
| практические
занятия
| Формир.комп
| Раздел I. Теоретические основы культуры
| | |
| Культурология как наука, ее функции, виды и типы
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Динамика развития и функционирования культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| | Раздел II. История мировой и отечественной культуры
| | |
| Культуры первобытного общества и древних цивилизаций
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Особенности европейской культуры: от средневековья до наших дней
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Зарождение отечественной культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Культура Российской империи
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Отечественная культура советского периода и современной России
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| | Раздел III. Функционирование культуры в обществе
| | |
| Культура поведения и труда
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Культура личности
|
|
|
|
|
|
| ПК-19
| | | Зачет
| | | | | | | | | | Итого
|
|
|
| |
|
| | | | | | | | | | | | | | | | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок обучения – 4 года. Заочная форма обучения.1 семестр
№
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| | лекции
| семинары
| практические
занятия
| Формир.комп
| Раздел I. Теоретические основы культуры
| | |
| Культурология как наука, ее функции, виды и типы
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Динамика развития и функционирования культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| | Раздел II. История мировой и отечественной культуры
| | |
| Культуры первобытного общества и древних цивилизаций
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Особенности европейской культуры: от средневековья до наших дней
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Зарождение отечественной культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Культура Российской империи
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Отечественная культура советского периода и современной России
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| | Раздел III. Функционирование культуры в обществе
| | |
| Культура поведения и труда
|
|
|
|
|
|
| ОК-2
| |
| Культура личности
|
|
|
|
|
|
| ПК-19
| | | Зачет
| | | | | | | | | | Итого
|
|
|
| | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
ПРОГРАММА КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ (ОК-1-4)
Тема 1. Культурология как наука, ее функции,
Виды и типы
(ОК-1,2,3,6)
Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук.
Культура как объект культурологии. Процесс функционирования и развития культуры как предмета культурологии.
Структура культурологии. Философия культуры, теория культуры, история культуры, прикладная культурология. Основные подходы к изучению культурологии*.
Связь культурологии с философией, историей, антропологией, семиотикой, аксиологией, психологией, педагогикой, социологией.
Задачи культурологии в современных условиях*.
Основные подходы к структурированию культур по видам деятельности – материальная и духовная; по соотношению формы и содержания – внутренняя и внешняя; по отношению к обществу и личности – в широком и узком смыслах слова; по сферам проявления в деятельности – мировоззренческая, общая, профессиональная; по содержанию – политическая, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, техническая, экономическая, экологическая и др.
Основные функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, регулятивная, оценочная, социализации.
Проблемы культурных процессов. Отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая*.
Доминирующая культура в этническом и национальном проявлениях.
Субкультуры и контркультуры, специфика молодежной субкультуры, ее эстетика и модели. Особенности сельской и городской культуры. Обыденная и специализированная культура*. Формы культуры: высокая (элитарная), народная, массовая.
Комплексные виды культуры: художественная, физическая культура и др. Типы культуры.
Тема 2. Динамика развития и функционирования
Культуры (ОК-2,4,6)
Зарождение культуры; влияние на развитие культуры открытий и изобретений; культурные заимствования, культурная диффузия, каналы диффузии.
Интеграция и диверсификация как особенности культурной динамики.
Модернизация современной культуры. Глобализация современных культурных процессов*.
Концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби, Э. Мейера о локальности и единстве культурно-исторических типов.
Идеи универсальности и всемирности истории культуры во взглядах Вольтера, Ш. Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, Вл. Соловьева, К. Ясперса*.
Взгляды Н.Я. Данилевского на основания культурной типологии по видам деятельности. Культурный синкретизм во взглядах Н.А. Бердяева.
Характеристика культурно-исторических эпох по К. Ясперсу: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.
Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (ОК-2,4,5,6,7,8)
Тема 3. Культуры первобытного общества
И древних цивилизаций
(ОК-2,4,5,6)
Периодизация культуры первобытности: каменный (палеолит, мезолит, неолит) век, медный (энеолит) век, бронзовый век, железный век.
Искусство палеолита, неолита и бронзового века. Первобытные жилища и погребения. Верования в первобытном обществе*.
Культура Древнего Египта: характерные черты древнегреческой культуры; монументализм, пирамиды как чудо Света № 1. Развитие древнегреческого искусства и науки. Эллинистический Египет.
Культура Древней Месопотамии (Междуречий). Особенности Шумеро-аккадской культуры, культуры Вавилона, Индии, Ассирии и Ирана, Китая и Японии*.
Культура Древней Греции. Характеристика основных периодов древнегреческой культуры.
Культура Древнего Рима. Этрусская культура. Культура Рима в царский период. Культура Рима в период империи. Христианский период древнеримской культуры.
Тема 4. Особенности европейской культуры:
От средневековья до наших дней
(ОК-2,6)
Общая характеристика культуры европейского средневековья. Роль католической церкви в развитии культуры. Развитие образования, литературы, городской культуры, архитектуры в эпоху средневековья*.
Европейская культура в позднее средневековье (эпоха Возрождения). Гуманизм как основа культуры эпохи Возрождения. Характеристика культурных доминант Раннего, Высокого и Позднего Возрождения.
XVII век как переломная эпоха перехода от периода средневековья к Новому времени. Первая научная революция и ее роль в развитии культуры*. Художественные стили XVII века. Просвещение как течение в культуре Нового времени. Художественные стили Просвещения.
XIX век культуры Нового времени как век формирования индустриальной цивилизации. Основные художественные стили в европейском искусстве XIX века.
Общая характеристика культуры Новейшего времени. Развитие западноевропейской философии XX века. Европейская литература XX века. Модернистские течения в европейском искусстве XX века.
Европейская музыкальная культура XX века. Развитие европейского кинематографа в XX веке*.
|