Первый объективный (количественный) признак соучастия Первый объективный (количественный) признак соучастия предполагает, что в совершении преступления участвуют два и более лица, достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ), и признанные вменяемыми (ч. 1 ст. 21 УК РФ). Из этого признака соучастия существуют два изъятия:
1.
1. использование «годным» субъектом для совершения преступления лица, не подлежащего в силу каких-либо причин уголовной ответственности;
2. так называемое «групповое исполнение преступления».
Во-первых, особую оценку получают случаи использования «годным» субъектом для совершения преступления лица, не подлежащего в силу каких-либо причин уголовной ответственности (ч. 2 ст. 33 УК РФ). Такие случаи характеризуются совершением преступления «чужими руками». Например, способный нести уголовную ответственность субъект использует малолетнего для совершения кражи через форточку, невменяемого — для совершения убийства, лицо, не подозревающее о наличии в продаваемом им пакете наркотического средства, - для сбыта последнего. Во всех приведенных примерах способный понести уголовную ответственность субъект непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны преступления и фактически выполняет роль организатора (пособника, подстрекателя). Однако в силу закона (ч. 2 ст. 33 УК РФ) он рассматривается как «посредственный исполнитель» преступления, совершенного не подлежащим уголовной ответственности лицом (см.: п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // БВС РФ. 2000. № 4).
Во-вторых, судебной практике известно так называемое «групповое исполнение преступления», под которым понимается совместное выполнение объективной стороны преступления несколькими лицами, из которых лишь одно («годный» субъект) способно нести уголовную ответственность, а остальные не подлежат ей в силу недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, невменяемости или каких-либо иных причин. В такой ситуации действия «годного» субъекта в случае, если статья Особенной части УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступлениягруппой лиц или группой лиц по предварительному сговору (например, п. «ж» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 162 УК РФ), должны квалифицироваться с вменением ему этого квалифицирующего признака, несмотря на то что остальные участники группы к уголовной ответственности не привлекаются.
Второй объективный (качественный) признак соучастия
Второй объективный (качественный) признак соучастия предполагает совместность действий соучастников, т.е. направленность действий на совершение общего для соучастников преступления, взаимообусловленность и взаимодополняемость действий. Соучастники могут выполнять различные по объему, характеру и интенсивности действия, они могут даже бездействовать при совершении преступления (например, не препятствовать хищению, злоупотреблению должностными полномочиями), однако причинная связанность общего преступного события с действиями (бездействием) каждого из них создает соучастие.
Первый субъективный признак соучастия
Первый субъективный признак соучастия предполагает умышленность соучастия. Объединение физических действий невозможно без желания совместно совершить преступление. Поэтому само по себе соучастие характеризуется только прямым умыслом, т.е. осознанием соучастником общественно опасного характера своих действий (бездействия), осознанием способа содействия преступлению (способа воздействия на исполнителя), осознанием общественной опасности и характера совершаемого исполнителем преступления (и предвидением наступления общественно опасных последствий в материальных составах), а также желанием избранным способом принять участие в совместном совершении преступления.
Умышленность соучастия, тем не менее, не всегда требует осведомленности о совершении преступления сообща с другими лицами. Так, пособник может не знать о действиях подстрекателя (и наоборот), однако, осознавая свой способ содействия преступлению и желая избранным способом принять участие в совместном с исполнителем совершении преступления, он тем самым соучаствует в совершении преступления. Не требуется взаимная осведомленность и в цепочке «исполнитель - подстрекатель (пособник)», т.е. возможно соучастие и при так называемой «односторонней субъективной связи» между соучастниками («замаскированное» подстрекательство или пособничество), когда исполнитель, умышленно совершающий преступление, не осознает характера присоединяющейся деятельности подстрекателя (пособника), тогда как последний желает склонить исполнителя к совершению преступления или оказать ему содействие в его совершении. Кроме того, при таких формах соучастия, как организованная группа и преступное сообщество (преступная организация), соучастники могут не только не знать друг друга лично, но и вообще не догадываться о взаимном существовании, что, однако, не препятствует констатации соучастия.
Второй субъективный признак соучастия
С умышленностью соучастия тесно связан второй субъективный признак соучастия, в силу которого соучастие возможно только в умышленном преступлении. Неосторожное внешне совместное совершение преступления исключает единство воли, желание сообща совершить преступление. Такие случаи именуются «неосторожным сопричинением», а действия каждого из сопричинителей квалифицируются отдельно по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Следует также отметить, что если самому по себе соучастию присущ только прямой умысел, то умышленно совершаемое в соучастии преступление может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом, когда соучастники, желая принять участие в совместном совершении преступления, не желают, но сознательно допускают либо безразлично относятся к последствиям своих действий. Так, Д. и С. были осуждены за убийство с косвенным умыслом, поскольку, избивая потерпевшего ногами, обутыми в сапоги, они допускали возможность лишения жизни (иными словами, действовали с прямым неопределенным умыслом на причинение потерпевшему вреда здоровью и косвенным определенным умыслом на причинение смерти)(см.: БВС СССР. 1968. № 3.С. 21-23). Тем не менее, такие случаи нехарактерны для соучастия и встречаются лишь при простом соучастии (в сложном соучастии они образуют эксцесс исполнителя).
В зависимости от функциональных ролей, выполняемых соучастниками преступления, можно выделять два вида соучастия:
·
1. простое;
2. сложное.
В зависимости от степени сплоченности соучастников — четыре формы соучастия:
·
· группа лиц без предварительного сговора;
· группа лиц по предварительному сговору;
· организованная группа;
· преступное сообщество (преступная организация).
Деление соучастия на виды и формы не является взаимоисключающим, и ряд случаев совместного совершения преступления может быть отнесен и к одному из видов соучастия, и к одной из его форм.
Виды соучастия
В основу выделения видов соучастия может быть положен критерий функциональных ролей, выполняемых соучастниками, т.е. отсутствие или наличие в дополнение к соисполнителям иных разновидностей соучастников. На этой основе может быть выделено:
1.
1. простое соучастие или соисполнительство (в котором все без исключения совместно участвующие в совершении преступления лица являются соисполнителями);
2. сложное соучастие (в котором наряду с исполнителем (соисполнителями) присутствуют организатор, подстрекатель и (или) пособник).
Выделение видов соучастия имеет значение при квалификации преступления, совершенного в соучастии:
1) при простом соучастии:
·
· действия всех соучастников квалифицируются только по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за совершенное ими преступление;
· в случае, если такой статьей предусмотрен квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - то с вменением данного квалифицирующего признака (ч. 2 ст. 34 УК РФ).
2) при сложном соучастии:
·
· действия исполнителя (соисполнителей) квалифицируются аналогично простому соучастию. Действия же организатора, подстрекателя, пособника квалифицируются соответственно по ч. 3, 4, 5 ст. 33 УК РФ и по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за совершенное ими преступление (с вменением при наличии соисполнителей и при указании на то в статье Особенной части УК РФ также квалифицирующего признака группового совершения преступления). Ссылка на ст. 33 УК РФ применительно к действиям организатора, подстрекателя, пособника не требуется, если одновременно с выполнением ими организаторских, подстрекательских и пособнических функций они являются соисполнителями преступления (ч. 3 ст. 34 УК РФ).
Формы соучастия
В основу выделения форм соучастия может быть положен критерий сплоченности соучастников, который позволяет выделить такие формы соучастия, как:
1.
1. группа лиц (без предварительного сговора),
2. группа лиц по предварительному сговору,
3. организованная группа,
4. преступное сообщество (преступная организация) (ч. 1-4 ст. 35 УК РФ).
Совершение преступления группой лиц, группой по предварительному сговору, организованной группой является квалифицирующим признаком многих преступлений (например, п. «ж» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 2 ст. 131, ч. 2, 4 ст. 162 УК РФ).
Преступление, совершенное группой лиц (без предварительного сговора)
Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.
От всех иных форм соучастия данная отличается отсутствием предварительного сговора, т. е. спонтанностью, внезапностью возникновения и реализации умысла на совершение преступления. В силупрямого указания закона обязательным признаком группы лиц без предварительного сговора является наличие двух и более соисполнителей (при этом следует учитывать «групповое исполнение преступления»); пособничество в совершении преступления (подстрекательство к его совершению) единственному исполнителю не образует данной формы соучастия.
Вследствие внезапности преступных действий группа лиц без предварительного сговора в основном встречается как разновидность простого соучастия. Тем не менее, здесь возможно и сложное соучастие, когда в процессе осуществления преступного посягательства у соисполнителей появляется пособник (в еще более редких случаях — подстрекатель) либо когда преступление, совершаемое в сложном соучастии, является следствием внезапного видоизменения первоначально существовавшего замысла.
Преступление, совершенное группой лиц (по предварительному сговору)
В ч. 2 ст. 35 УК РФ указывается, что преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
Предварительный сговор на совершение преступления предполагает выраженную в любой форме (письменной, устной, конклюдентной) договоренность, состоявшуюся до начала непосредственного выполнения объективной стороны преступления (см., напр.: п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29).
В судебной практике считается, что конститутивным признаком группы лиц по предварительному сговору является наличие двух и более соисполнителей (см., напр.: п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29)(при этом следует учитывать сказанное ранее о «групповом исполнении преступления»).Так, по одному из дел было исключено из приговора указание на совершение убийства группой лиц по предварительному сговору (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ), поскольку было установлено, что из двух соучастников один являлся исполнителем, а другой — пособником (см.: БВС РФ. 2002. №2.С. 16-17).
Группа лиц по предварительному сговору может относиться как к простому, так и к сложному соучастию.
Отличительной чертой организованной группы (ч. 3 ст. 35 УК РФ), позволяющей отделить ее от группы лиц по предварительному сговору, является устойчивость. Об устойчивости могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность группы, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность действий и их планирование, наличие признанного руководства, постоянство форм и методов преступной деятельности, техническая оснащенность, длительность существования группы, количество совершенных ею преступлений и т.п. При этом закон не исключает создания организованной группы и всего лишь из двух лиц, и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки преступления.
Особая общественная опасность преступлений, совершаемых организованной группой, обусловила выработку судебной практикой правила, согласно которому действия всех участников организованной группы независимо от их роли в преступлении квалифицируются как соисполнительство. Кроме того, само по себе создание наиболее опасной разновидности организованной группы -банды - криминализировано законодателем в ст. 209 УК РФ, а создание организованной группы в иных случаях влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана (ч. 6 ст. 35 УК РФ).
Преступное сообщество (преступная организация)
Наиболее опасной формой соучастия является преступное сообщество (преступная организация) (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Преступное сообщество (преступную организацию) в силу сложившейся судебной практики характеризуют три отличительных признака:
1.
1. сплоченность, т.е. наличие у членов организации общих целей, намерений, превращающих их в единое целое, наличие устоявшихся связей, организационно-управленческих структур, финансовой базы, единой кассы из взносов от преступной деятельности, конспирации, иерархии подчинения, единых и жестких правил взаимоотношений и поведения с санкциями за нарушение неписаного устава сообщества, особая преступно-культурная общность и т. п.;
2. организованность, т.е. четкое распределение функций между соучастниками, тщательное планирование преступной деятельности,наличие внутренней жесткой дисциплины;
3. цель создания — совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Особая общественная опасность преступного сообщества (преступной организации) обусловила уголовную наказуемость самого по себе факта создания такого сообщества (организации) (ст. 210, 2821УКРФ).
Следует также отметить, что хотя ни в одной из статей Особенной части УК РФ совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией) не является квалифицирующим признаком состава преступления, тем не менее, при наличии в статье Особенной части УК РФ такого квалифицирующего признака, как совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершение указанным сообществом (организацией) преступления должно квалифицироваться с его вменением. При этом все действия всех участников преступного сообщества (преступной организации) независимо от их роли в преступлении квалифицируются как соисполнительство.
- Множественность преступлений: понятие, формы и значение.
В некоторых случаях лицо совершает не одно, а два или более преступления, что должно найти отражение в квалификации этих деяний и при назначении наказания.
Множественность преступлений - совершение лицом двух или более самостоятельных преступлений, каждое из которых сохраняет свое юридическое значение, т. е. лицо не было освобождено от уголовной ответственности, не истекли сроки давности либо не снята и не погашенасудимость.
Действующий УК РФ знает две формы множественности преступлений:
·
1. совокупность преступлений;
2. рецидив преступлений.
Совокупностью преступлений
Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо, их совершившее, не было осуждено (ч. 1 ст. 17 УК РФ).
Признаки совокупности преступлений:
1.
1. Лицом совершено не менее двух самостоятельных преступлений. Преступления, входящие в совокупность, могут совершаться как с одной, так и с разными формами вины.
2. Ни за одно из этих преступлений лицо еще не было осуждено.
Виды совокупности преступлений:
·
· реальная;
· идеальная.
Реальная совокупность — это совершение лицом двух общественно опасных деяний, каждое из которых содержит признаки самостоятельного преступления. Этот вид совокупности может включать разнородные (например, хулиганство и кража), однородные (например, грабеж и вымогательство) и даже тождественные (например, три последовательно совершенные кражи) преступления.
Идеальная совокупность - совершение одного общественно опасного деяния, которое содержит одновременно признаки преступлений, предусмотренных двумя или более уголовно-правовыми нормами (ч. 2 ст. 17 УК РФ). Например, умышленное причинение потерпевшему смерти в процессе разбойного нападения образует совокупность убийства из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и разбоя, совершенного с причинением тяжкого вреда здоровью (п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ). Таким образом, одно общественно опасное деяние образует два самостоятельных преступления. В идеальную совокупность могут входить только разнородные преступления.
Значение совокупности преступлений:
1.
1. каждое из входящих в нее преступлений квалифицируется самостоятельно, т. е. по соответствующей статье или части статьи Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 17 УК РФ);
2. наказание по совокупности преступлений назначается в порядке, установленном ст. 69 УК РФ.
ВАЖНО!
Совокупность преступлений необходимо отличать от конкуренции уголовно-правовых норм, при которой совершенное деяние подпадает под действие двух норм, из которых необходимо выбрать только одну и именно по ней квалифицировать совершенное преступление. В ч. 3 ст. 17 УК РФ предусмотрен только один вид конкуренции уголовно-правовых норм - конкуренция общей и специальной норм, при которой ответственность наступает по специальной норме. Но в теории уголовного права выделяются и другие виды конкуренции норм.
- Единичные преступления, имеющие сложное содержание.
Единичным преступлением признается такое деяние, которое содержит состав одного преступления и квалифицируется по одной статье или ее части. Такое деяние может осуществляться как одним действием (бездействием), так и системой действий (актов бездействия), может влечь за собой одно или несколько последствий, может совершаться с одной или двумя формами вины (в отношении разных последствий), но во всех этих случаях оно остается единичным преступлением и понятием множественности не охватывается.
По своей законодательной конструкции все единичные преступления делятся на простые и сложные.
|