Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие социально-психологического барьера

Социально-психологический барьер как специфическое со­стояние или свойство индивида. Социально-психологический ба­рьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельнос­ти [1]—[3].

В качестве состояния социально-психологический барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особеннос­тей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жиз­недеятельности. Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определенным стечением об­стоятельств, может оказаться психологическим барьером, де­формирующим его внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнером.

В качестве же свойства личности социально-психологичес­кий барьер представляет собой одно из стабильных проявлений, порожденных особенностями характера личности, а не той или иной преходящей ситуации. Или, наоборот, повышенная подо­зрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющиеся свойством характера личности, оказываются, не­зависимо от конкретной ситуации, социально-психологическим барьером на пути общения.

Социально-психологический барьер как фактор жизнедея­тельности личности. Социально-психологические барьеры лич­ности — это те препятствия и осложнения, которые возникают при функционировании психики в процессе человеческой жизне­деятельности. Одной из наиболее распространенных форм соци­ально-психологического барьера является нервное напряжение, которое может оказать деформирующее, негативное влияние на все проявления психики индивида.



Известно, например, что состояние предельного нервно-пси­хического напряжения человека способно обернуться как эмо­циональным срывом, так и скованностью мысли, неспособностью решения даже простых задач. В состоянии запредельного психи­ческого напряжения нарушаются многие функции нервной сис­темы: появляются провалы в памяти, трудности сосредоточения внимания, неадекватности восприятия и реагирования на дей­ствия других людей [4]—[12]. Именно стрессовой ситуацией обя­заны своим происхождением такие речевые аномалии, как заикание, или, наоборот, бессвязная скороговорка. Аналогичным индикатором состояния стрессового эффекта может быть и из­лишняя жестикуляция. Вспомните сверхподвижного полицейского капитана Жюва в исполнении французского актера Луи де Фюнеса в художественном фильме "Фантомас".

Все это мешает творческой самореализации личности или вовсе перекрывает выход ее психической энергии в эффектив­ное действие. Но точно так же в качестве психологического барьера может выступать и психическое состояние индиффе­рентности, безразличия, апатии или даже депрессии. В таком состоянии, как и при зашкаливающем возбуждении, становит­ся невозможной психологическая включенность в деятельность, снижается уровень результативности во всех сферах проявле­ния личностного потенциала человека.

Известна также парализующая психические возможнос­ти человека сила страха или неверия в себя, сила негативных эмоций и длительных отрицательных переживаний.

В качестве барьера, как это видно из предложенного оп­ределения, может выступать не только общее психическое со­стояние, но и свойство личности. Таковым, например, является замкнутость, повышенная герметичность личности как барьер на пути ее общения с другими людьми.

В качестве психологического барьера может выступать и такое свойство как излишняя застенчивость, повышенная впе­чатлительность, стыдливость. В печати сообщалось, например, об одной американской девушке, которая падала в обморок от одного только слова "секс".

По своей природе психологический барьер может пред­ставлять собой также устойчивую установку или психический настрой личности как разновидность ее психического состоя­ния или состояния ее сознания.

Психологический барьер и установка. Варианты психо­логических установок, препятствующих самореализации лич­ности, достаточно многообразны — от фиксированных на ее недостатках до чрезмерно сфокусированных на достижениях. Применительно к процессу познания, например, эта ха­рактеристика может быть целиком отнесена к такой форме по­зитивного результата гностической деятельности человека, какой является истина [13].

Разумеется, не истина сама по себе выступает в качестве психологического барьера на пути дальнейшего развития че­ловеческого познания, а отношение к ней индивида. Такое от­ношение, которое, преломляясь через субъективное восприятие, полученное в результате познавательной деятельности дости­жения истины, влияет затем определенным образом на весь фон и структуру гностической активности человека.

Влияние это носит двоякий характер. С одной стороны, оно стимулирует творческую активность в области научной деятельности. Однако с другой — накладывает определенные ограничения на возможности творческого поиска в той же са­мой области, поскольку уже самим фактом прочного утверж­дения авторитета той или иной установившейся истины исключает альтернативные подходы и решения.

Именно в этом смысле о консервативной роли истины как фактора локализации творческого процесса писал в свое вре­мя Ф. Бэкон: "Когда истина обнаружена, она налагает ограни­чения на мысли людей" [14, с. 352].

Ограничительная и запретительная (интердиктивная) роль получивших признание и выступающих в качестве психологи­ческого барьера идей проявляется особенно ярко в период их наибольшей распространенности и популярности. Именно в этот период особенно велика сила их консервативного влияния на развитие или хотя бы даже саму формулировку принципи­ально новых идей и гипотез.

А это делает задачу преодоления подобного психологичес­кого барьера достаточно сложной. Трудно не согласиться в этой связи с известным английским ученым и историком науки Джо­ном Берналом, который писал: "Очень часто, в особенности, ког­да научные законы и теории завоюют всеобщее признание, они становятся помехой для научного открытия. Наибольшая труд­ность открытия заключается не столько в проведении необходи­мых наблюдений, сколько в ломке традиционных идей при их толковании. С тех пор как Коперник доказал вращение Земли, Гарвей — наличие кровообращения, до того момента, когда Эй­нштейн уничтожил старую теорию об эфире, а Планк постулировал квант действия, реальная борьба в науке была направ­лена не столько на постижение тайн природы, сколько на лом­ку установившихся идей, хотя бы они в свое время и способствовали развитию науки" [15, с. 34].

Из сказанного следует, что степень трудностей, встающих на пути преодоления психологического барьера в научном ис­следовании, находится в прямой зависимости от степени фунда­ментальности соответствующей традиционным знаниям и охраняющей их системы психологических барьеров.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.