Обратная связь
|
Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы». Мы все об этом слышали.
Наше будущее зависит.
Мы не можем остаться равнодушными.
Проблемы, с которыми сталкивается общество.
это влияет на всех нас.
Возможные формулировки аргументации собственной позиции.
Переходом к аргументам могут служить такие фразы:
- Доказательством этой мысли может служить тот факт, что …
- В качестве аргумента могут служить (можно привести) слова …
- Еще одним аргументом …
К проблеме экологии.
- Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землей, с горами отходов и мусора, с тысячами гектаров мертвых и зараженных пространств… Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.
- Примеров кощунственного отношения к природе бесчисленное множество. Достаточно вспомнить заваленные хламом леса, тонны нефти, выливаемые в моря и реки, загазованные города… Это реалии сегодняшнего дня.
- В качестве аргумента может служить повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой», где автор говорит о бездумном отношении человека к природе, к земле, о его неуважении к прошлому.
- Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю______________(ФИ писателя).
- Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет.
Среди них – любовь к Родине, к родной природе.
К проблеме сохранения культурного наследия.
· Я согласен с автором в том, что культурное и историческое наследие нужно беречь. У нас великое прошлое! В нем много горя и крови, но много и героизма.
· Я с детства влюблен в историю России. Исторические книги рассказывали мне о хранителях русской земли: Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском и др. Мне кажется, что без знаний о них мое представление о Родине было бы неполным.
· Эйнштейн сказал, что Достоевский дает ему больше, чем математика.
· Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну. «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, «Василий Теркин» Твардовского, Седьмая симфония Шостаковича… Такие произведения помогли выстоять советскому народу, не сломиться духом.
· Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственного уродства.
· Уроки литературы приобщают нас к высокой культуре, побуждают стремиться к созданию духовных ценностей.
· «Музыка – это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения». (Д.Кабалевский.)
· Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений. (С. Струмилин.)
К проблеме сохранения языка.
- Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
- Прочитав текст, я вспомнил высказывание К.Паустовского о том, что многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К проблеме памяти.
- Память – основа совести и нравственности, основа культуры. (Д.Лихачев.)
- Памятники напоминают о славных деяниях предков. Они воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому. Они рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных. Памятники ободряют дух в годины народных бедствий.
К проблеме чести, достоинства, патриотизма.
- Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь у отцов. (Ш.Монтескье)
- Во время Бородинской битвы генерал Раевский вывел всех своих сыновей на поле битвы, причем младшему сыну было тогда всего 14 лет. Дворянскую честь, чистоту совести и свободу Отечества они ценили больше, чем жизнь.
- Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек. (Д.Фонвизин)
- «Имей сердце, имей душу, и будешь Человеком во всякое время». (Слова Стародума из комедии Фонвизина «Недоросль»).
- История воспитывает…
- Лев Толстой убежден в нравственной ответственности человека за каждое слово, за каждый свой поступок.
- «Стержень, сердцевина человеческой личности – честь, достоинство, любовь к Отчизне, любовь к людям» (В.Сухомлинский)
К проблеме нравственности, добра и зла.
- Черствость души – самая страшная болезнь на свете. (Из восточной мудрости)
- Виктор Астафьев сказал, что первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро. Именно этой задаче «утверждать добро и противостоять злу» (ФИ автора) служит каждым своим произведением.
- Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека», - говорил восточный мудрец.
- «Невежда без души – зверь» (Слова Стародума из комедии Фонвизина «Недоросль»)
- «Чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить Отечеству» (А.С.Грибоедов).
- «Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых». (В.Астафьев)
В качестве аргументов можно использовать Библейские истины:
- И как хотите, чтобы поступали люди с вами, так поступайте и вы с ними.
- Малое добро всегда разрушит большое зло, но зло против зла рождает еще большее зло.
- Возлюби ближнего как самого себя.
В качестве аргументов можно использовать пословицы, афоризмы, крылатые выражения.
- Знание и мудрость украшает человека.
- Что делает отец, то старается делать и сын.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам.
- Знание – дерево, а дело плоды.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Человек без воспитания – что тело без души.
- «Ни один злой человек не бывает счастлив». (Ювенал)
- «Много многознаек не имеют разума. Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию». (Демокрит)
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Цицерон)
Форма заключения
- обзор всех положений, которые ты осмыслил (вывод)
- цитата, если она является итоговым суждением (обязателен комментарий к ней)
- этически корректное возражение автору;
- спор с воображаемыми критиками позиции автора;
- яркий пример, обобщающий твои суждения;
- иллюстрация, облегчающая понимание высказанных положений;
- яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям;
- вывод - впечатление;
-рассуждение об идее текста, сформулированной в 1-3 предложениях.
Заключение должно быть связано
с основной проблемой и соответствовать вступлению (мультимедиа)
Возможные варианты заключения:
1. Общий вывод.
2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
3. Изложение собственной позиции.
4. Рассуждения о том, какое значение будет иметь для автора прочитанный текст сочинения.
5. Расширение проблемы. Новый вопрос.
Критерии оценивания ответа на задание С1
К 1
| Формулировка проблем исходного текста
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
|
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
|
| К 2
| Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, нодопущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
|
| К 3
| Отражение позиции автора исходного текста
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
|
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
илипозиция автора исходного текста не сформулирована.
|
| К 4
| Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),
или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
|
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
|
| Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, илимнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), иливообще не отражено в работе.
|
| II
| Речевое оформление сочинения
| К 5
| Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
|
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
|
| К 6
| Точность и выразительность речи
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, нопрослеживается однообразие грамматического строя речи, илиработа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, ноесть нарушения точности выражения мысли.
|
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
|
| III
| Грамотность
| К 7
| Соблюдение орфографических норм
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
|
| допущена 1 ошибка
|
| допущено более 1 ошибки
|
| К 8
| Соблюдение пунктуационных норм
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
|
| допущены 1 – 2 ошибки
|
| допущено более 2 ошибок
|
| К 9
| Соблюдение языковых норм
| грамматических ошибок нет
|
| допущены 1 – 2 ошибки
|
| допущено более 2 ошибок
|
| К 10
| Соблюдение речевых норм
| допущено не более 1 речевой ошибки
|
| допущены 2 – 3 ошибки
|
| допущено более 3 ошибок
|
| К 11
| Соблюдение этических норм
| этические ошибки в работе отсутствуют
|
| допущены этические ошибки (1 и более)
|
| К 12
| Соблюдение фактологической точности.
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
|
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
|
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)
|
|
|
|