Смена надстроечной парадигмы: способ преодоления барьеров на пути гуманизации общества
Есть ли альтернатива традиции идеологического и политического диктата. Однако вернемся к исходному тезису относительно деидеологизации и деполитизации как условий свободного и независимого развития гуманитарного образования и науки. Можно ли совместить его со всем тем, о чем только что говорилось выше как о совершенно противоположной и столь же обоснованной тенденции?
Если исходный тезис о необходимости освобождения гуманитарного образования и науки от давления идеологических и политических структур оставить в силе, то вопрос этот можно сформулировать и иначе: есть ли альтернатива прежнему наследию односторонней подчиненности духовной жизни общества (в том числе науки, культуры и образования) политическому и идеологическому диктату?
На наш взгляд, имеются все основания для того, чтобы такую альтернативу предложить. Она, по нашему глубокому убеждению, состоит в смене парадигм, характеризующих взаимосвязь и взаимозависимость, с одной стороны, политико-идеологических, а с другой — духовно-нравственных структур и приоритетов в системе распределения социальных ценностей и доминант российского социума.
Прежняя парадигма взаимосвязи и соподчинения этих структур может быть представлена такой моделью, у которой в вершине в качестве цели выступает политика и идеология, а в качестве средств, обеспечивающих ее доминирующую и приоритетную роль, равно как и подчиненных первым, — духовно-нравственные ценности, представленные национальной культурой, национальным самосознанием и общественным настроением, наукой и гуманитарным образованием (см. таблицу 5).
Таблица 5
Старая надстроечная парадигма
Политика и идеология
| Духовно-нравственные ценности (национальная культура, самосознание и настроение, наука и гуманитарное образование)
|
Нам представляется назревшей и правомерной тенденцией, отвечающей социальному заказу и духу времени, необходимость смены старой парадигмы на новую, построенную по альтернативному принципу доминирования духовно-нравственных ценностей над идеологическими (см. схему 26).
Схема 26.
Смена надстроечной парадигмы
Идея такой перестановки акцентов и представлений о приоритетных и доминирующих ценностях в структуре традиционной модели социума, конечно, нуждается в дальнейшем анализе с точки зрения того, насколько она может быть воплощена в реальный алгоритм жизнедеятельности.
Возможности и реальность смены надстроечной парадигмы в прошлом и теперь. Начнем с определения того, насколько она практически достижима вообще. На наш взгляд, вопреки обозначенной ранее модели, характерной для распределения названных ценностей в нашей российской истории, даже в ней можно найти ситуацию если не полного, то хотя бы частичного подобия новой парадигме распределения политических и духовно-нравственных ценностей.
Пример такого распределения дает, на наш взгляд, время царствования Екатерины II, когда, по свидетельству выдающегося российского историка В. О. Ключевского, доминантой в структуре социальных ценностей общества того времени было духовно-нравственное начало, вершиной которого являлось состояние социальной психики, преобладающее общественное настроение, в котором было аккумулировано высокое чувство и мироощущение национального достоинства и национального самосознания народа [19, с. 290].
Другим примером той эталонной модели распределения приоритетов, где тон задает социально-психологическая доминанта, представленная преобладающим общественным настроением, общественным мнением и высоко поднятым чувством национального достоинства, является способ связи гуманитарного образования в университетах США с системой тех нравственных ценностей, которые в них впитывает, а затем и реализует в политике будущая правящая элита.
Здесь очевидна инструментальная роль политики и идеологии в качестве средства сохранения, поддержания и развития тех ценностей, которые формируются как некая доминанта в духовной атмосфере американского университета. Естественной традицией в такой ситуации становится выработка именно в университетской среде неформального общения, критериев и эмпирических индикаторов для оценки всей системы управления страной, начиная с фигуры скромного менеджера до президента того или иного концерна и даже страны.
Это позволяет говорить о том, что искомая нами парадигма перераспределения приоритетов власти и духовно-нравственных ценностей как некая модель вполне достижима в ее практическом осуществлении как в нашем же историческом прошлом, так и в настоящем. Об этом свидетельствует и некоторый наш современный опыт развития университетского образования.
Современный опыт развития университетского гуманитарного образования. Примером этого может служить в числе других вузов и опыт Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, в котором в качестве стратегической цели формирования специалиста гуманитарного профиля ставится задача осуществления преемственности, сохранения и развития лучших национальных традиций российского социума, и прежде всего гуманитарной и духовно-нравственной культуры [20]. Этот курс, взятый СПбГУП на приоритетное развитие духовной, правовой, экономической, политической и профессиональной культуры будущего специалиста, получает аргументированное обоснование в культуроцентристской концепции образования, предложенной А. С. Запесоцким [21].
Есть все основания предполагать, что реализация культуроцентристской концепции в качестве стратегии вузовского, и прежде всего гуманитарного, образования позволит со временем привести к смене рассмотренных выше парадигм и способствовать на пороге XXI века как свободной и всесторонней реализации творческого потенциала нового молодого поколения, так и духовно-нравственному преобразованию России.
Необходимость социально-психологического обеспечения гуманитарного образования и духовного здоровья общества. Такая смена предполагает расширение поля практического внедрения культуроцентристской концепции и выход за ее рамки одного или несколько вузов на широкий простор университетского образования в стране в целом.
А это, в свою очередь, возможно лишь при условии всестороннего как экономического, правового, так и научного, и в частности социально-психологического, обеспечения готовности всего общества, народа и государства к включению своих сил в решение обозначенных выше задач.
Существенную роль здесь могли бы сыграть концепция и программа социально-психологического исследования и обеспечения эффективности гуманитарного образования. Их разработка и последующая реализация позволили бы поднять уровень психологической готовности молодого специалиста к продуктивной профессиональной деятельности и в экстремальных условиях современной жизни. Это, в свою очередь, явилось бы надежной гарантией неповторения ошибок прошлого опыта и условием формирования не только социального оптимизма, но и самого общества, подлинно здорового во всех отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная психология как наука, изучающая многообразные проявления психической жизнедеятельности человека, прошла значительный путь в своем развитии как у нас в стране, так и за рубежом.
Сегодня ей предстоит принять активное участие в решении больших и сложных социально-психологических проблем, связанных с историческим процессом экономического и политико-правового реформирования, а также духовно-нравственного возрождения и преобразования России.
Это, в свою очередь, предполагает развитие и совершенствование духовно-нравственной и социально-психологической культуры, гражданского самосознания человека, а также его психологической готовности к эффективной деятельности во всех сферах социальной жизни.
Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии, и прежде всего те, которые связаны с феноменом личности и деятельности последней в свете данной науки.
Исторический опыт и исследования говорят об огромном потенциале возможностей эффективной психической деятельности человека как личности и неповторимой индивидуальности.
Но на пути развертывания и реализации психического потенциала человека немало трудностей, противоречий и многочисленных барьеров.
Социально-психологические знания, новейшие методы оценки, коррекции и развития психического потенциала и деятельности человека позволяют сформировать надежную систему научного обеспечения эффективности последней.
Как фундаментальная наука, опирающаяся на мировой опыт осмысления и обобщения закономерностей и тенденций психической жизнедеятельности человека, социальная психология накопила достаточно богатый опыт понимания природы и механизмов психического состояния и поведения людей, который позволяет ей предугадывать и предвидеть многое из того, что может и должно произойти в развитии общества.
Рост интереса людей, например, к этой науке, который наблюдается сегодня, перспектива и расширение сферы ее практического применения — все это было предугадано пионерами ее возрождения в нашей стране еще более четверти века назад.
В середине 80-х годов нами было высказано и предостережение об угрозе психологической неготовности общества к эффективному осуществлению процесса его радикального обновления без необходимой программы социально-психологического обеспечения.
Однако практическое подтверждение этого и других прогнозов не означает, что концептуальные и прогностические возможности социальной психологии не имеют строгих границ. Сама наука, как известно, не обнаружила той степени динамичности в восприятии и понимании природы современных процессов социальной трансформации (которая была столь необходима), а значит, оказалась не готовой к адекватному ответу на те непростые вопросы, связанные с психическим состоянием, отношениями и действиями людей, которые были поставлены временем радикальных перемен.
Из этого следует очевидная актуальность обновления ее концептуального аппарата и методов исследования, значимость перестройки позиций и подходов специалистов в данной области знаний. Заслуживает в связи с этим особого внимания проблема формирования психологической готовности человека к эффективной деятельности вообще и инновационной в первую очередь.
Вместе с тем было бы ошибочно и абсолютизировать стремление к переменам любым способом и любой ценой. Вряд ли можно оправдать то шараханье из одной крайности в другую, которое наблюдается нередко как среди практических деятелей, так и среди исследователей, способных в относительно короткий интервал времени пережить обращение или трансформацию из бескомпромиссных критиков в апологетов одних и тех же теорий, равно как и наоборот.
Подобные трансформации во взглядах на проблемы социальной психологии во многом несут на себе печать как излишней политизации, так и подверженности влиянию моды или конъюнктуры, неспособности выдержать дистанцию, необходимую для взвешенной оценки событий и обстоятельств, прежде чем они станут предметом обоснованного научного осмысления и т. д.
В этом же ряду факторов, деформирующих строгость и взвешенность научной выправки исследователя, может оказаться и некритическое заимствование, если не слепое копирование чьего-либо опыта при одновременной недооценке собственного.
Последнее особенно актуально учитывать в том случае, когда речь идет об отношении к опыту развития отечественной социальной психологии. Последняя, к сожалению, пока не стала предметом постоянного и скрупулезного внимания наших исследователей.
Между тем, будучи мировой наукой, социальная психология может успешно развиваться и в рамках сложившихся традиций национальных школ под влиянием специфических для истории того или иного народа проблем, не говоря уже о его специфическом взгляде на мир, о его менталитете.
Нам представляется, что одной из причин трудностей осуществления современной трансформации социальных структур и отношений в России является как раз неготовность исследователей и практиков к тому, чтобы учесть особенности психологии своего народа и его истории, избежав тем самым механического копирования опыта других стран и народов при решении своих в высокой степени уникальных проблем.
Вполне понятно и объяснимо стремление как исследователей, так и практиков добиться эффективности от внедрения социально-психологического знания в решение актуальных социальных проблем. Успешное развитие современных отраслей прикладной социальной психологии, несомненно, открывает перспективу их эффективного внедрения в самые разные сферы социальных отношений и структур.
Нельзя вместе с тем не видеть постепенно растущего разрыва между уровнем притязаний специалистов на масштабы внедренческой деятельности, с одной стороны, и уровнем фундаментально-теоретического обеспечения потенциала практической социальной психологии — с другой.
Отставание с развитием современной социально-психологической теории с неизбежностью сказывается на потенциале диагностического и прогностического подкрепления современной прикладной социальной психологии.
Бесспорно, полезно накопление и обогащение опыта психологических консультаций и внедрения технологий диагностического и корректирующего характера в работе тех или иных частных фирм, объединений и организаций. Однако еще более весомо внедрение методов социальной психологии для решения масштабных задач на уровне государственного управления.
Перед практической социальной психологией стоит непростая задача занять адекватную позицию при поиске способов преодоления тех негативных социально-психологических последствий, которые порождаются в обществе растущей социальной дифференциацией населения, сопровождающейся ростом недовольства ее наиболее ущемленных слоев, их нереализованных потребностей в социальной защищенности от угрозы нищеты, безработицы и преступности. Не менее острой и чреватой социальными катаклизмами проблемой остается ущемленное у значительной части населения чувство социальной справедливости, равно как и потребность полноценной реализации чувства гражданского и человеческого достоинства.
Естественно, что решение этих проблем невозможно лишь на уровне индивидуальной психотерапии или психологических консультаций, но предполагает включение потенциала всей социальной психологии в формирование общенациональной стратегии социального развития и контроля тех механизмов социальной трансформации, которые бы исключали само возникновение подобных проблем.
Тем не менее необходимо учитывать, что социальная психология как наука может отвечать лишь за успехи формирования тех или иных социально-психологических условий и предпосылок, связанных с эффективностью человеческой деятельности в различных сферах социальной жизни.
Поэтому, подчеркивая ее возрастающую значимость, нужно помнить не только о ее больших возможностях, но и границах. По мере изменения статуса социальной психологии, когда она покажет возможность успешного решения проблем не только на личностном или микрогрупповом, но и на государственном уровне, шире станут и возможности ее творческой и эффективной самореализации как фундаментальной и прикладной науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
1. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. — М., 1975.
2. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979.
3. Абульханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.
5. Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1988.
6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.
7. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. — Л., 1997.
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.
10. Бодалев А. А. Психология личности. — М., 1988.
11. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление И общение. — Минск, 1990.
12. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.
13. Грушин Б. А. Массовое сознание. — М., 1988.
14. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.
15. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984.
16. Зотова О. И. и др. Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее / О. И. Зотова, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова. — М., 1988.
17. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.
18. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориального самоуправления. — СПб., 1993.
19. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
20. Психологический пульс современной России / Под ред. В. В. Новикова (на англ, языке). — М.; Ярославль, 1997.
21. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1986.
22. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. — М.; Новосибирск, 1997.
23. Советова О. С. Инновация: теория и практика. — СПб., 1997.
24. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987.
25. Социальная психология и общественная практика. — М., 1985.
26. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. — М., 1988.
27. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. — М., 1996.
28. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.
29. Уледов А. К. Психосоциология: сущность и функции. — М., 1995.
30. Шепель В. М. Управленческая психология. — М., 1984.
31. Шестопалов Ю. А. Общение: возможность и действительность. — Фрунзе, 1985.
32. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. —- М., 1985.
33. Шкуратов В. А. Историческая психология. — М., 1997.
34. Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы: Материалы научной конференции / Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб., 1993. — В 3 ч.
Глава 1
1. Фурст Д. Невротик, его среда и внутренний мир. — М., 1957.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
3. Тард Г. Законы подражания. — СПб., 1982.
4. Тард Г. Общественное мнение и толпа. — М., 1902.
5. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.
6. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
7. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л., 1967.
8. Теоретическая и прикладная социальная психология / Под ред. А. К. Уледова. — М., 1988.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
10. Методология и методы социальной психологии.— М., 1977.
11. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1977.
12. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — Л., 1981.
13. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1986.
14. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб., 1996.
Глава 2
1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. — М., 1972.
3. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. — М., 1972.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
5. Allport Y. W. The Historical Background of Modern Social Psychology. — Cambridge, 1954.
6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.
7. Аристотель. Политика. — М., 1911.
8. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв. — М., 1955. — Т. I.
9. Гегель. Философия истории // Соч. — М., 1935. — Т. VIII.
10. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. — М., 1960.
11. Плеханов Г. В. Материалистическое понимание истории // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. II.
12. Sargent S. St. Social Psychology. — New-York, 1950.
Глава 3
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А.
Современная социальная психология на Западе (Теоретическая ориентация). — М., 1978.
2. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. — М., 1979.
3. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М., 1985.
4. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. — М., 1980.
5. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.
6. Парыгин Б. Д., Рудаков Л. И. Н. К. Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе // История и психология. — М., 1971.
7. Рудаков Л. И. К вопросу об оценке социально-психологических воззрений Н. К. Михайловского // Проблемы философии и социологии. — Л., 1968.
8. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.
9. Михайловский Н. К. Граф Бисмарк // Поли. собр. соч.
— Спб., 1909. — Т. 6.
10. Михайловский Н. К. Отклики // Поли. собр. соч. — Спб., 1914. — Т. 8.
11. Михайловский Н. К. Герои и толпа // Поли. собр. соч.
— Спб., 1907. — Т. 2.
12. Парыгин Б. Д. Вопросы социальной психологии в работах Г. В. Плеханова // Проблемы общественной психологии. — М, 1965.
13. Флегонтова С. М. Г. В. Плеханов о роли психологического фактора в истории // Социальная психология и философия. — Л., 1973. — Вып. 2.
14. Кольцова В. А. Проблемы социальной психологии в трудах Г. В. Плеханова // Психол. журнал. — 1981. — № 5.
15. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.
16. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории // Избр. филос. произв. в пяти томах. — М., 1956. — Т. П.
17. Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. П.
18. Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России // Избр. филос. произв. — М., 1957. — Т. III.
19. Плеханов Г. В. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии // Избр. филос. произв. — М., 1958. — Т. V.
20. Плеханов Г. В. К психологии рабочего движения // Избр. филос. произв. — М., 1958. — Т. V.
21. Плеханов Г. В. Письма без адреса // Избр. филос. произв. — М., 1958. — Т. V.
22. Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990.
23. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — Спб., 1911.
24. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994.
25. Кузьмин Е. С. Развитие социальной психологии в СССР // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979.
26. Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. — Л., 1979.
27. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.
28. Свенцицкий А. Л. История развития социально-психологической теории // Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.
29. Абульханова-Славская К. А., Кольцова В. А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. — М., 1997.
30. Челпанов Г. И. Психология и марксизм. — М., 1924.
31. Артемов В. А. Введение в социальную психологию. — М., 1927.
32. Блонский П. П. Очерки научной психологии. — М., 1924.
33. Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. — Ростов-на-Дону, 1925.
34. Челпанов Г. И. Социальная психология или "условные рефлексы"? — М.; Л., 1926.
35. Корнилов К. Н. Психология и марксизм. — М.; Л., 1925.
36. Артемов В. А. К вопросу о социальной психологии // Психология. — М.; Л., 1929. — Т. II. Вып. 2.
37. Залкинд А. Б. Половой вопрос в условиях советской общественности. — Л., 1926.
38. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. — СПб., 1993.
39. Троцкий Л. Литература и революция. — М., 1991.
40. Блонский П. П. Педагогика. — М., 1922.
41. Петровский А. В. История советской психологии. — М., 1967.
42. Рейснер М. А. Проблемы психологии и теории исторического материализма // Вестник социалистической академии. — 1923. — № 3.
43. Диалектический и исторический материализм. Ч. П. Исторический материализм / Под ред. М. Митина, И. Разумовского. — М., 1932.
44. Фомина В. А. Рецензия на книгу Г. В. Плеханова "О материалистическом понимании истории"//Советская книга. — 1946. — № 2.
45. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1937.
46. Барт П. Философия истории как социология. — Спб., 1902.
47. Fromm E. The Sane Society. — N.Y.; Toronto, 1955.
48. Ананьев Б. Г. Бытие и сознание (О новой книге С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии. — 1959. — № 1.
49. Ковалев А. Г. О социальной психологии // Вестник ЛГУ. — 1959. — № 11.
50. Парыгин Б. Д. О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии // Вестник ЛГУ. — 1959. — № 23.
51. Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. — М., 1965.
52. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Марк и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3.
53. Энгельс Ф. — И. Блоху // Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. произв. в 2 т. Т. П.
54. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 2 т. Т. П.
55. Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. — М., 1960.
56. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
57. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
58. Абульханова-Славская К. А. Состояние социальной психологии в 80—90-е годы. Заключение // Психологическая наука в России XX столетия. — М., 1997.
59. Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы: Материалы научной конференции / Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб., 1993. — В 3 ч.
60. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.
61. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д. Парыгина. — 2-е изд., доп. и испр. — СПб., 1997.
Глава 4
1. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М., 1965.
2. Джемс В. Научные основы психологии. — Спб., 1902.
3. Merton R. Social Theory and Social Structure. — Ylencoe, 1957.
4. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. — М., 1966.
5. Леонтьев А. А. Языкознание и психология. — М., 1966.
6. Дивитовская Н. А. Позиция личности // Социальная психология и философия. — Л., 1971.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
8. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.
9. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.
10. Парыгин Б. Д. Общественное настроение, его природа и динамика // Проблемы общественной психологии. — М., 1965.
11. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. — М. 1966.
12. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. — М., 1990.
14. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. — М., 1996.
15. Краткий словарь по социологии. — М., 1989.
16. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориального самоуправления. — СПб., 1993.
17. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
18. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. — 1979. — № 8.
19. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.
20. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. — СПб., 1997.
Глава 5
1. Мопассан Ги де. Пьер и Жан // Поли. собр. соч. в 12 т. — М., 1958. — Т. 8.
2. Павлов Т. Некоторые методологические вопросы эстетики // Проблемы эстетики. — М., 1958. «гш
3. Дубинин Н.П. Философский и социологический аспект генетики человека // Вопросы философии. — 1971. — № 1.
4. Добжанский Т. Детерминизм и индетерминизм в биологической эволюции // Философские вопросы биологии и биокибернетики. — М., 1970.
5. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.
7. Гримак Л. П. Моделирование состояния человека в гипнозе. — М., 1978.
8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.
9. Гримак Л. П. Общение с собой. — М., 1991.
10. Уровень таланта // Комсомольская правда. — 1972. — 19 авг.
11. Могендович М. Мозг и жизнь. — Пермь, 1967.
12. Амосов Н. М. Искусственный разум. — Киев, 1969.
13. Амосов Н. М. Алгоритмы разума. — Киев, 1979.
14. Симонов П. В. Что такое эмоция? — М., 1966.
15. Парыгин Б. Д. Можно ли раскрыть "второе дно"? // Неделя. — 1973.
16. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. — М., 1978.
17. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994.
Глава 6
1. Парыгин Б. Д. Психологический барьер как фактор общения // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. — Л., 1973.
2. Парыгин Б. Д. Социально-психологический барьер и его функции // Философия и социальная психология. — Л., 1974.
3. Парыгин Б. Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. — Л., 1975. — Вып. 3.
4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
5. Эмоциональный стресс. — Л., 1970.
6. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.
7. Селье Г. На уровне целого организма. — М., 1966.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
9. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982.
11. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. — Л., 1983.
12. Психогении в экстремальных условиях. — М., 1991.
13. Горбачевский В. Ф. Психологический барьер на пути к научному открытию // Проблемы философии и социологии / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1968.
14. Бэкон Ф. Опыт или наставления нравственные или политические // Соч. — М., 1972. — Т. 2.
15. Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956.
16. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.
17. Бассин Ф. В. О силе "Я" и психологической защите // Вопросы философии. — 1969. — № 2.
18. Воловик В. М., Вид В. Д. Психологическая защита как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред. М. М. Кабанова. — Л., 1976.
19. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологической журнал. — 1988. — № 3.
20. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.
21. Романова Е. С., Гребенникова Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996.
22. Freud A. Defense Mechanisms: Encyclopedia Britanika. V. 7. // Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. — Мытищи, 1996.
23. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб., 1994.
24. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987.
25. Практикум по социально-психологическому тренингу
/ Под ред. Б. Д. Парыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1997.
Глава 7
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
3. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.
6. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М., 1979.
7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.
8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
9. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. — М., 1987.
10. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
11. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Т. 3. — М., 1983.
12. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985.
13. Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.
14. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. — Л., 1989.
15. Кастанеда К. Дверь в иные миры. — Л., 1991.
16. Солженицин А. Лицемерие на исходе XX века // Аргументы и факты. — 1997. — № 40.
Глава 8
1. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: проблемы, тенденции и пути решения // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7, № 6.
2. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к социальному действию // Человек, наука, производство. — СПб., 1992. — Ч. 1.
3. Парыгин Б. Д. Проблема готовности в социальной психологии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 1996.
4. Иолов Г. Критические ситуации и массовая психика. — София, 1973 (на болг. яз.).
5. Парыгин Б. Д. Психологическая готовность к территориальному самоуправлению: проблемы и перспективы. — Л., 1991.
6. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориального самоуправления. — СПб., 1993.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985.
8. Николаев Д. П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. — М., 1988.
Глава 9
1. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. — М., 1978.
2. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. — Л., 1972.
3. Мечников И. И. Этюды оптимизма. — М., 1964.
4. Бондарев Ю. Ожидание. — М., 1976.
5. Селье Г. На уровне целого организма. — М., 1966.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
7. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
9. Лозанов Г. Суггестология. — София., 1971.
10. Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. — Пермь, 1971.
11. Вопросы внушающего воздействия в педагогике. — Пермь, 1972.
12. Циолковский К. Э. Гений среди людей. // Terminator. — 1994. — № 1.
13. Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
Глава 10
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
2. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л., 1970.
3. Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979.
4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. — М., 1979.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. —М., 1991.
6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.
7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
8. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. — М., 1978.
9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.
10. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство. — Л., 1973.
11. Парыгин Б. Д. Как найти ключи // Комсомольская правда. — 1974. — 29 марта.
12. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — М., 1986.
13. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1990.
Глава 11
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.
2. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М., 1995.
3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа // Соч. — М., 1956. — Т. III.
4. Гегель. Фрагменты. Исторические этюды // Работы разных лет: В 2 т. — М., 1970. — Т. 1.
5. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1990.
6. Астафьев Н. О духе времени. — Спб., 1899.
7. Болдуин Д. М. Психология и ее методы. — Спб., 1908.
8. Белинский В. Г. Речь о критике // Избр. филос. соч.: В 2 т. Т. 1.
9. Тарле Е. В. Наполеон. — М., 1957.
10. Плеханов Г. В. О материалистическом понимании истории // Избр. философ, произв.: В 5 т. — М., 1956. — Т. II.
11. Тугаринов В. П. Личность и общество. — М., 1965.
|